Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа
Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.
Введение ......................................................................................................... 3
1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14
2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29
Заключение ..................................................................................................... 48
Список использованных источников .......................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение Образования
“Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины”
Специальный факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Допущена к защите
Психологические проявления и возможности компенсации задержки психического развития в школьном детстве
Исполнитель:
слушатель группы
ПП-51
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................
1 Причины и факторы возникновения
ЗПР ..............................
1.1 Понятие ЗПР и его виды..........................
1.2 Особенности ЗПР в школьном
детстве.......................
2 Диагностика и компенсация
ЗПР в школьном детстве........
2.1 Возможности выявления ЗПР
..............................
2.2 Компенсационные программы
Заключение ..............................
Список использованных
источников ..............................
РЕФЕРАТ
Дипломная работа состоит из 51 страницы, двух схем и включает в себя 25 источников литературы.
Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.
Объект исследования: девиации психического развития в школьном детстве.
Предмет исследования: психологическая сущность ЗПР и возможности диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы психолога с ЗПР в школьном детстве.
Цель: выявить сущность, основные причины и факторы возникновения задержек психического развития в школьном детстве, определить коррекционно-компенсирующие программы развития детей, относящихся к данной категории.
Задачи:
- раскрыть сущность и привести классификацию ЗПР;
- рассмотреть особенности ЗПР в школьном детстве;
-обосновать возможности
выявления ЗПР
- определить программы
и способы коррекции (
Выводы:
Проблема выявления и компенсации задержки
в психологическом развитии в ходе профессионально-
ВВЕДЕНИЕ
Исследованием проблем задержек в психическом развитии младших школьников занимались такие ученые, как М.С. Певзнер, Н.Я. и М.М. Семаго, В.И. Лубовский, К.С. и В.В. Лебединские, У.В. Ульенкова и др.
Поступление в школу — это
начало нового этапа в жизни ребенка,
вхождение его в мир знаний,
новых прав и обязанностей, сложных
и разнообразных отношений со взрослыми
и сверстниками. Можно понять гордость
взрослых, чьи дети уверенно шагают по
школьным коридорам, добиваются первых
успехов. И совсем другие чувства испытывают
родители, если ребенок начинает отставать
в учебе, не справляется с новыми требованиями,
теряя интерес к школе. Анализируя годы
дошкольного детства можно обнаружить
причины готовности или неготовности
его к школьному обучению. В настоящее
время дети приступают к обучению в школе
с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка
готовность к школе в целом сформирована,
то у шестилеток ее окончательное завершение
осуществляется в первый год школьного
обучения. Этому способствует соответствующий
подход к детям.
Проблема выявления и
В настоящее время,
в условиях постоянно
Цель: выявить сущность, основные причины и факторы возникновения задержек психического развития в школьном детстве, определить коррекционно-компенсирующие программы развития детей, относящихся к данной категории.
Задачи:
- раскрыть сущность и привести классификацию ЗПР;
- рассмотреть особенности ЗПР в школьном детстве;
- обосновать возможности
выявления ЗПР
- определить программы
и способы коррекции (
1 ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР
1.1 Понятия ЗПР и его виды
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 6-7 лет до 10-11 лет (1-3 классы школы). Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Психологическое здоровье – это ценность, общаться с которой должны специалисты: психиатры, патопсихологи, психотерапевты.
Поступая в школу, ребенок фактически оказывается перед задачей освоить за несколько лет основы того ценного, что человечество выработало тяжким трудом за многие столетия. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего выявляется множество отклонений от “предначертанного” пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д.
Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста. Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях.
• Во-первых, повысились
требования к детям,
• Во-вторых, в
результате введения в
• В-третьих,
в связи с изменением
Психолого-педагогическая
готовность к школьному обучению
формируется у ребенка
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
· Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса.
· У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю над собой.
· Ребенок,
плохо подготовленный к школе
часто мало инициативен, тяготеет к
шаблонным действиям и
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины
связаны с неэффективной
Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания.
В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие любознательности, умственной активности, непосредственно связанных выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы.
Причина трудностей обучения
и неуспеваемости школьников младших
классов часто связана с
Можно смело утверждать, что у человека нет ни одного проявления жизнедеятельности, свободного от участия нервной системы. “Мозг ответственен за все: за первый крик новорожденного и стон умирающего, за взмах топора дровосека и быстрый бег виртуозных пальцев пианиста, за замирание сердца девушки, впервые спешащей на свидание, и слезы горя, за тепло доброго человеческого общения и предательский удар из-за угла, за трусость и самоотверженность, лень и трудолюбие, любовь и ненависть, за глупость самодовольного обывателя и мудрость чудака... - за все человеческое. В том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них” [1, 20]. Ничего нет в теле человека, что бы не управлялось нервной системой, поэтому болезни нервной системы имеют многочисленные проявления. Все отделы нервной системы, головного и спинного мозга тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга существенное влияние, поэтому и повреждение того или иного участка мозга
неизбежно сказывается на работе всей нервной системе в целом.