Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Следует отметить также тот факт, что современное понимание злоупотребления ПАВ как вида девиантного поведения (аддиктивное поведение, зависимое поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм. Отмечается также, что если ведется изолированная работа по профилактике только аддиктивного поведения, то «создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддиктивного, а, к примеру, суицидального...» [31, с. 92] Поэтому профилактическая работа должна носить универсальный характер, т.е. предупреждать развитие девиантного поведения в целом.
При этом в основу профилактики положен принцип опережающего обучения – т.е. целевая подготовка детей организуется заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения, и учитывает факторы, влияющие на возможное формирования аддиктивного поведения, более актуальные для последующего возраста. На этом положении основывается такой механизм превентивного обучения, как «психологическая прививка». Так, если в подростковом возрасте одной из наиболее частых причин приобщения к употреблению ПАВ является невозможность противостоять групповому давлению сверстников, то обучение навыкам сопротивления групповому давлению (в условиях ситуативного тренинга) нужно начинать уже в начальной школе.
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде [6] выделяет две стратегии профилактики наркозависимости:
Негативно – ориентированную профилактику злоупотребления ПАВ, которая предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода. Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.
Позитивная профилактика, целью которой является воспитание «личностно развитого, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ» [13, с. 23]. В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.
Безусловно, такая цель профилактики требует конкретизации: КАК практически осуществить воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению ПАВ?
1.2. Учет
особенностей детей
младшего школьного
возраста в профилактике
наркозависимости
Одним из основных принципов ведения работы по профилактике наркозависимости в условиях образовательного обучения является дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей детей.
Этот подход предполагает объединение несовершеннолетних в группы по возрасту – либо согласно принятой в возрастной психологии периодизацией [2; 5; 6], либо в соответствии с уровнями нервно-психического реагирования [12; 37]
Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде [13], в качестве объектов профилактики определяются следующие возрастные группы: 5-7, 8-10, 10-12, 12-15, 15-18 лет.
На практике связь возрастных особенностей детей и стратегии профилактики наркозависимости реализуется в нескольких аспектах:
Выявление факторов риска и защиты, наиболее значимых для каждой возрастной группы
Определение стратегии и тактики ведения профилактической работы с детьми с опорой на их возрастные особенности.
Рассмотрим
каждый из выделенных нами аспектов подробнее:
Факторы риска наркотизации и защитные факторы в младшем школьном возрасте
Многообразие факторов риска представляет собой значительную трудность в их применении в качестве диагностических критериев для выявления детей группы риска наркотизации.
Поэтому особенно важно определить круг наиболее значимых факторов, влияющих на приобщение к ПАВ и формирование наркозависимости, для каждого периода индивидуального развития.
Чтобы
определить специфические факторы
риска и защиты, наиболее значимые
для дошкольников и младших школьников,
рассмотрим особенности развития детей
в этот период в соответствии с концепциями
индивидуального развития, получившими
наибольшее признание и имеющими практическую
ценность для педагога и психолога в сфере
образования. Речь идет о подходе к развитию
ребенка, предложенном Л.С. Выготским [6],
развитом и дополненном в учениях А.Н, Леонтьева
[5], Д.Б. Эльконина [46], Л.И. Божович [2] и других,
а также о концепции развития Э. Эриксона
[47].
Младший школьный возраст (7 – 12 лет)
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта общения и деятельности, обладающего личным сознанием, переживающего богатый спектр эмоциональных переживаний, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. В процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых. К шести годам у ребенка появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, качеств собственной личности, своих переживаний и некоторых психических процессов. При условии нормального развития к семи годам дошкольник уже «перерастает» «дошкольный» образ жизни, и в этот же период изменяется социальная ситуация развития, характеризующая переход к школьному обучению.
Переход к обучению в школе – кризисный момент развития ребенка. Специалисты NIDA рассматривают его как первый кризис трансформации, степень успешности прохождения которого может стать как защитным фактором, так и фактором риска наркотизации.
Важность
и высокая степень
Фактически
работа в обучающих группах –
это тематический семинар с элементами
тренинга. Занятия предполагают использование
активных методов обучения психосоциальным
навыкам.
Методы психолого-педагогического воздействия в профилактике наркозависимостиэтапа неоднократно подчеркивалась и отечественными психологами.
Переход к обучению в школе – «рождение» ребенка в новом качестве, поэтому начало школьного обучения может быть проанализировано по тем же критериям, что и психосоциальные стадии развития первых лет жизни. Так, Ш.А. Амонашвили, использует для описания вхождения ребенка в школу конфликты, выделенные Э. Эриксоном для объяснения сущности индивидуального развития [43]:
1. Стадия доверия – недоверия (к учителю, школе)
Во многом успешность ребенка в школе зависит от того, насколько продуктивным будет его контакт с первым учителем. Учителем, которому он должен научиться доверять, которому ему хотелось бы подражать. Младший школьник любые знания воспринимает через учителя и от веры в учителя зависит доверие ребенка к школе. Дети тогда поверят учителю, полюбят его и последуют за ним, если откроют в нем:
- умение понимать их всех и каждого
- исключительную доброту, великодушие, отзывчивость, сердечность
- способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется.
2. Стадия автономии (ученика) против стыда и неуверенности.
Мастерство учителя проявляется не в способности добиться безусловного подчинения ребенка школьным правилам (сделать идеальную «копировальную машину знаний»), а в том, чтобы ребенок почувствовал поддержку совей инициативе, внутренней готовности к «развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению» [47, с. 245]. Иными словами, весь учебный процесс должен опираться на жизненные устремления ребенка – на его инициативу.
Рассматривая особенности младших школьников необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольного возраста. Такими общими чертами в частности являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и запечетлеваемость, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и состояния опьянения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Поэтому именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уровнять себя с недоступным ранее взрослым.
В младшем школьном возрасте детей интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. Наркотик – это запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо почти ничего не поняли. Знания о наркотиках – отрывочны. Пробовали ПАВ единицы. Активное потребление чаще всего связано с «легальными наркотиками» (табак, алкоголь) и токсическими веществами (токсикомании). [44, с 28]
Немаловажным фактором приобщения к ПАВ может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости» - не думая о последствиях, перебегает прямо перед носом мчащейся машины дорогу, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». И, в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к ПАВ [43, с 30]
Кардинальное
отличие младшего школьника от дошкольника
состоит в новой внутренней позиции,
которая характеризуется
Эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей. Поэтому то, как будет справляться маленький ученик со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для ребенка острую аффективую окраску. И такое интегральное понятие как «школьная дезадаптация», используемое для обозначения широкого спектра нарушений в деятельности ребенка как субъекта учения, является, по-видимому, основным фактором риска наркотизации, характерным для этого возраста.
Э. Эриксон выделяет две возможные причины нарушений развития ребенка в младшем школьном возрасте (в его теории этому периоду соответствует стадия «прилежание, трудолюбие против неполноценности»): «Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребенка к жизни школьной, или когда школьная жизнь не подтверждает надежды ранних стадий» [47]
Стадия психосоциального развития, соответствующая школьному возрасту, по мнению Э. Эриксона, является решающей в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой совместное с другими детьми выполнение работы, осознание технологического этоса культуры. Успешное разрешение конфликта, характеризующего эту стадию, – успехи в учении - позволяет ребенку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии идентифицировать себя как успешную личность, решающую свои проблемы рациональными способами.
Таким
образом, в младшем школьном возрасте
не теряют своей актуальности факторы,
влияющие на формирование наркозависимости,
характерные для периода дошкольного
детства. Однако, приобретают большую
значимость такие факторы
риска или защиты, как школьная
дезадаптация (как фактор
риска) - или - хорошая
адаптированность к
школьным условиям,
успешность в учебной
деятельности (в качестве
защитного фактора)
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста