Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
«- Мы великие маги – Ибн Табак и барон Спиртус фон Алкоголь. Наш яд одурманивает человека, и после того, как человек попробует наше зелье, он становится нашим рабом и будет делать то, что мы ему скажем!
- Ну что ж, действуйте, но помните, что одурманить Короля можно, только если он согласится попробовать ваше зелье сам. Без его согласия ваши чары бессильны... – согласилась правительница Болезнетвории.
- Не беспокойтесь, Ваша Мерзость! Мы сумеем обмануть Короля. Мы притворимся простыми торговцами и предложим здравоярцам наш товар – сигареты и спиртные напитки. Пачки для сигарет, в которых и спрячется маг ибн Табак, мы сделаем красивыми и яркими, и пустим рекламу – кто возьмет пачку, тому подарок!» «А я», - сказал фон Алкоголь, - «буду в красивой бутылке с жидкостью вишневого цвета или в баночке с джин-тоником или пивом, - пусть думают, что это сок или сладкая вода!»
Сказка подсказывает ребенку и основную «формулу профилактики зависимости» - чтобы избежать негативного влияния ПАВ, необходимо и достаточно просто не допускать их в свою жизнь, иными словами «не пробовать».
К сказкам в своем творчестве обращались известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева, и т.д. В настоящее время разработаны разнообразные приемы работы со сказкой.
Педагогам, безусловно, известен такой прием как анализ сказок, когда после чтения сказки учитель или воспитатель организует ее обсуждение. Детям предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего вам понравился и почему?», «Почему герой поступил так, а не иначе?» и «Что было бы, если бы герой поступил иначе?» и т. д. Данная форма работы со сказкой может применяться в работе с детьми старше пяти лет. Анализ сказок в доступной и привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации, и при этом оценить его последствия. Примером использования такого приема в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ, в частности, в целях предотвращения непреднамеренного пробы наркотического вещества (тема «Неизвестные вещества»), может служить анализ фрагментов таких сказок, как «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Маленький Мук», «Алиса в стране Чудес».
Поскольку общепризнанно, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приобретает использование таких приемов работы со сказкой как постановка сказок с помощью кукол и драматизация сказочных сюжетов.
Разыгрывание
сказочных сюжетов может
Арттерапия – метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство.
Основная цель арттерапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с "большим" миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.
Разнообразие
способов самовыражения, положительные
эмоции, возникающие в процессе арттерапии,
снижают агрессивность, повышают самооценку
("я не хуже других"), адаптационные
способности ребенка в
За счет совершенствования и более частого использования творческой деятельности ребенок расширяет зону контроля и взаимодействия с окружающими (коммуникативная функция арттерапии). Активное творчество способствует формированию у ребенка новых психосоциальных навыков (обучающая функция).
Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне.
Методики арттерапии основываются на том предположении, что внутреннее "я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно рисовать, писать красками или лепить.
Часть
упражнений, разработанных в рамках
арттерапии, просты в применении, не
требуют специальной
“Самосознание через музыку” [4, с.42]
Это упражнение основано на объективных или ассоциативных способах восприятия музыкального содержания. Описание ребенком эмоционального и образного содержания музыки сравнивается с его образом своего состояния. Таким образом, происходит поиск связей состояния человека с внешними и внутренними причинами.
“Музыка в красках и линиях” [26, с.53]
Это упражнение предполагает “зарисовку” слышимых музыкальных образов. Рисование под музыку направленно на активизацию самосознания, улучшение внимания детей, их успокоение и раскрепощение.
Таким образом, использование элементов арттерапии в профилактике наркозависимости способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Мы рассматриваем термин «психогимнастика» в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии качестве главного средства коммуникации.
Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях как для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи. Например, на организационном этапе занятия могут быть использованы этюды на релаксацию («Подсолнухи», или «Лицо загорает» [43]) или, напротив, упражнения-активаторы, в зависимости от состояния детей до занятия. В заключительной части занятия мы рекомендуем использовать, например,
Упражнение «Подарок»:
Участникам предлагается поблагодарить друг друга за совместную работу «без слов», подарив воображаемый подарок. Варианты упражнения:
1. Один участник придумывает и показывает «подарок», а затем предает его по кругу,
2. Дети спонтанно выбирают тех участников занятия, которых им хотелось бы поблагодарить. Ведущий следит за тем, чтобы никто не остался без «подарка»
В работе с детьми младшего школьного возраста также могут быть использованы этюды и упражнения, направленные на развитие у детей различных психических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечная тренировка), и умения выражать различные эмоциональные состояния, например, игры и этюды, предложенные М. И. Чистяковой [42].
Ролевая игра – это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или негативного влияния этих веществ на здоровье ребенка (например, в случае пассивного курения) или лиц их употребляющих (навыки безопасного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии опьянения)).
Групповая дискуссия – такой способ организации совместной деятельности учащихся под общим руководством педагога с целью решения групповые задачи или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников и педагога.
Проведение
групповых дискуссий требует
организации деятельности детей
в малых группах. Организация
групповых дискуссий
Объединение участников в небольшие группы, попросив сесть лицом к лицу (в 1-3 классе более эффективно деление детей на пары и тройки, в 4-м классе можно организовывать группы из 4-5 человек)
Общее задание или тему обсуждения.
Обмен информацией в группе (Важно заранее сформировать у детей навыки эффективного слушания, проработать правила общения в группе)
Общая оценка работы группы
Организация опроса: спрашивать одного из участников малой группе в случайном порядке. Или заранее распределить роли каждого участника группы заранее (например, Пресс-секретарь, Хранитель времени и т.п.)
Рефлексия участников (анализ событий, происходящих в группе)
Мозговой штурм – метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений, и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей в группах.
Проведение
специализированных занятий по профилактике
наркоманий предполагает работу по специальной
программе.
Программы профилактики наркозависимости
Выделяют
несколько типов
Универсальные программы - программы направленные на группу населения в целом, – например, на всех учащихся в школе.
Выборочная программа направлена на группы риска или определенную часть общей категории, – например, на детей наркоманов или плохо успевающих в школе детей.
Программа по показаниям составлена для детей, относящихся к группе риска по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию.
В
настоящее время в учебный
процесс начинают внедряться первые
антинаркотические программы
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что наибольшее распространение в мире получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Приоритетная цель первых (больше распространенных в Европе) – выработать у детей навыки эффективного общения; второй (США) – обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Тем не менее, вне зависимости от приоритета той или иной цели любые программы включают решение трех типовых задач.
Обязательная направленность всех программ:
развитие социальной и личностной компетентности;
выработка навыков самозащиты;
предупреждение возникновения проблем.
Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки.
Вторая реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор.
Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивление давлению извне.
Любая программа предполагает овладение набором из 12-15 психосоциальных навыков.
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста