Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

31.Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь. – 2009. – 320 с.

32.3ахаров,  А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров.   – М.: Апрель пресс. – 2010. – 448 с.

33.  Захаринко, И. А. Трудные дети / И.А. Захаринко. – Киев. – 2012. – 253 с.

34.   Изард, К.Э.   Психология эмоций. –  Перев. с  англ. / К.Э. Изард – СПб.:  Издательство Питер. – 2010. – 464 с.

35.  Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер. – 2011. – 725с.

36.  Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / И.В. Имедадзе. – Тбилиси. – 2012. – 304 с.

37. Кащенко, В.П. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / В.П. Кащенко. – СПб.: Питер. – 2011. – 333 с.

38. Климов, Ж.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических    свойств    нервной    системы / Ж.А. Климов. – Казань:    Издательство Казанского государственного университета. – 2009. – 95 с.

39. Кораблина, Е.Н., Ронгинский, М.С. Изучение    индивидуально-психологических особенностей личности / Е.Н. Кораблина, М.С. Ронгинский. – СПб.: Питер. –  2009 . – 79 с.

40.  Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера» . – 2009. – 192 с.

41.  Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: 2013. – 376 с.

42.  Лебединский, В.В., Никольский О.С. Моционалъные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский. – М.: Просвещение. – 2013. – 432с.

43.  Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психол. / Н.Д. Левитов. – 2009. – 129 с.

44. Лютова, Е.К., Мониа, Г.Б. Шпаргалка для  родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Мониа. – СПб.: Издательство «Речь». – 2012. – 136 с.

45.  Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филипса. / Сост. И.А. Виноградова. – М: Изд-во Ин-та Психотерапии. –2008. – 9 с.

46.  Мухина, B.C. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов / В.С. Мухина. – М.: Просвещение. – 2013. – 426 с.

47.  Мэй, Р. Проблема   тревоги / Р. Мэй. – М.: Изд-во ЭКСМО Пресс. – 2011. – 356 с.

48.  Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицин. – М.: Просвещение. – 2009. – 265с.

49.   Немов  Р.С.   Психология.   Учебник дли студентов высш.   пед.   учеб, заведений,  в  3 кн.  -   2-е изд. / Р.С. Немов. –  М.: Просвещение: ВЛАДОС. – 2010. – 576 с.

50.    Непомнящая   Н.И.   Методы   изучения   и   диагностики   психического  развития ребенка / Н.И. Непомнящая. – М. – 2009 . – 432 с.

51.    Непомнящая   Н.И.   Становление   личности   ребенка   6-7   лет / Н.И. Непомнящая. –   М.: Педагогика. – 2009 . – 325 с.

52.  Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 2013. – 428 с.

53.  Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера. – 2013. – 512с.

54.  Подласый, И.П.   Куре   лекций   по   коррекционной  педагогике:   Учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М.: Владос. – 2013. – 351с. 

55. Практическая психология:   Учебно-методическое пособие / Под. ред. доктора   психологических   наук,   профессора   СВ.   Кондратьевой. –М.: Просвещение. – 2012. – 212 с.

56.  Прихожан, А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» . – 2010. – 304 с.

57.  Профилактическая  программа «Психологическое сопровождение детей «группы   риска». – Служба  психологического   сопровождения   Управления образования Ленинского района города Челябинска. – Рецензент Потапчук, С.В. Составители: Мишанова, Н.В. – 2013. – 368 с.

59.  Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. редакция В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: 2011. –256 с.

60.  Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения   школьников:   Сб.   науч.   тр. АПН  СССР,   НИИ   общ.   и   пед. психологии. – М: Изд-во АПНСССР. – 2009. –159 с.

61.    Психологический   словарь   /   Под   редакцией   В.П. Зинченка, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Педагогика - Пресс. –2013. – 440с.

62.  Психология: Учеб. для  студентов высш. пед. учеб, заведения; Общие основы психологии - 3-е изд - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС. –2009. – 688 с.

63.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика.   Методики  и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М» . – 2010. – 672с.

64. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн. /Е.И. Рогов. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. –2012. – 384с.

65.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн. / Е.И. Рогов. – М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2013. – 480с.

66.  Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение. – 2010. – 367с.

67.  Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь» . – 2012. – 350 с.

68.  Смит, М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит. – СПб.: Питер . – 2013. – 276 с.

69. Среслав, Г.М. Эмоциональные особенности формировании личности в детстве / Г.М. Среслав. – М.: Просвещение. – 2010 . – 289с.

70. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» . – 2013. – 736 с.

71. Творогова, Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов / Н.Д. Творогова. – М.: ВУНМЦ. – 2013. – 275 с.

72. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. – Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 386 с.

73. Фридман, Л.М., Кулагина, Ю.Ю. Практический справочник учителя / Л.М. Фридман, Ю.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение. – 2011. – 228 с.

74.  Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: МУГ. – 2011. – 298 с.

75.  Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Просвещение. – 2012. –104с.

76. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни. – СПб.: Лань. – 2009. – 240 с.

77. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука. – 2009. – 379 с.

78. Элъконин, Д.Б., Венгер, Л.А. Особенности      психического      развития детей   6-7   летнего   возраста / Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер. –   М.: Педагогика. – 2009. – 325 с.

79. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: АПН. – 2010. – 290 с.

80. Яковлев, Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. Психология / Г.М. Яковлев. – М.: Проспект. – 2009. – 453 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса

Текст опросника:

 Методика диагностики  уровня школьной тревожности.

1.Трудно ли тебе  держаться на одном уровне  со всем классом?

2.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что  собирается проверить, на сколько  ты знаешь материал?

3.Трудно ли тебе работать в классе так, как хочет этого учитель?

4.Снится ли тебе  временами, что учитель в ярости  от того, что ты не знаешь  урок?

5.Случалось ли, что  кто-нибудь из класса бил или  ударял тебя?

6.Часто ли тебе хочется,  что бы учитель не торопился  при объяснении нового

материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7.Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнение  задания?

8.Случается ли с  тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что боишься  сделать глупую ошибку?

9.Дрожат ли у тебя  колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.Часто ли твои  одноклассники смеются над тобой,  когда вы играете в

разные игры?

11 .Случается ли, что  тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.Волнует ли тебя  опрос о том, не оставят ли  тебя на второй год?

13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что

тебя, как правило, не выбирают?

14.Бывает  ли  временами,  что  ты  весь  дрожишь,   когда  тебя  вызывают

отвечать?

15.Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников

не хочет делать то, что хочешь ты?

16.Сильно ли ты волнуешься  перед тем, как начать выполнять  задание?

17.Трудно ли тебе  получать такие отметки, каких  ждут от тебя родители?

18.Боишься ли ты  временами, что тебе станет  дурно в классе?

19.Будут ли твои  одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.Похож ли ты на  своих одноклассников?

21.Выполнив   задание,   беспокоишься   ли   ты   о   том,   хорошо   ли   с   ним

справился?

22.Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты  в  том, что все хорошо запомнишь?

23.Сниться ли тебе  иногда, что ты в школе и  не можешь ответить на вопрос

учителю?

24.Верно ли, что большинство  ребят относятся к тебе по-дружески?

25.Работаешь ли ты  более усердно,  если знаешь,  что результаты твоей

работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться,  когда тебя

спрашивают?

27.Боишься ли ты  временами вступать в спор?

28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель

говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли  кто-нибудь из твоих друзей, что  ты хочешь выслужиться?

30.Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, которым ребята  относятся с особым вниманием?

31.Бывает ли,  что   некоторые ребята  в  классе  говорят  что-то,  что тебя  задевает?

32.Как ты думаешь,  теряют ли расположение те  из учеников, которые не справляются  с учебой?

33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников  не обращают на

тебя внимания?

34.Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35.Доволен ли ты  тем, как к тебе относятся  учителя?

36.Помогает ли твоя  мама в организации вечеров,  как другие мамы твоих

одноклассников?

37.Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе  окружающие?

38.Надеешься ли ты  в будущем учиться лучше, чем  раньше?

39.Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу так же  хорошо, как и твои

одноклассники?

40.Часто ли ты задумываешься,  отвечая на уроке, что думают  о тебе в это

время другие?

41.Обладают ли способные  ученики какими-нибудь правами, которых нет у

других ребят в классе?

42.Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть

лучше всех?

43 .Доволен ли ты  тем, как к тебе относятся  одноклассники?

44.Хорошо   ли   ты   чувствуешь   себя,   когда  остаешься   один   на  один   с

учителем?

45.Высмеивают   ли   временами   твои   одноклассники   твою   внешность   и

поведение?

46.Думаешь ли ты, что  думаешь о своих дошкольных  делах больше, чем другие ребята?

47.Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.Когда вечером ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты с беспокойством о том,  что будет завтра в школе?

49.Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой,  что совершенно

забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50.Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51 .Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда  учитель говорит, что

собирается дать классу задание?

52.Пугает ли тебя  проверка твоих знаний в школе?

53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу домашнее задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.Снилось ли тебе  временами, что твои одноклассники  могут сделать то, что не можешь  ты?

55.Когда   учитель    объясняет    материал,    кажется    ли    тебе,    что    твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.Беспокоишься ли  ты по дороге в школу, что  учитель может дать классу  проверочную работу?

57.Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Факторы: № вопросов.

1.Общая тревожность  в школе:

№2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,Σ=22;

2.Переживание социального стресса:

№5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44, Σ=11;

3.Фрустрация потребности  в достижении успеха: №1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43, Σ=13;

4.Страх самовыражения: 

№27,31,34,37,40,45, Σ=6;

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников