Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

 

Менее 7- адаптация ребенка благоприятная;

От 7до 14 - наблюдение у ребенка напряжения адаптации;

Более 14 - наблюдение у ребенка выраженное напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

 

Результаты анализа методики «Отношение ребенка к обучению в школе»

Фамилия, имя учащегося

Показатели

Суммарный балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Екатерина А.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

6

2. Дмитрий А.

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

1

1

8

3. Владимир Б.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

4,5

4. Роман Б.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0

5

5. Татьяна В.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

6. Мария Е.

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

0

0,5

7,5

7. Ксения З.

0,5

1

1

1

0,5

0

0,5

0,5

1

1

7

8. Игорь З.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

0,5

6,5

9. Оксана К.

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0

7

10. Ольга К.

0,5

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

1

7,5

11. Сергей Л.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

0,5

0,5

7

12. Владимир П.

0

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

6

13. Анатолий С.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0,5

4,5

14. Анна Т.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

7

15. Алена Т.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

7

16. Марина У.

0,5

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

7

17. Татьяна Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

9

18. Наталья Ч.

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

8,5

19. Антон Я.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

7

20. Петр Я.

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

1

8,5


 

Более 8 баллов – ребенок готов к обучению и практически полностью к нему адаптирован;

От 5 до 8 – не вполне адаптирован к обучению в школе;

Менее 5 баллов – не готов к обучению в школе, так как не адаптирован к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

 

 

 

Результаты анализа анкеты «Напряженность адаптации»

Фамилия, имя учащегося

Показатели

Суммарный балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 Мария А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

9

2 Рамир А.

1

1

1

1

1

1

2

2

3

2

15

3 Наталья В.

0

1

0

0

1

1

1

1

1

2

8

4 Екатерина Д.

0

0

1

2

2

1

1

1

1

2

11

5 Виталий Д.

0

1

1

1

1

1

1

1

2

0

9

6 Олег Е.

0

1

1

1

1

2

1

1

2

1

11

7 Сергей К.

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

10

8 Алексей Р.

2

2

2

1

1

1

2

2

1

1

15

9 Павел Р.

0

0

0

0

0

1

1

1

2

3

8

10 Ольга С.

1

1

0

0

0

1

0

1

2

1

7

11 Светлана Т.

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

9

12 Анастасия Ф.

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

8

13 Валерий Щ.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

11

14 Ксения Я.

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

8


 

 

Менее 7- адаптация ребенка благоприятная;

От 7до 14 - наблюдение у ребенка напряжения адаптации;

Более 14 - наблюдение у ребенка выраженное напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

 

Результаты анализа методики «Отношение ребенка к обучению в школе»

Фамилия, имя учащегося

Показатели

Суммарный балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 Мария А.

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,5

6

2 Рамир А.

0,5

0,5

0,5

0

0

0,5

 

0,5

0

0

2,5

3 Наталья В.

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0

7

4 Екатерина Д.

1

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

5 Виталий Д.

0,5

0,5

0,5

1

0

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

6 Олег Е.

1

1

1

1

1

0,5

1

0

0,5

0,5

7,5

7 Сергей К.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0

1

1

0,5

0,5

6

8 Алексей Р.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

4

9 Павел Р.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5,5

10 Ольга С.

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

8

11 Светлана Т.

1

1

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

0

7,5

12 Анастасия Ф.

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6

13 Валерий Щ.

1

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

6

14 Ксения Я.

1

1

1

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

8,5


 

Более 8 баллов – ребенок готов к обучению и практически полностью к нему адаптирован;

От 5 до 8 – не вполне адаптирован к обучению в школе;

Менее 5 баллов – не готов к обучению в школе, так как не адаптирован к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

Упражнение «Шалтай-Болтай»

Ведущий:

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий. Ведущий:

— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

Упражнение «Релаксация»

 «Игра с  песком» Ведущий:

— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

(Упражнение повторить 2-3 раза).

 

    Упражнение «Игра с муравьем»

— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

 

      Упражнение «Гимнастика»

Ведущий:

  • Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
  • Подняли плечи — сбросили (4 раза).
  • Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

— Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.

— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!

 

     Упражнение «Хорошее настроение»

— Построим 10-ти этажный дом!

(Дети берут воображаемые кирпичи  поочередно и строят «голосом» дом.) Дети:

  • 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».
  • 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще». И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Упражнение «Поссорились два петушка»

Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

Упражнение «Иголка и нитка»

Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.

Упражнение «Лисонька, где ты?»

Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.

По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?», Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.

Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

Упражнение «Слушай команду»

Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе