Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

1. Диагностический.

2. Коррекционный.

3. Аналитический.

4. Прогностический [43, с.27-28].

На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет (см. рисунок 1).














 







Рисунок 1 - Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет

 

Модель актуальна, поскольку позволяет на основе одной проблемы работать в нескольких направлениях. Наша модель охватывает все формы работы педагога-психолога для получения полной картины по вышеназванной проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по снижению уровня агрессии у подростков 15-16 лет необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок  – выявить, на каком уровне  агрессия проявляет себя у подростков 15-16 лет. Для этого мы используем валидные, наиболее часто используемые методики в области исследования агрессии:

  • Тест «Диагностика состояния агрессии» А. Басс – А.  Дарки. Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций;
  • Тест «Оценка агрессии в отношении» А. Ассингер. Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими;
  • Тест «Руки» Э. Вангер. Данный проективный тест направлен на диагностику индивидуальных особенностей личности, оценку и прогнозирование открытого агрессивного поведения, проведение глубинного исследования потребностей и мотивов поведения.

II. Коррекционный блок  – проведение коррекционной работы  по следующим направлениям:

а) групповая работа с учащимися.

Психологическую коррекционную работу с агрессивными подростками целесообразно строить по различным формам агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.

Второй уровень связан эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс, т.е.  стресс, вредящий организму; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а так же высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях [65, с. 68].

б) Работа с родителями.

Взаимодействие с родителями учащихся занимает важнейшее место в структуре психопрофилактики агрессии подростков, поскольку предпосылки формирования последней нередко закладываются в семье, а уже сформировавшийся стереотип агрессивного поведения проявляется вне семьи. Поэтому эффективность психопрофилактической работы может быть достигнута только в том случае, если родители будут работать сообща с психологом.

На первом этапе необходимо провести беседу с родителями. Необходимо проинформировать их о возрастных особенностях детей, характеристика их социально-педагогической ситуации.

На следующем этапе целесообразно проинформировать родителей об уровне агрессии подростков в общей форме. Задача этого этапа – обратить внимание родителей на поведение собственного ребёнка.

Последний шаг в выступлении – это формулирование конкретных рекомендаций для родителей по содействию снижения уровня агрессии подростков [37, С. 202-204].

в) Работа с педагогами.

С целью предупреждения дальнейшего развития агрессивного поведения подростков 15-16 лет в условиях школы необходимо разработать мероприятия, затрагивающих не только самих учащихся, но и других участников образовательного процесса – педагогический коллектив:

- психолого – педагогические  консилиумы;

- семинары для педагогов, в рамках которых создаются  «средовые» условия для успешной  школьной жизни учащихся;

- проведение педагогами  классных часов, направленных на  профилактику агрессии непосредственно у учащихся.

На психолого – педагогических консилиумах значительное внимание должно уделяться объяснению того, какое влияние может оказать агрессивное поведения подростков на развитие самого ребенка и его окружения это будет влиять на его деятельность и будущую жизнь.

На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с агрессивными подростками, примером которых могут служить модель А.И. Фурмана пошагового изменения поведения [72, с. 130]:

1-й шаг. «Осознание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2-й шаг. «Переоценка собственной  личности»: оценка того, что ребенок  чувствует и думает о своем  поведении и себе самом.

3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное  поведение влияет на окружение.

4-й шаг. «Внутригрупповая  поддержка»: открытость, доверие и  сочувствие группы при обсуждении  проблемы агрессивного поведения.

5-й шаг. «Катарсис»: ощущение  и выражение собственного отношения  к проблеме агрессивности.

6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности  изменить поведение.

7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному  поведению.

8-й шаг. «Контроль за  стимулами»: избегание или противостояние  стимулам, провоцирующим агрессивное  по ведение.

9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение  со стороны окружающих за изменением  поведения.

10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной  жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.

Для успешного проведения психолого-педагогической работы с учащимися учитель получает от психолога методические разработки – программу классных часов, а также чёткие инструкции о том, как её нужно проводить. «Инструктирование» педагогов проводится в режиме семинара – тренинга, задачами которого являются:

1. Просветительская – информирование педагогов о психологических особенностях учащихся данного возраста;

2. Обучающая – обучении навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки;

3. Психопрофилактическая – выработка системы единых педагогических требований к учащимся.

Таким образом, роль психолога в психопрофилактике агрессивного поведения подростков при работе с педагогическим коллективом заключается в том, что он объясняет – какое влияние может оказать не контролируемая агрессия подростка, на развитие самого ребенка, его окружение, успешность его деятельности, его будущее.

III. Аналитический блок  – для оценки эффективности  проведённой коррекционной работы  мы проводим повторную диагностику  по ранее использованным методикам  с целью выявления результата, а так же применяем математическую  обработку данных для подтверждения  наших результатов.

IV. Прогностический блок  – разработка рекомендаций учителям, родителям и учащимся по снижению и профилактики уровня агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

В итоге по проведённым мероприятиям можно будет проследить реализацию цели по снижению и профилактики уровня агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

Таким образом, для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо посторенние дерево целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами. Работа при этом должна проводиться параллельно – для положительного результата психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

 

Вывод по первой главе

Таким образом, агрессия рассматривается как отдельные действия с целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку. В то время агрессивность рассматривается как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии и может иметь различную степень выраженности. Агрессивное поведение – это враждебные действия, целью которого является нанесения страдания, причинения ущерба другим людям и живым существам. Но гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, соревновательности и активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Наиболее выражено агрессивность проявляется в переходе от детства к взрослости, и составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Все это влияет на поведение подростков. Виды агрессивного поведения различны у учащихся подросткового возраста. На это влияет и эмоциональное состояние подростков, и биологические факторы, психические факторы и социальное окружение детей.

Исходя из выше перечисленного для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо посторенние дерево целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами. Работа при этом должна проводиться параллельно – для положительного результата психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 15-16 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация исследования агрессивного поведения учащихся подросткового возраста

2.1. Этапы, методы и методики  исследования

Данное исследование проводилось в 11 «А» классе МОУ СОШ №2 г. Копейска, Челябинской области. Наше психолого-педагогическое исследование походило в три этапа:

1. Поисково-подготовительный  этап: теоретическое изучение психолого-педагогической  литературы, подбор методик для  исследования. На этом этапе выполнено  изучение психолого-педагогической  литературы по проблеме агрессивного  поведения подростков 15-16 лет. Были  подобраны методики с учетом  возрастных характеристик и темы  исследования.

2. Опытно-экспериментальный  этап: проведение констатирующего  эксперимента, проведения психолого-педагогической  программы и формирующий эксперимент, обработка результатов. Была проведена  психодиагностика испытуемых по  трем методикам. Затем полученные  результаты были обработаны, выражены  в виде диаграмм и сведены  в общие таблицы.

3. Контрольно-обобщающий  этап: анализ и обобщение результатов  исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

В исследовании коррекции агрессивного поведения подростков были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки, тестирование по методикам и проективная методика: Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера, проективная методика исследования личности тест «Руки» Э. Вагнера.

Охарактеризуем использованные методы и методики исследования:

1. Анализ литературы  – это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного  или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека             [10, с. 331].

2. Обобщение – это  форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции [27, с. 395].

3. Эксперимент – метод  сбора фактов в специально  созданных условиях, обеспечивающих  активное проявление изучаемых  психических явлений            [52, с. 38].

Эксперимент в педагогике и психологии является одним из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами [62, с. 610].

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет