Критерий Т. Вилкоксона имеет 
определенный алгоритм подсчета. Первый 
шаг состоит из списка испытуемых в любом 
порядке, например в алфавитном.
 Второй шаг, вычислить 
разность между индивидуальными 
значениями во втором и первом 
замере («после» - «до»). Определить, что 
будет считать «типичным» сдвигом 
и сформировать соответствующие 
гипотезы. 
Третий шаг, перевести разность 
в абсолютные величины и записать их отдельным 
столбцом (иначе трудно отвлечься от знака 
разности). 
Четвертый шаг, проранжировать 
абсолютные величины разностей, начисляя 
меньшему значению меньший ранг. Проверить 
совпадение полученной суммы рангов с 
расчетной.
Пятый шаг, отметить те ранги, 
которые соответствует сдвигам «нетипичном» 
направлении.
 Шестой шаг, посчитать 
сумму этих рангов по формуле:
å
где  – ранговое значение сдвигов 
с более редким знаком [10, С. 100-102].
Таким образом, исследование 
проводилось в три этапа: поиско-подготовительный, 
опытно-экспериментально и контрольно-обобщающий. 
были выбрана методики: опросник «Диагностика 
состояния агрессии» А. Басса –             
А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности в 
отношениях» А. Ассингера, проективная 
методика исследования личности тест 
«Руки» Э. Вагнера. Завершающим этапом 
был выбран метод математической статистики 
Т. Вилкоксон. 
 
2.2. Характеристика выборки 
и анализ результата исследования
Опытно-экспериментальное 
исследование проводилось на базе 11 «А» 
класса МОУ СОШ № 2 г. Копейска, Челябинской 
области. В исследовании принимали участие 
18 учащихся, среди них 6 мальчиков и 12 девочек 
в возрасте 15-16 лет. Из 18 человек 2 из них 
находятся под попечительством близких 
родственников. 
Во время проведения психодиагностики 
группа достаточно дружная и сплоченная, 
также они активны и быстро справлялись 
поставленными задачами.
По словам классного руководителя, 
успеваемость в классе хорошая, ребята 
с удовольствием учатся и стремятся к 
положительным оценкам. Класс дружный 
и творческий, часто принимают участия 
в школьных, местных и городских  мероприятиях.
Для проведения эксперимента 
были использованы три методик. 
Методика диагностики состояния 
агрессии  А. Басса – А. Дарки
Ребятам 
необходимо ответить на 75 утверждений. 
Если они согласны с утверждением, то рядом 
с ним нужно поставить знак «+», если же 
нет то «-». Данная методика позволяет 
определить доминирующие виды агрессии, 
индекс агрессии и индекс враждебности 
к себе и к другим людям. 
Результаты 
диагностики по доминирующим индексам 
агрессии и враждебности отображены на 
рисунке 2, данные которой были обработаны 
и занесены в таблицу (см. Приложение 2, 
таблица 1). 
Рисунок 2 - Результаты исследования шкал 
индекса агрессии и враждебности по диагностики 
А. Басса – А. Дарки
 
На рисунке 2 изображены 3 уровня 
показателей доминирующих индексов агрессии 
и враждебности. 
Индекс враждебности, характеризуется 
реакцией на негативные чувства и негативные 
оценки людей и событий. По диаграмме видно, 
что у 11 человек (61,1%) выражен в норме допустимых 
значений, то есть среда развития, и условия 
воспитания подростков дают возможность 
справиться с данным состоянием.  У 
оставшихся 7 учеников (38,8%) индекс враждебности 
выражен как выше нормы. Из данных следует,  
что учащиеся испытывают стойкую враждебность 
к людям, недоверие к взрослым вообще, 
трудности в общении со сверстниками, 
с окружающим миром. Интенсивная и длительная 
неприязнь, при которой чувства проявляются, 
открыто и активно, оказывает разрушающее 
воздействие и на самого ребенка. Подросток 
часто не понимает, что с ним происходит, 
не может разобраться в своих чувствах, 
что приводит то к взрыву эмоций, то уходу 
в себя, не желанию общаться. Так же стоит 
отметить то, что у подростки испытывают 
чувство враждебности по отношению к окружающим. 
Эти дети находятся в состоянии готовности 
проявлять негативные чувства открыто 
и активно. Ниже нормы по индексу враждебности 
у опрошенных нет.
Индекс агрессии характеризуется 
как тенденция к деструктивным межличностным 
отношениям. Агрессия имеет различную 
степень выраженности. Из 18 опрошенных 
только 8 человек (44,4%) имеют агрессию в 
пределах нормы. Это подростки, которые 
могут проявлять различные виды агрессии 
в особо значимых эмоциональных ситуациях, 
однако в обычных условиях агрессивность 
им не свойственна. У 5 же человек (27,7%) опрошенный, 
относятся к критерию низкой агрессии, 
которая может привести к пассивности, 
ведомости, конформности и других типов 
подобного поведения. Оставшиеся 5 человек 
(27,7%) имеют чрезмерное развитие агрессии, 
которая определяется как конфликтную, 
неспособную на сознательную кооперацию 
личности. Это агрессивные подростки доставляют 
массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают 
беспокойство родителей, становятся причиной 
конфликтных ситуаций с ровесниками.
Результаты 
диагностики по выраженности видов агрессивного 
проявления у учащихся 11 класса изображены 
на рисунке 3. Сводная таблица результатов 
представлена в Приложение 2, таблица 2.
Рисунок 3 - Результаты исследования показателей 
видов агрессии по диагностики           
А. Басса – А. Дарки
 
На рисунке 3 изображена диаграмма 
показателей видов агрессии, которая характерна 
для опрошенных респондентов. 
По результатам исследования 
видов агрессии, можно судить о том, что 
у двух (11,1%) опрошенных подростков склоны 
к физической агрессии, они могут использовать 
физическую силу против другого лица. 
У 14 опрошенных (77,7%), средний уровень выраженности 
физической агрессии, что может говорить 
о наличии вероятности использования 
против другого физическую силу. У двух 
подростков (11,1%) имеют малую склонность 
к применению физической силы в отношении 
других.
По второй шкале, косвенная 
агрессия, которая скрывается или не осознается 
самим субъектом, выражена на высоком 
уровне у пятерых (27,7%) респондентов. У 
большинства – это 10 человек (55,5%) -  
учащихся средний уровень агрессии, а 
у оставшихся трех учащихся (16,6%) низкий 
уровень агрессии.
Третья шкала, шакала вербальной 
агрессии, ругани, оскорбления склоны  
7 опрошенных подростков (38,8%) опрошенных 
подростков. У 10 опрошенных (55,5%) имеют 
средний уровень вербальной агрессии, 
и только один (5,5%) не склоны ругаться и 
скандалить.
Четвертая шкала, шкала раздражительности. 
К раздражению склоны три человека (16,6%) 
опрошенных, в пределах нормы раздражительность 
диагностирована у 12 опрошенных (66,6%) опрошенных 
и только 3 подростка (16,6%) устойчивы к раздражителям. 
Согласно пятой шкале негативизма, 
который вырежется в стремлении к противодействию 
всякому внешнему влиянию. Негативизм 
- это реакция на какую-то неудовлетворенную 
потребность. 5 учащихся (27,7%) присутствует 
высокий уровень негативизма, у 12 подростков 
(66,6%) средний уровень негативизма и только 
один опрошенный (5,5%) не склонен к противопоставлению 
своего мнения окружающим.
По шестой шкале обидчивость, 
где обидчивость, является эмоциональным 
свойством личности, определяет легкость 
возникновения эмоции обиды. Когда чувствительные 
стороны личности оказываются задетыми, 
бурного ответного аффекта не избежать. 
К таким относятся 9 из опрошенных респондентов  
(50%), менее обидчивы 4 человека (22,2%), и обидчивость 
в пределах нормы у пятерых (27,7%).
Седьмая шкала подозрительность. 
К недоверчивым детям можно отнести семерых 
опрошенных респондентов (38,8%). Менее подозрительных 
относятся четыре человека (22,2%), оставшиеся 
7 опрошенных (38,8%) это подозрительность 
в пределах нормы.
Последняя восьмая шкала чувства 
вины. Чувства вины не свойственно одному 
опрошенному респонденту (5,5%). Высокая 
выраженность чувства вины свойственно 
восьми опрошенным (44,4%)  и только 9 опрошенных 
подростков (50%)  имеют средне выраженность 
чувства вины.
Тест А. Ассингера (оценка агрессивности 
в отношениях). 
Испытуемым 
предлагается ответить на 20 вопросов, 
на которые предложено три варианта ответа: 
«а», «б» или «в». К каждому ответу приписывается 
определенное количество баллов. В варианту 
ответа «а» причисляется 1 балл, к ответу 
«б» 2 балла, а к «в» - 3.  
Результаты 
методики приведены в рисунке 4. Сводная 
таблица результатов представлена в Приложение 
2, таблица 3.
 
Рисунок 4 - Результаты исследования по 
диагностики оценки агрессивности в отношениях 
(А. Ассингер)
 
На рисунке 4 изображена диаграмма 
показателей уровня оценки агрессивности 
в отношениях, которая характерна для 
опрошенных респондентов. 
По результатам 
исследования уровня оценки агрессивности 
в отношениях, можно судить о том, что только 
у одного человека (5,5%) опрошенных преобладает 
излишняя агрессия, такому человеку характерна 
неуравновешенность и жестокость к другим 
людям. У шестерых (33,3%) опрошенных характерна 
подавленная агрессия - это обусловлено 
недостаточной уверенностью в собственных 
силах и возможностях. У одиннадцати респондентов 
умеренная агрессия (61,1%).
Последняя, третья методика 
- тест «Руки» Э. Вагнера. 
При обработке ответов участников 
исследования рассматриваются и учитываются 
только критерии «Агрессии», «Указания», 
«Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» 
и «Зависимость».
Ответы, относящиеся к категориям 
«Агрессия» и «Указание», рассматриваются: 
как связанные с готовностью обследуемого 
к высшему проявлению агрессивности, нежеланием 
приспособиться к окружению. 
Категории ответов: «Страх», 
«Эмоциональность», «Коммуникация» и 
«Зависимость» отражают тенденцию к действию, 
направленную на приспособление к социальной 
среде; при этом вероятность агрессивного 
поведения незначительна. 
Ответы, относящиеся к категориям 
«Демонстративность» и «Увечность», при 
оценке вероятности агрессивных проявлений 
не учитываются, т.к. их роль в данной области 
поведения непостоянна. Категории «Активная 
безличность» и «Пассивная безличность» 
в анализе не участвуют, так как их влияние 
на агрессивность поведения не однозначно. 
Так же при обработке данных 
учитывается общее количество ответов. 
Общее количество ответов свидетельствует 
о существующем запасе тенденций к действию, 
отражает энергетический потенциал и 
степень активизированности личности. 
Общее количество ответов в данном исследовании 
варьируется в промежутке от 15 до 25 ответов, 
что свидетельствует о среднем диапазоне. 
Еще одним критерием обработки 
данных является процентное соотношение 
категорий. Чем выше процент ответов определенной 
категории, тем выше вероятность ее проявления 
в поведении, тем легче активизируется 
данная тенденция. 
Ответы на первые две категорий 
«Агр» и «Дир» повышают вероятность проявления 
агрессии в открытом поведении. Их объединяет 
отсутствие стремления «считаться» с 
другими людьми, учитывать чувства, права 
и намерения других в своем поведении. 
Ответы, относящиеся к категории «Аф», 
отражают способность к активной социальной 
жизни, желание сотрудничать с другими 
людьми. Высокий процент ответов категории 
«Ком» является признаком высокой коммуникативности. 
Ответы категории «Деп» отражают потребность 
в помощи и поддержке со стороны других 
людей. 
Согласно ответам учащихся, 
у подростков высокий процент в категориях 
«Коммуникабельность» и «Эмоциональность». 
В категориях «Агрессии», «Указания», 
«Страх» и «Зависимость» находятся в пределах 
нормы.
Склонность к открытому агрессивному 
поведению принято подсчитывать в баллах, 
а не в процентах.
По результатом исследования, 
у большинства опрошенных результаты 
«Ап» (агрессивное поведение) не превышает 
1 (единицы). То есть у отдельно взятой личности, 
какие бы акцентуации или нарушения поведения 
не является агрессивно устремленным. 
Его агрессивность может существовать 
лишь потенциально — в формах страха или 
зависимости, в форме самоагрессии, но 
только в особо значимых ситуациях. Если 
показатель «Aп» имеет отрицательное значение, 
то проявление агрессии возможно лишь 
в особенно значимых ситуациях, что является 
нормой. Чем меньше значение «Aп», тем меньше 
вероятность открытой агрессии даже в 
особо значимых случаях. Только у нескольких 
респондентов «Ап» превышает 1 (единицу), 
в таком случаи у этих подростков агрессивность 
явно обнаруживается как тенденция или 
реальность поведения.
Таким образом, на основании 
констатирующего эксперимента, на базе 
11 «А» класса, четко просматривается, что 
у подавляющего большинства уровень агрессивного 
поведения находится на оптимальном уровне 
(см. Приложение 2, таблица 5), но только 
у пятерых из опрошенных имеют высокие 
баллы агрессии. 
 
Вывод по второй главе
Практическая часть работы 
проводилась на базе 11 «А» классе МОУ СОШ 
№2 г. Копейска, Челябинской области. В 
исследовании принимали участие 18 учащихся, 
среди них 6 мальчиков и 12 девочек в возрасте 
15-16 лет. 
Полученные результаты были 
обработаны и выражены в виде диаграмм 
и сведены в общие таблицы. После общего 
обследования подростков по использованным 
методикам, было выявлено 5 человек с агрессивным 
поведением из 18 респондентов участвовавшие 
в исследовании
Для проверки уровня проявления 
агрессивного поведения подростков 15-16 
лет использованы следующие методы: 
Опросник «Диагностика состояния 
агрессии» А. Басса – А. Дарки, у испытуемых 
индекс враждебности показал следующие 
результаты: 10 опрошенных (55,5%) враждебность 
в норме, у 6 человека (33,3%) выше нормы и 
у двоих подростков (11,1%) ниже нормы. Индекс 
агрессии у 4 человек (22,2%) агрессия в пределах 
нормы, у 9 (50%) ниже нормы, у 5 человек (27,7%) 
агрессия выше нормы.
По результатам теста А. Ассингера 
«Оценка агрессивности в отношениях» 
выявлен высокий уровень у одного человека 
(5,5%), у шестерых (33,3%) опрошенных подавленная 
агрессия, и у одиннадцати умеренная агрессия 
(61,1%).
По тесту «Руки» Э. Вагнера, 
было выявлено у четырех (22,2%) немного выше 
нормы результаты. У остальных 14 (77,7%) испытуемых 
агрессия проявляет себя только как потенциально.
Таким образом, на основании 
результатов констатирующего эксперимента, 
была выявлена группа из пяти человек 
с высоким уровнем агрессии. С данной группой 
из пяти человек будет проводиться коррекционная 
работа и будут даны практические рекомендации 
по коррекции снижения агрессивного поведения 
проявляющейся у подростков 15-16 лет.