Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

Недостаточный уровень развития образных представлений – одно из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

 Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Шестилетний ребенок, заинтересованный той или иной деятельностью, может, не отвлекаясь, заниматься, не отвлекаясь несколько часов подряд. Но если необходимо быть внимательным в деятельности, которая ему не понятна или не интересна, то он будет отвлекаться, томиться. Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого им материала. Если учитель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучивал 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ. Также легко нарушится хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, не редко допускаемых учителями. Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное сохранение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучное и ненужное повторение уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка. Учитель может организовать внимание учеников с помощью словесных указаний или специальных заинтересовывающих приемов обучения. [10]

Повышенные возможности и интересы детей позволяют учителю поднять и уровень требований к работе детей на занятиях. Внимание ребенка поддерживается его мышлением, его умственной, строго направленной работой. Желание узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения – все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.

Младший школьник может и сам планировать свою деятельность, при этом он проговаривает, что и в какой последовательности необходимо выполнить. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка [9].

В школе ребенок стоит перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимость понимания, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать свою память на себя. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность, и увидеть результаты изменений [37].

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольной памятью и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам, их, в той или иной форме, ему подсказывают взрослые. В результате дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства. Памяти в дошкольном и школьном возрасте отводится доминирующая роль [42].

К моменту поступления в школу детей шести лет словарный запас увеличивается на столько, что он может свободно объясняться с другими людьми по любому поводу, касающемуся обыденной жизни или входящему в сферу его интересов. Словарь состоит из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, числительных и союзов [14].

Ребенок младшего школьного возраста, с учетом предшествующего специального обучения (детский сад), владеет навыками осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове.

К шести годам ребенок в достаточной мере овладевает разговорной речью. Его словарный запас приблизительно составляет от 3-7 тысяч слов. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от своей собственной программы обучения речи к программе, предлагаемой школой [61] .

Потребность в общении определяет развитие речи. Основной функцией речи является общение, сообщение какой-либо информации. Выделяют несколько видов речи для систематической организации работы по развитию речи:

- внутренняя речь: «думание про себя»;

- внешняя речь: выражение своих  мыслей письменно и устно;

- внешняя речь: восприятие чужой  речи – устной (аудирование) и  письменно (чтение вслух и про себя [21].

Освоение речи становится видом деятельности. 6-7-летний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи – пересказ ребенком ситуаций, прочитанных рассказов. Особое значение имеет правильность речи, то есть соответствие ее литературным нормам. В устной речи детей можно выделить следующие недостатки: плохая дикция, несоблюдение правил орфоэпии, отсутствие выразительности, отсутствие в речи пауз и логических ударений [6].

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большого контроля, чем устная. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Различают правильность орфографическую (написание слов), грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную [35].

 Итак, развитие речи в этот  период идет в двух основных  направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом развитие речи непосредственно зависит от условий жизни и воспитания.

В младшем школьном возрасте ребенок уже может в своем воображении создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности [10].

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель предлагает детям представить себе различные ситуации, в которых происходят преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями (схемы, макеты, графические образцы).

Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и рассказов. Также как и у дошкольников, у детей младшего школьного возраста наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие - фантастические образцы и ситуации. В зависимости от этого детей можно разделить на реалистов и фантазеров [35].

Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности, начиная предварять ее, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач [21].

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальные отношения к реальному миру вещей и явлений, способствуют креативности детей. Креативность – действия, деятельность, результатом которой является создание нового продукта (духовные и материальные ценности); творческие способности [35].

Главное направление развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы детей шести лет:

- усложняется содержание эмоциональной  сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

- формируется общий эмоциональный  фон психической жизни ребенка;

- становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств [21].

Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, жестов, улыбок, движений выражать свои переживания. Во-вторых, ребенок уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я скучаю». Это свидетельствует об ином уровне осознания им своего внутреннего мира. В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно действовать в определенной ситуации и, кроме того, у него появляются первые признаки воли. Следует отметить, что неадекватные эмоциональные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребенка и носят защитный, компенсаторный характер [7].

В возрасте 6лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные

мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником», мотив хорошей оценки, мотив утверждения себя в классном коллективе [4].

Данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в этом возрасте можно говорить также о начале проявления у детей гендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения. Также этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности [27].

Обобщая наиболее важные достижения психо-социального развития ребенка 6 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Ребенок в этом возрасте умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе

 

При поступлении ребенка в школу, школа становится центром жизни ребенка, а социальный педагог – одной из ключевых фигур [2].

Задача школьного социального педагога заключается в обеспечении благоприятного вхождения ребенка в школьную жизнь, помочь ему освоить позицию школьника, способствовать формированию положительных отношений в классном коллективе. Основным требованием социального педагога является располагать к себе людей, вызывать у них доверие, добиваться искренности [3].

В школе социальные работники выполняют различные функции. Прежде всего, они занимаются вопросами прогулов, особенно, если ученик пропустил много занятий. Работа с детьми, прогуливающими занятия, которая входит в функции социального работника, является примером индивидуальной работы с клиентом – учеником. Также он играет важную роль в формировании отношении между детьми 6 лет. Положительные эмоции, которые ученик испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают процесс адаптации. Однако есть учащееся, у которых даже под влиянием педагогических ошибок не допускается отклонение в поведении. Гарантией устойчивости состояния таких детей является отношение родителей к ребенку. Если с раннего детства ребенок чувствует защищенность, у него вырабатывается «иммунитет» к социальным стрессам вне семьи. На практике бывают случаи наоборот. Общение со школьником в семье не только не компенсирует трудности, возникающие у ребенка в школе, но и усугубляет их. Также одной из основных целей социального педагога является создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка. В данной ситуации объектом его деятельности являются учащиеся группы риска в учебно-воспитательном процессе. В этом случае социальный педагог выполняет следующие задачи: выявление дезадаптированных учащихся группы риска; выявление источников и причин социальной дезадаптации детей; разработка и обеспечение индивидуальных программ социально- педагогической реабилитации по преодолению школьных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции их общения и поведения, восстановлению их в статусе субъекта учебной деятельности, общения и самосознания; подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий [54].

Большинство семей, имеющих детей со школьной дезадаптацией, - это неблагополучные семьи, в которых наблюдаются часто конфликтные ситуации, драмы и трагедии, следовательно, трудные, неразрешимые ситуации для самого ребенка; в них необходима работа социального педагога совместно с учителем, врачом, психологом. Возможны следующие способы их взаимодействия:

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе