Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

роль.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, которые занимаются синтетическими видами искусства — кино, цирком, театрально-зрелищной режиссурой, мультипликацией и др.

V тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной 
чувствительностью нервной системы при высокой истощаемости последней. Легче работают в условиях переключения с одной деятельности на другую; обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Для них характерна повышенная чувствительность к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их личной свободы.

Формулы рисунков: 208,217,226,235,244,253,262,271,280. Кроме того: подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;. 244-й обладает способностью к литературному творчеству, 217-й наделен способностью к изобретательской деятельности; 226-й отличается высокой потребностью в новизне, по отношению к себе обычно пользуется очень высокими критериями достижений.

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Эти люди обладают богатым воображением, пространственным видением; нередко занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированны, так же, 
как интуитивный тип, живут собственными моральными норма ми, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118-й тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретательству.

VII тип — «эмотивный». Эти люди наделены способностью к повышенному сопереживанию по отношению к другим людям; тяжело переживают «жестокие» кадры фильма, могут надолго «выходить из колеи» и оставаться потрясенными трагическими событиями. Боль и заботы других людей вызывают у них сочувствие, на которое человек тратит много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация его собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других или относятся к таковым с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Порою он проявляет «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

2.2 Методика 2. Аутоидентификация  типов характера Э.Г.Эйдемиллера

Инструкция: «Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберете сразу несколько карточек, то разложите их в порядке значимости».

Материал. 13 карточек с описанием характерологических типов.

Карточка А

Я прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь часто кажется мне бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот случится что-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие плохо ко мне относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет унынием. Не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Часто у меня бывают запоры. Моя жизнь — нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.

Карточка Б

У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что у меня приветливый и открытый характер. Думаю, что добр, во всяком случае охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я не молчун, с удовольствием участвую в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку обещаний раздаю много, то далеко не все могу выполнить. Не выношу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много разных дел, что не успеваю все выполнить вовремя. Замечал, что окружающие меня охотно слушают, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания; мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я— галантный ухажер. Сколько я ни встречал людей, могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат. Сначала это меня раздражает, а когда разойдусь, то начинаю вести себя грубо: кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя считали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Те, кому приходилось видеть мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда советовали, чтобы я шел актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не, веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги.

Карточка В

Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же возникают какие-либо неприятности, то в этот период я переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время — на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично; чувствую себя в это время больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со: мной может что-то случиться. От трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Я не хочу встречаться с людьми, их общество раздражает, меня. Хочется лежать в постели; забыв обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.

Карточка Г

По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и др.) омрачает мое настроение, приводит меня в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разных причин. Даже мне самому бывает непонятно, отчего вдруг стало так тоскливо, ведь только что я чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер — немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят — считают их слишком поверхностным, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.

Карточка Д

Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень трудно сосредоточиваться, выполнять работу, связанную с длительным усилием и напряжением, в таких случаях появляется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит, собственное здоровье, часто появляются опасения, что я чем-то болен. То меня беспокоят колющие боли в сердце, то головная боль. Аппетит у меня неважный. Сплю, плохо, долго не могу заснуть, иногда даже хочется принять снотворное; часто бывают кошмары. Нередко сон не дает ощущения физической свежести. С утра я вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается — расхожусь. Подчас мне бывает трудно сдержаться: по малейшему поводу раздражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня не назовешь, часто слышу упреки, что мои вещи лежат в беспорядке.

Карточка Е

Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Человеческое общество меня утомляет, заставляет искать одиночества. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не терплю вида крови, меня тошнит при виде нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов — предпочитаю уступить. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение, что я не такой, как все. Крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных. В большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмаров.

Карточка Ж

Основные черты моего характера — крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня — принять решение. Решившись на что-нибудь и уже начав действовать, я продолжаю сомневаться: так ли поступаю, как хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боясь за свое здоровье, беспокоюсь и за участь своих близких; постоянные тревоги, опасения, беспокойства — таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решаюсь, то не успокаиваюсь сам и не даю покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я — педант, формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень: стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы; если, например, мне сделали хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если ко мне обращаются с неподходящим предложением, не решаюсь отклонить его. Не люблю физического труда, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать «общие проблемы», которые не имеют ко мне прямого отношения.

Карточка 3

По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда вдруг могу поделиться своими переживаниями, раскрыться перед непонятно чем понравившимся, даже случайным человеком. Мне бывает трудно понять; близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать в свой адрес, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня на все есть свой взгляд, а то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настаивать на своем, не терплю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны для окружающих. Я часто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются.

Карточка И

Я — человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы. Наблюдения за людьми, с которыми мне приходилось сталкиваться, позволяют мне считать себя выше их. Круг моих знакомых состоит из тех, кто разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. Исповедую принцип «Кто не со мной, тот против меня». У меня нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее; если замечаю недостатки, то употребляю все свои силы, чтобы исправить их в соответствии со своими принципами. Пользуюсь любым способом, чтобы добиться своего: пишу в газеты, выступаю на собраниях. Мои знакомые говорят, что я подчас приношу им страдания, но это неправда: на самом деле во всех своих неудачах виноваты они сами. Считаю, что людям особенно нельзя доверять; у меня много завистников, недоброжелателей. Из-за их козней мне так трудно осуществлять свои идеи, но ничто не может меня остановить — ни просьбы, ни угрозы. Жизнь убеждает меня, что я всегда оказываюсь прав, и ради этого стоит вести борьбу.

Карточка К

Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я чрезвычайно требователен к другим. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного проступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, подробно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказать. Терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают досказать, торопят. Порой у меня беспричинно бывает тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности.

Карточка Л

Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Считаю, что уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать, истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Полагают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такого положения, что все мне завидуют и мною; восхищаются. Я хорошо чувствую отношение людей к себе. Если захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда был бы внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко? мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мной любовались окружающие.

Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера