Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа
Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Тема: Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1
Понятие о характере
1.2
Черты характера, его структура
1.3
Основные свойства характера
1.4
Типы характера
1.5
Взаимосвязь характера с
1.6
Особенности характера младших
школьников
1.7
Роль взаимодействия взрослого и ребенка
в формировании характера у младших школьников
Вывод
к главе 1
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3
Методика 3. Изучение мотивации достижения
успехов
Вывод
к главе 2
Заключение
Литература
Приложение
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу.
Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических свойств личности, а представляет собой единую, целостную систему, которую называют характером. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
Характер ребенка как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.
А самое главное, характер и его особенности оказывают непосредственное влияние на обучение младших школьников, на результаты получения ими знаний, умений и навыков.
Обучение учащихся зависит от трех факторов - от того, чему обучают, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае. И, наконец, процесс учения зависит и от особенностей ученика - индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов, а именно, от характерологических особенностей младшего школьника. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, то есть следствие условий, задаваемых извне.
Каждый педагог, любящий свою профессию, своих учеников, должен стремиться к тому, чтобы результаты обучения каждого ребенка были наивысшими. А для этого ему нужно знать не только материал по предмету, но и учитывать индивидуальные особенности, способности каждого школьника, в том числе и характерологические свойства личности.
Поэтому целью данной работы является показ взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера.
Задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета», «черта», «печать», «признак». Действительно, характер-это особые приметы, которые человек имеет, живя в обществе.
Характер-это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Характер-это отношение, закрепленное в привычных формах поведения.
Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.
Писатель С.Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»'
Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя -совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру
1 Дубровина И.В. и др. Психология.-М., 2001.
и прежде всего по отношению к людям.
Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например, в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках»,-писал Ф.Шиллер'.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм-чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая
1 Дубровина И.В. и др. Психология.-М., 2001.
требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Особенности характера тесно связаны и с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко проистекают из подражательности, недостаточной самостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствует о целенаправленности, настойчивости личности. В каждом классе есть ученики, в течение длительного времени увлекающиеся одним и тем же делом-работой на компьютере, коллекционированием, спортом и др. Интересы этих школьников настолько глубоки, что иногда в классе они получают прозвище «профессор». Они дружит с ребятами, имеющими такие же увлечения. Замечено, что сходство интересов не предполагает сходных особенностей характера. Так, в одной и той же секции, в одном и том же кружке можно обнаружить детей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Согласно учению И.П.Павлова привычное поведение человека-это система прочно закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды.
Физиологическая основа характера - сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания и обучения.
В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, чем тип нервной системы, так как тип не определяет ни характер в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Влияние же типа сказывается в том, что формирование указанных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы.
Поскольку вторая сигнальная система является, как отмечал Павлов, высшим регулятором поведения человека, указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, то есть словесных раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самоприказов»).
Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека.
Наблюдается бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых общественных условиях, имеется много общего. Следовательно, и в характере их есть некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические обстоятельства их жизни. Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.
Таким образом, характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы.
Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение, что очень важно в работе педагога.
1.2 Черты характера, его структура
Наиболее эффективную и неопровержимую информацию о характере человека предоставляют не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, какие из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Человеческий характер достаточно многогранен. Это обнаруживается уже в процессе деятельности: кто-то делает все быстро, кто-то медленно и основательно, тщательно обдумав, действуя наверняка, а кто-то сразу же хватается за работу, не прикинув и не взвесив, и только по истечении времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует действия с учетом обстоятельств. Эти особенности, проявляющиеся в поведении человека, называются чертами, или сторонами характера.
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Основанием для классификации характера могут служить отношения человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. А.В.Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы.
Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера