Психологические особенности детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.
Объект исследования: дети 4 – 5 лет.
Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5
1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет…………………………………………стр. 5
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16
3. Психологические особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3

Глава I.  Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5

1.Технические  умения и навыки у детей  4 – 5 лет…………………………………………стр. 5

2. Анималистический жанр  и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16

3. Психологические  особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22

Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29

Список  литературы………………………………………………………………………………………….стр.30

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для детей 4 – 5 лет является важным развитие технических умений и навыков  на занятиях в анималистическом жанре.

Анималистический жанр - это вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

В результате развития технических  умений и навыков в возрасте 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре, дети учатся правильно изображать животных в разных видах художественной деятельности (рисунок, лепка, аппликация и т.д.), а так же при ознакомлении детей с художественной деятельностью в анималистическом жанре, у дошкольников повышается уровень знаний об окружающем мире, об искусстве. Конечно, нельзя не сказать о значимости развития технических умений для психического развития дошкольников. В ходе занятий художественной деятельностью, у детей этого возраста развивается мелкая моторика, которая имеет большое значение для развития всех познавательных функций. Так же творческие занятия способствуют развитию творческого воображения, мышления. Задействуется и игровая деятельность, которая является ведущей для данного возрастного периода и в ходе которой ребенок познает окружающий мир, взаимодействует со сверстниками, учится принимать нормы, правила.

Как видим, развитие технических умений и навыков в общем, и на занятиях в анималистическом жанре, в частности имеет большое значение в рассматриваемом нами возрасте. При этом у педагогов, возникают трудности при обучении детей методам изображения животных, в выборе форм ознакомления детей с анималистическим жанром, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания.

Исходя из выше сказанного, можно  говорить о том, что актуальность нашей работы обуславливается значимостью развития технических умений и навыков детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре для развития всех психических функций и для повышения уровня знаний у детей данного периода жизни.

Так же, исходя из сложностей, которые возникают  у педагогов при обучении детей  овладениями изображения животных, можно говорить о том, что формы  и методы обучения дошкольников передаче образов животных не являются универсальными, а следовательно являются мало изученными.

Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.

Объект исследования: дети 4 – 5 лет.

Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
    2. Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
    3. Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.

Теоретико - методологическая основа: Комарова Т. С., Флерина Е. А., Сакулина Н. П., Выготский Л. С., Бакушинский А. В., Казакова Т. Г. 

Глава I.  Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре.

1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет.

Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских рисунках.

Большое значение в изобразительной деятельности имеет освоение техническими умениями и навыками, которые играют важную роль во всестороннем развитии ребенка.

Классификация технических навыков и умений по Комаровой Т.С.

Группы классификации

Навыки 

Умения 

I группа

Навыки и умения владения инструментом

1.Навык держания карандаша и  кисти

2.Навык положения руки с карандашом  при  рисование вертикальных и горизонтальных линий

3.Навык ведения линий кистью

4.Навык держание кисти при рисовании тонких и широких линий

Умение свободно владеть кистью при  различных приемах рисования

II группа

Навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке

1.Навыки произвольной регуляции  силы нажима

2.Навык произвольного  изменения амплитуды

3.Навык произвольного  изменения скорости движения.

4.Навык прекращения движения  в нужной точке.

5. Навык ритмичного проведения  повторных, однородных движений

Умение регулировать движение в соответствии с задачами  изображения

III группа Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов

Навык удержания направленности движения

1.Умение изменять направление  движения

2.Умение подчинять движение  соразмерению отрезков по длине

3.Умение подчинять движение соразмерению изображений или их частей по величине


 

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией развиваются  эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается  сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Так же такие занятия важны  для формирования коллективных форм работы.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту  цвета, пропорциональность частей и  т. д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное  содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем  изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует  подвести детей к вычленению отдельных  свойств, которые могут найти  отражение в изобразительной  деятельности. Однако очень важно  закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев кошку, обратим не ее грацию, изящность, как тихо она ходит. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Для развития эстетического  восприятия очень важно при знакомстве с животным подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства). [Дронова Т. Н., 2006]

Однако не только интерес  к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности  образа. Большое значение имеет и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в  рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения  техникой каждого вида изобразительной  деятельности.

Овладение изобразительной деятельностью  требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и  умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем двигательная основа художественной деятельности имеет особое значение для детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети только начинают овладевать движениями рук и орудийными действиями, способами создания творческих продуктов.

Для развития моторики детей большое  значение имеет созревание нервно-мышечного  аппарата и усвоение исторически  сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при  овладении действиями с предметами и орудиями. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления. И часто, не зная способов действия с ними, использует предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берет его  в рот, бросает и т. п. Особенно важным для развития психики ребенка  является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит  от овладевания орудиями и инструментами. [Комарова Т. С.,1990]

Техника творческой деятельности включает кинестетику и восприятие. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно - двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению.

На различных этапах овладения  техническими навыками и умениями в  рисовании зрительный контроль за движениями и кинестезические ощущения соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движениями руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение, почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без него невозможно передать в изображении образ предмета, его внешние свойства. Процесс изображения требует постоянного зрительного контроля за действиями руки. По мере накопления двигательного изобразительного опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольный характер изобразительной деятельности.

Правильные технические  навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию  при условии, если воспитатель обращает на это внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты, образы сказочных героев и многое другое, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить). [Комарова Т. С., 1976].

Следовательно, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Лепка. В лепке следует  развивать такие движения рук, которые  позволяли бы детям преобразовывать  комок глины, пластилина, получать поделки  разнообразной формы.

Дети постепенно учатся отщипывать маленькие комочки глины от большого, скатывать их прямыми движениями (палочки, цилиндры и т. п.), кругообразными (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Их учат различным приемам лепки: сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, лепить по частям и из целого куска, использовать стеки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки  способствует развитию движений руки, позволяет создавать разнообразные  предметы, изображать несложные сценки из жизни, из сказок. [Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В., 2006]

Рисование. Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования. А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Воспитателю при продумывании занятия важно подобрать такой материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям, и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала, разумеется, в доступных им пределах. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения. [Комарова Т. С., 1976]

Информация о работе Психологические особенности детей 4-5 лет