Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Существуют различные подходы к выявлению факторов риска.
Одни исследователи [25] акцентирует значение биологических факторов риска наркотизации, связанных с особенностями психо-физического развития человека до момента вовлечения в наркотизацию.
Другие специалисты [10] сосредотачивают внимание на социальных и социокультурных условиях формирования наркозависимости.
Ряд авторов, разрабатывающих наркотическую проблематику, делают акцент на взаимосвязи риска наркотизации с особенностями развития личности [21], ее направленностью [9], свойственными человеку стратегиях поведения [49] и другими психологическими особенностями человека.
Тем не менее, все исследователи сходятся в том, что в приобщении к ПАВ и формировании наркозависимости имеет решающее значение не какой-то один фактор, а вся совокупность биологических, социальных и психологических условий жизни, которые могут создавать предпосылки вовлечения человека в наркотизацию.
В обобщенном виде факторы риска наркотизации, выделенные отечественными и зарубежными исследователями, могут быть представлены следующим рядом: биологические, социальные, психологические условия, предрасполагающие к употреблению ПАВ.
Рассмотрим биологические факторы риска наркотизации. К ним относятся:
Отягощенная наследственность. Особое внимание уделяется наследственной отягощенности психическими и наркологическими заболеваниями родителей и других ближайших родственников [1]. Имеет также значение злоупотребление медикаментами и тяжелые соматические заболевания матери [1; 25].
Органические поражения головного мозга. Значение имеют осложнения после перенесенных заболеваний (чаще всего менингоэнцефалита), черепно-мозговые травмы, в том числе сотрясения мозга, особенно многократные [1; 25; 27; 48].
Хронические соматические заболевания. При этом больший риск связан с заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте, и протекавшими с осложнениями, а также с хроническими заболеваниями.
Интеллектуальная недостаточность. Такие особенности лиц с интеллектуальной недостаточностью, как незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, трудности прогнозирования последствий собственных действий являются факторами повышенного риска вовлечения детей в наркотизацию.
Степень изначальной толерантности. Выделяют индивидуальную непереносимость, и низкую и высокую устойчивость (толерантность) по отношению к употреблению ПАВ.
Природа употребляемого вещества. Разные психоактивные и наркотические вещества имеют разный потенциал формирования зависимости. Для формирования зависимости от некоторых из них достаточно однократного употребления. Зависимость от других формируется постепенно, но при условии ее формирования, патологическое влечение к психоактивному веществу становится не менее сильным и выраженным (это в первую очередь, касается так называемых «легальных» наркотиков – алкоголя и табака)
Перейдем теперь к рассмотрению социальных факторов наркотизации, то есть условиям жизни человека в различных социальных общностях и особенностям функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в наркотизацию.
Эти условия можно классифицировать в зависимости от уровня общности, на котором они проявляются. Можно выделить макросоциальный и микросоциальный уровень.
Условия,
характеризующие
Традиции общества, связанные с употреблением ПАВ. Ряд исследователей [25; 37] отмечают значение так называемых «питейных традиций» российского общества для распространения алкоголизма и бытового пьянства.
Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Наркомания как явление в нашей стране рассматривается многими исследователями как «побочный результат перехода к рынку, демократии и капитализму» [10, с. 24]. Такие негативные последствия реформ как безработица, расслоение общества на “богатых и бедных”, сопряженное с ухудшением материального положения значительной части населения, спровоцировали приобщение к ПАВ тех, кто не сумел найти нишу в новых социально-экономических условиях. Чувство беспомощности в решении жизненных проблем привело определенную часть населения к стремлению вырваться из гнетущей реальности путем изменения состояния сознания при помощи химических веществ.
Ценностный плюрализм. Современная ситуация характеризуется кризисом существовавшей системы ценностей и культурных норм и так называемым ценностным плюрализмом. Общественные институты больше не предоставляют человеку абсолютных образцов или моделей, следование которым гарантировало бы «успешную жизнь». Человек вынужден сам выбирать ту систему ценностей, норм, критериев оценки, на которую будет опираться при выборе дальнейших действий. Это не значит, конечно, что общественные институты или социальные группы не влияют на выработку оснований существования отдельного человека, однако, жизнь современного человека не так строго регламентирована, как это было раньше. Это налагает на человека большую ответственность за собственную жизнь, и не все люди в состоянии ее принять. В этом случае употребление ПАВ является реализацией стратегии избегания ответственности, а ценность наркотического опьянения становится центральной в системе ценностных ориентаций.
Доступность психоактивных веществ. Одним из негативных последствий «прозрачности границ» явилось массовое проникновение наркотических веществ в те страны, в которых традиционно проблема наркомании не была острой, в том числе в Россию. Этим обстоятельством ряд авторов [1; 10] объясняет то, что после распада СССР потребление наркотиков в России резко увеличилось.
Мода на употребление психоактивных веществ. Ряд исследователей [1; 9; 10; 37] отмечают, что, благодаря косвенной рекламе в СМИ, у детей и подростков формируется представление об употреблении ПАВ как приемлемом и даже престижном поведении.
Лояльность закона по отношению к злоупотреблению ПАВ. Значимым фактором риска, по мнению специалистов [10; 37; 50], является несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов. Это приводит к фактической безнаказанности противоправной деятельности, связанной с распространением наркотических веществ, и соответственно росту числа потребителей наркотиков.
Таким образом, некоторые традиции российского общества, социально-экономический и духовных кризис, характеризующий его современное состояние, доступность наркотических и психоактивных веществ, мода на их употребление и недостаточная степень ответственности за нарушение правовых и моральных норм, связанных с распространением и злоупотреблением ПАВ представляют собой макросоциальные условия, способствующие вовлечению в наркотизацию.
Перейдем теперь к рассмотрению факторов риска наркотизации, проявляющихся на микросоциальном уровне, и характеризующих ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т.д.).
Рассмотрим микросоциальные факторы риска наркотизации, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях – в семье, в учреждении образования, среди сверстников.
Значимыми условиями, способными спровоцировать в дальнейшем приобщение ребенка к ПАВ, проявляющимися на уровне семьи являются следующие:
Злоупотребление ПАВ в семье. Поскольку семья является первичным звеном социализации ребенка, опыт наблюдения за употреблением членами семьи психоактивных веществ создает предпосылки формирования у ребенка установки на то, что такое поведение является образцом «нормального», допустимого или даже желательного поведения.
Несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Рассогласование между социальными нормами и поведением членов семьи, по мнению ряда специалистов [27; 31; 34; 37], может привести к тому, что представления ребенка о содержании социальных норм и правил поведения в обществе будут размытыми Это, в свою очередь, может способствовать нарушению самим ребенком этих норм и правил, что проявится, в частности, в употреблении психоактивных веществ.
Дисфункциональные воспитательные стили. Исследования выявили положительную корреляцию между риском приобщения ребенка к ПАВ и такими воспитательными стилями как гиперопека, гипоопека [10; 33; 43], противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений) [50], завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку [1; 43].
Воспитание одним родителем (в неполной семье)
Наличие семейных конфликтов. Конфликтная ситуация в семье может спровоцировать «уход» ребенка от реальности в наркотизацию. Особенно значимым по отношению к риску приобщения к ПАВ, согласно исследованиям ряда специалистов [31; 43], этот фактор становится при условии, что у ребенка есть опыт наблюдения за снятием напряжения, вызванного этими конфликтами, при помощи употребления ПАВ членами семьи.
Постоянная занятость родителей. Исследователи [1; 10; 33] отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся все более значимым фактором риска наркотизации, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию наркогенной среды.
Исследователи отмечают приоритетное значение именно семейных факторов риска наркотизации, тем не менее, в последнее время приобретают все большую значимость по отношению к возможному приобщению к ПАВ условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательном учреждении, такие как:
Употребление ПАВ в образовательном учреждении. Лояльное отношение администрации и педагогического коллектива к употреблению ПАВ в образовательном учреждении создает у ребенка преставление о допустимости или даже желательности такого поведения.
Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможной наркотизации ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины [33; 50].
Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации засчет самоутверждения в асоциальной деятельности, в том числе посредством употребления ПАВ.
Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. В этих условиях возможно использование ребенком или подростком дезадаптивных моделей совладания со стрессом (копинг-стратегий), в частности, употребление ПАВ.
Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска наркотизации исследователи [43; 47; 50] рассматривают следующие:
Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением.
Одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.
Отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.
Следующая группа факторов риска наркотизации - психологические факторы. При рассмотрении психологических факторов риска наркотизации исследователи [9; 21; 48; 49] чаще всего акцентируют внимание на влиянии на формирование наркозависимости патохарактерологического развития личности, направленности личности и особенностей копинг-стратегий ребенка и подростка. Рассмотрим эти факторы подробнее:
Тип психопатии или акцентуации характера. Специалисты, в частности А.Е. Личко, связывают склонность к употреблению психоактивных веществ и формирование зависимого поведения с акцентуациями характера - «зависимость особенностей токсикоманического поведения от типа психопатии или акцентуации характера проявляется весьма отчетливо.» [21, с. 75]. Под акцентуацией характера понимаются «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [21, с.12]
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста