Психологический модуль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реальность.
В современной психологии принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т. е. вся совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включающая в себя многие субъективные явления.
У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает  как его Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными  обстоятельствами жизни индивида позволяет  личности изменить свое поведение и  осуществлять цели самовоспитания.

 

32. Условия,  факторы и движущие силы психического  развития. Основные закономерности  развития, соотношение обучения  и развития, периодизация развития  в разных теориях

Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана  с выяснением того, как соотносятся  данные человеку с рождения особенности  организма и генетически обусловленные  законы его созревания с возможностями  развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием  интеллектуальных способностей, с формированием  личностных качеств ребенка. От того, каким образом решается данная проблема в теории, зависит принципиальная постановка и практическое решение  вопроса о том, чему и как можно  учить (и научить) человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеют  врожденный характер. Однако в том  виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение  большей частью являются продуктом  обучения и воспитания.

Развитие представляет собой  переход растущего организма  на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Главный  вопрос состоит в выяснении того, как соотносятся эти два процесса друг с другом. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в  настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и  поведения человека есть результат  эволюционного преобразования генетически  заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического  психологического и поведенческого развития организма согласно данной точке зрения нет ничего такого, что хотя бы в зародыше не содержалось  в генотипе. Все, что появляется далее  в процессе развития, изначально имеется  в виде задатков, которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма. Эту концепцию называют эволюционной теорией развития. Одно из значений слова «эволюция» — развертывание.

Другую и также не очень  популярную в наши дни теорию именуют  революционной теорией развития. Она представляет собой другую крайность  в позициях и практически полностью  отвергает значение генетических факторов в развитии. Сторонники этой теории все развитие сводят к разнообразным  воздействиям среды и утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических  особенностей можно сформировать любые  психологические и поведенческие  свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.

Третья точка зрения, именуемая  вероятностной, или стохастической, теорией развития, имеет в настоящее  время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый  на каждой его ступени, изначально в  генотипе не заложен. Этот результат  также не может быть полностью  произвольным, совершенно не зависящим  от генотипа. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны  и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным  стечением обстоятельств в жизни  организма (индивида). То, что он приобретает  на каждой ступени развития, зависит  в основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.

В психологии существует множество  возрастных классификаций онтогенетического  развития человека. Существуют классификации, охватывающие весь жизненный цикл человека от младенчества до старости.

Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Человеческую жизнь он рассматривает  как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из четырех стадий до момента рождения. С этого времени  развитие характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде, динамикой интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации, социального становления личности и профессиональной деятельности. Второй цикл — детство — состоит из трех стадий (младенчество, дошкольное детство и раннее школьное детство) и охватывает 11—13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания (11—13—15 лет) и  поздней юности (16—21 год).

Цикл взрослости состоит  из четырех стадий:

1) ранняя взрослость (21—25 лет);

2) средняя взрослость (26—40 лет);

3) поздняя взрослость (41—55 лет);

4) предпенсионный возраст  (56—65 лет).

Цикл старения состоит  из трех стадий:

1) удаление отдел (66—70 лет);

2) старость (71 и более лет);

3) последняя стадия —  болезненная старость и дряхлость.

Швейцарский психолог Ж.-Ж. Пиаже  выделил три основных периода  становления интеллекта с момента  рождения и до 15 лет:

1) период сенсомоторного  интеллекта (0—2 года). В этом периоде  выделяются шесть основных стадий;

2) период подготовки и  организации конкретных операций (3—11 лет). Здесь выделяются подпериод  дооперационных представлений (3—  7 лет), в котором Пиаже различает  три стадии, и подпериод конкретных  операций (8—11 лет).

Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию  периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Д. Б. Эльконин рассматривал три эпохи  — раннее детство, детство и подростковый период. В каждой эпохе происходит смена ведущих типов деятельности, которые обусловливают изменение  в развитии ребенка и переход  его в новую эпоху. В данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают  два показателя: мотивационно-потребностная  сфера и операционно-технические  возможности ребенка.

Д. Б. Эльконин сделал акцент на топологической характеристике возрастного  развития. В современной психологии широкое распространение получили периодизации развития ребенка по метрическому принципу:

1) период новорожденности  — от момента рождения до 1—2  месяцев;

2) младенчество — первый  год жизни;

3) раннее детство —  второй и третий годы жизни;

4) дошкольное детство —  от 3 до 6 лет;

5) младший школьный возраст  — от 6 до 10—11 лет;

6) подростковый возраст  — от 11—12 до 14—15 лет;

7) ранняя юность — до 17 лет.

Каждая стадия в развитии ребенка характеризуется определенными  чертами формирующейся психики. Развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной  возрастной ступени к другой, связанный  с изменениями в строении психики. Переход от одной возрастной ступени  к другой характеризуется «кризисом». Ребенок, который до этого был  спокойным и покладистым, вдруг  начинает «бунтовать». 

 

33. Понятие о  психологических новообразованиях, характеристика основных новообразований  в разных возрастных периодах, сензитивность на разных этапах  развития личности

Психологические новообразования  – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени  развития.

Новорожденность – основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0 – 1) – прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх  перед незнакомыми людьми, поиск  одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 – 3) –  освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного  мышления, становление внутреннего  плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 – 7) - формирование произвольных действий и поступков знаменует собой  процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного  поведения и характера; формируются  общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается  воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая  форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование – самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7 – 14) - в ходе освоения полной структуры учебной  деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые  способности теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный  и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного  наблюдения, осуществляющегося по определенному  плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его  объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают  обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 – 21) - способности  к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание  собственной индивидуальности, появление  жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное  врастание в различные сферы  жизни.

Молодость (19 – 33) - возникает  собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального  и профессионального Я; формируется  индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32 – 42) - в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик  в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением[12]; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий  наиболее благоприятные условия  для формирования у него определенных психологических свойств и видов  поведения. Например, для развития речи, наиболее сензитивным, то есть благоприятным  периодом является дошкольный возраст.  

 

34. Характеристика  основных парадигм исследования  в общей психологии, психологии  развития и возрастной психологии (естественно научная, гуманистическая  и гуманитарная)

Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок — в  своем крайнем выражении —  натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек —  природа». Теоретической схемой, описывающей  процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм  — среда», а носителем этих процессов  — человек, как только природный  индивид.

Признавая существенное влияние  окружающей среды на развитие психических  структур, натурализм решающее значение придает наследственным механизмам, врожденным задаткам, телесной организации  генетической программе в целом. Среда, в силу своей чуждости организму, представляет собой хотя и важное, но лишь внешнее обстоятельство в  прижизненном становлении психики.

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской  психологии) — это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается  прежде всего как социальный индивид; его сущность — не в природе  и не в нем самом, а в обществе. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики. Общий смысл  развития здесь — это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего  мира человека по определенной, социально  заданной норме, образцу или мерке.

Внутри естественнонаучного  подхода к изучению природы психических  явлений необходимо выделить и такую  частную, но чрезвычайно важную для  всякой науки парадигмальную установку, как гносеалогизм, которая полагает, что познавательное отношение человека к миру является исходным и фундаментальным, определяющим или обеспечивающим любые  другие его отношения. Психология развития в данной парадигме сведена к  познавательному развитию, к возникновению  и становлению когнитивных структур, механизмов, стилей, обеспечивающих расширяющееся  взаимодействие познающего субъекта и  познаваемого объекта. При этом конечные причины становления познавательных структур находятся вне собственно психологии человека. Показательна в  этом отношении генетическая психология известного детского психолога Ж. Пиаже.

Наиболее кардинальной альтернативой  вышеобозначенным парадигмальным установкам (прежде всего натурализму и социоморфизму) в психологии выступило направление, центральным пунктом которого является отказ от индивидных представлений  о человеке, от редукции всей полноты  человеческой реальности к статусу  природного, социального или познающего индивида в своей отдельности; здесь  главным образом обсуждаются  механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в  процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно  выделить в особую парадигмальную установку  — культурализм, понятийный строй  которого задается соотношением «человек — культура».

Информация о работе Психологический модуль