Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

         8. Патронатное  воспитание детей – воспитанников  детских интернатных учреждений  – это форма устройства детей  – сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в семью  патронатного воспитателя при  распределении прав и законных  интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание [8, с.97].

Опека и попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за руководителями детских интернатных учреждений, в которых находились дети на момент передачи их на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье.

Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.

9. Приемная семья – это одна из форм устройства на воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, желающие взять на воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемые на воспитание приемным родителям, именуются приемным ребенком (детьми), а такая семья – приемной семьей [23, с.1]. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человека. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. В Республике Беларусь с 1991 года это приоритетная форма семейного воспитания социальных сирот, подготовка их к жизни и самостоятельной трудовой деятельности [36, с.59]. Может создаваться гражданами Беларуси, в том числе кровными родственниками детей, кроме отца и матери. В  отдельных случаях семья может создаваться иностранными гражданами, лицами без гражданства, проживающими на территории Беларуси. Возможен вариант создания семьи одинокими гражданами. Решение о создании семьи, ее финансово-материальном обеспечении принимается районными, городскими исполнительными и распорядительными органами по представлению районного, городского отдела образования. Ребенок в приемной семье сохраняет фамилию, имя, отчество и имеет право на контакты с биологическими родителями. Воспитанники семьи находятся на полном государственном обеспечении до  окончания учебного заведения и трудоустройства. На них распространяются льготы, установленные  действующим законодательством  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. В настоящее время в Республике Беларусь в 1 954 приемных семьях воспитываются 2 768 детей [43, с.21].

Самой эффективной формой устройства ребенка для формирования его личности являются, конечно же, определения его в семью, так как только в семье формируются и развиваются все главные качества личности, ее взгляды  на жизнь, ценности. Вне семьи человек не может стать индивидуальностью, и не важно – биологические это родители или приемные, главное, чтобы любовь по отношению к ребенку была велика, чтобы воспитание проходило не только со стороны родителей, но и окружающих родственников. В семье уделяется больше внимания, чем в какой-либо из государственных форм устройства детей. Поэтому следует более подробно рассмотреть такое понятие как «приемная семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

 

 

Одной из альтернативных форм содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки является становление нового социального института – приемной семьи.

Приемная семья отличается тем, что она запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики государства в области поддержки и защиты детства. Эта политика заключается в создании оптимальных условий для обеспечения каждому ребенку  гарантированных прав на семью, уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного  и духовного развития. (Президентская программа «Дети Беларуси»).

Главная цель приемной семьи – создать благоприятные условия для  пребывания ребенка в семье. От приемных  родителей требуется много времени, сил и специальных психолого-педагогических знаний, для реабилитации таких детей.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены  родительских прав, ограничены в  родительских правах, признаны в  судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию  здоровья не  могут лично осуществлять  их воспитание и содержание, а  также дети, оставшиеся без попечения  родителей, находящиеся в детских  интернатных учреждениях.

Общее  число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило не должно превышать 4 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче (детей) на воспитание в семью и трудового договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

Содержание и воспитание приемных детей как процесс включает в себя 5 аспектов, которые требуют их учета и специальной организации: социальный, правовой, экономический, педагогический и психологический [37, с.23].

Социальный аспект отражает точку зрения общества на проблему, причем в формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации.

Правовой аспект предполагает выработку юридических норм, обеспечивающих защиту прав усыновляемого (удочеряемого) ребенка в его новой воспитательной среде (семье), и осуществление процедуры усыновления, т.е. установления отношений между приемными родителями и приемным ребенком.

Экономический аспект состоит в определении объема материального содержания, необходимого для удовлетворения потребностей усыновляемого ребенка, и в создании соответствующих материальных условий его существования.

Педагогический аспект предполагает разработку и  реализацию щадящей стратегии поведения взрослых по отношению к ребенку.

Психологический аспект заключается в формировании отношений уважения, доверия и сотрудничества между приемными родителями и приемным ребенком на основе учета его индивидуальных особенностей, специфики развития, в обеспечении ему адекватной помощи в новой семье.

Исследователи проблемы воспитания детей в учреждениях интернатного типа (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.С. Леухина и др.) выделяют наиболее типичные причины, приводящие к затрудненному психическому развитию воспитанников [35, с.54]:

- отсутствие индивидуального подхода  к воспитаннику на основе учета его актуального уровня психического развития и отмеченных отклонений;

- неправильная организация общения  педагогов-воспитателей с воспитанниками, недостаточный учет специфики  контингента воспитуемых;

- формализм дифференцированного  подхода к воспитанникам: помещение вместе детей с разной степенью задержек в психическом развитии, обученности и воспитанности;

- отсутствие полноценного нравственно-полового  воспитания воспитанников;

- неразработанность специальных  программ обучения и воспитания, позволяющих компенсировать или корригировать дефекты развития, недостатки обучения и поведения воспитанников;

- ограниченность условий для  формирования конкретно-чувственного  опыта детей;

- однообразие или отсутствие  полноценной деятельности самих  воспитанников, недостаточное использование воспитательных возможностей игровой деятельности;

- недостаточная психолого-педагогическая  подготовка воспитателей, слабый  их контакт с практическими  психологами системы образования;

- частая сменяемость педагогических кадров интернатных учреждений и др.

Все указанные (далеко не полные) причины неверного воспитания детей должны учитывать работники учреждений образования и попечительства – все те, кто готовит процесс усыновления конкретного ребенка.

Прежде всего перед приемными родителями встает проблема адаптации ребенка, т.е. более или менее активного приспособления его к новой среде (семье), достижения равновесия между жизнедеятельностью ребенка и условиями этой среды. Это равновесие, в частности, должно проявиться:

- в оптимальном соотношении  ценностей семьи и формирующейся  личности;

- в соответствии регламентируемого  родителями поведения ребенка  внутренней структуре его личности.

Достижение высокого уровня адаптированности ребенка отнюдь не является целью воспитания, а лишь основой для перехода к более высоким формам активности, которая вначале направлена на ознакомление с образом жизни и деятельности  семьи, овладение соответствующими знаниями (бытовыми, культурными), формирование необходимых навыков. Приобретая достаточный для дальнейшей социальной жизни опыт, ребенок направляет свою энергию на решение новых задач, его творческая активность возрастает, поведение становится более произвольным.

Во избежание возможных ошибок приемным родителям необходимо уяснить объективные закономерности процесса адаптации и пытаться реализовать эти знания так, чтобы допустить минимальные погрешности. К числу упомянутых закономерностей относятся, прежде всего, обязательные стадии или этапы адаптационного периода [9, с.36].

1. Адаптация к образу жизни семьи. Под образом жизни понимаются совокупности материальных и духовных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность семьи (личности) и зависящих от объективных условий. Сюда входят интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, интересы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат и другие феномены.

До сир пор ребенок находился в воспитательном учреждении, где образ жизни носил зачастую обезличенный и дезиндивидуализированный характер и где ему было неуютно в стандартном «интерьере». Он страдал от того, что не удовлетворялись его специфические детские потребности. Порой он открыто или скрыто сопротивлялся культивируемому  в учреждении режиму жизни, тому, что не может проявить свои чувства и настроения, должен подчиняться не самому благоприятному микроклимату, насаждаемому взрослыми.

Перемена ситуации, которая происходит в связи с вхождением в приемную семью, сначала застает  ребенка врасплох. Он на какое-то время как бы «цепенеет». Но затем, сориентировавшись в ситуации, где, как ему кажется, все дозволено, начинает приспосабливать этот образ жизни к себе и своим потребностям. И порой доходит в своем поведении до таких крайностей, которые вызывают возмущение окружающих, особенно если в приемной семье имеются родные дети. Причиной такого поведения является непонимание приемным ребенком того, что приход в семью не означает отказа от необходимости придерживаться какого-либо образа жизни.

Во избежание нежелательных проявлений усыновленному нужно предоставить индивидуальное место для сна, отдыха, игры или учебных занятий, разработать свой режим дня, согласованный в главных моментах с распорядком жизни семьи. Ребенка нужно вводить в мир семейных радостей и печалей, позволяя проявлять свои чувства, создавать условия для удовлетворения его индивидуальных интересов, склонностей, которые, впрочем, не должны противоречить интересам и склонностям окружающих.

Приемный ребенок должен постепенно обретать чувство, что он в новой семье – не «чужой», а «свой», родной, а наилучшим средством убеждения будет позитивное отношение к малышу каждого окружающего.

2. Адаптация приемного ребенка к другим членам семьи, их близким и знакомым. Этот этап особенно болезнен для детей, потому, что у них родные, близкие то ли отсутствуют, то ли причинили им в прошлом слишком много боли и страданий. Однако психология ребенка такова, что он продолжает испытывать к этим, по сути дела, чужим людям особые чувства.

В основе характеризуемого этапа лежит  идентификация – отождествление одного человека с другим, реальным или воображаемым лицом, усвоение его норм и стандартов поведения. Приемный ребенок, как уже упоминалось, больше всего хочет, чтобы его «приняли», признали своим. Поэтому он будет особенно тянуться к людям, которые проявили инициативу в усыновлении, и будет избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистанцию. Приемные дети очень чутки по отношению к таким людям.

Во взаимоотношениях членов семьи и приемных детей неизбежны проблемы, конфликты, и виноваты в них по разным причинам бывают именно дети. Поэтому в разрешении этих ситуаций особенно необходимы деликатность, такт, великодушие, незлопамятность, а порой и чувство юмора.

3. Адаптация приемного ребенка к нормам и ценностям семьи. Буквально с самых первых дней пребывания ребенка в новой среде ему необходимо предъявить два-три простейших требования (бытовых, гигиенических и др.) и объяснить целесообразность их выполнения, подкрепив это ссылками на поведение окружающих. Причем в качестве образцов для подражания желательны примеры близких людей. Постепенно круг требований должен расширяться и совершенствоваться, а со временем обозначается весь круг ценностей  (нравственных, трудовых, эстетических и пр.), которым семья отдает предпочтение. В высшей степени важно объяснить и показать на конкретных примерах, что наибольшей ценностью является человек, его жизнь и никто не имеет права посягать на нее. Приемному ребенку это необходимо понять и почувствовать потому, что он в недавнем прошлом мог видеть немало примеров бессердечия, жестокости, в том числе и в отношении его самого.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района