Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа
Ключевые слова: психологическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), генезис, умственные способности, психолого-педагогическая готовность, нервная система, функции восприятия, ЗПР церебрально-органического происхождения, недостаточное развитие, асинхронное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, темпово-задержанное развитие и неравномерно-задержанное развитие, дизонтогенез, обучаемость, критичность, адекватность, типологизация психического развития.
Введение ......................................................................................................... 3
1 Причины и факторы возникновения ЗПР ............................................. 4
1.1 Понятие ЗПР и его виды........................................................................... 4
1.2 Особенности ЗПР в школьном детстве................................................... 14
2 Диагностика и компенсация ЗПР в школьном детстве.......................... 24
2.1 Возможности выявления ЗПР ................................................................. 24
2.2 Компенсационные программы развития детей с ЗПР .......................... 29
Заключение ..................................................................................................... 48
Список использованных источников .......................
Инструкция: Возьмите бланк "Сложные ассоциации". Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием "Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. На задание дается 7 минут.
Задание “Сходство и различие”
Учащимся предлагается
Задание “Составление предложений”
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»),
Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился. Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов [19, 338-344].
Рекомендации для учителей
На занятиях в связи с утомляемостью проводить физкультминутки, упражнения для глаз.
Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику.
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). Я таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности – его мозг просто "отключается" на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются не головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.
Необходим очень тесный эмоционально-положительный контакт учителя и ребенка, постоянный ненавязчивый педагогический контроль и помощь; тактичность во взаимодействии.
Рекомендации для родителей
Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству – постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать.
С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени,
Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требовании. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два–три по 10-15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а
сложное оставляйте на потом.
Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему сменить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)
Заключение
В школе за последнее
время произошли серьезные
Задержка психического
развития - особый тип аномалии, проявляющийся
в нарушении нормального
Во всех вариантах
классификаций ЗПР общим
К настоящему времени
разработаны и более детальные
подходы к дифференциации вариантов задержанного
развития, особенно тех случаев, которые
относят к «ЗПР церебрально-органического
происхождения» и которые сами по себе
составляют наиболее сложную в дифференциально-
Категория детей, традиционно относимых к «задержке психического развития», разделена нами на две принципиально различные подгруппы. К первой подгруппе можно отнести варианты истинно задержанного развития, которые характеризуются именно замедлением темпа формирования различных «элементов» когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности. К психологическим вариантам такого истинно задержанного развития мы относим категории «темпово-задержанное развитие» и «неравномерно-задержанное развитие» (соответственно гармонический и дисгармонический инфантилизм).
Другая подгруппа «
Основные отличительные особенности детей с задержкой психического развития от их полноценных сверстников можно выделить, рассматривая различные познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Для диагностики познавательных процессов были использованы следующие методики: методика Пьерона – Рузера, методика кодирования Д. Векслера, корректурная проба Бурдона, проба Ландольта, методика “Красно-черная таблица” ( Горбова – Шульте), методика Мюнстенберга, методика “Расстановка чисел”, исследование непроизвольной зрительной памяти, методика “Оперативная память”, методика сюжетно связанных картинок, методика “Четвертый лишний”, методика “Нелепицы” и т.д.
На основе полученной с их помощью информации, а также наблюдения детей в различных ситуациях были составлены педагогические характеристики с указанием направлений работы для других специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Скворцов И.А.
Детство нервной системы.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. С точки зрения железнодорожного расписания // Школьный психолог. – 1999. – № 32. – С. 3-9 .
3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Педагогика, 1979. – 264с.
4. Старикова
Л. Задержка психического
5. Лебединский В.В.
Нарушения психического
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой психического развития // Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967.
7. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982. – 184с.
8. Дети с временной
задержкой психического
9. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития / Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Т.И. Чирковой и др. – Горький, 1988. – 115с.
10. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики // Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.
11. Низовцев М.А. "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития": Пособие для учителей. – М., 1992. – 162с.
12. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
13. Арюкова C. Другие мы // Школьный психолог: приложение. – 2003. – № 2.
14. Дубровина И.В., Андреева А.Д.. Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Академия, 1998.
15. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 1998. – 146с.
16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.А. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998. – 210с.
17. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М., 1991. – 34с.
18. Рахматуллина Р.
Коррекционно-развивающая
19. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. Кн. 2.
20. Павлий Т.Н. Диагностика
и коррекция эмоциональной
21. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплекс "Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста". – М.: Аркти, 1999. – 246с.
22. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. – М., 1990. – 94с.
23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 2001.
24. Гаганова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю внимание. - СПб.: Питер, 2000.
25. Большунова И.Я. Место сказки в школьном образовании // Вопросы психологии. – 1993. – №5.