Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
4. Адаптация приемного ребенка к традициям семьи, т.е. к ее привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам. На этом этапе становится ясно, в какой мере ребенок овладел необходимыми для последующей совместной жизни умениями и навыками, какие отношения сложились у него с родными и близкими, в какой степени он разделяет ценности семьи и намерен выполнить предъявляемые требования, какую позицию он занимает в приемной семье, какие роли хочет исполнять, склонен ли быть пассивным исполнителем или проявлять инициативу и творчество в создании новых семейных традиций.
Итогом всего должно стать формирование особого качества – адаптированности, которая потребуется ребенку в будущем по мере вхождения во все новые социумы. Признаками адаптированности являются:
- более высокая степень
- заинтересованность в
- психологическая идентификация с приемной семьей;
- заинтересованность в
- определенное отношение ко всем членам семьи, наличие с ними тесных контактов, способность расширять их;
- удовлетворенность своим
На адаптированность ребенка будут влиять в большей мере его темперамент, уровень развития познавательных процессов, моральных качеств, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, имеют значение и некоторые другие факторы, в число которых входят следующие [16, с.12]:
1. Возраст усыновителя. Здесь о прямой зависимости говорить не приходится. Так, более молодым родителям легче проявить эмпатию (сочувствие, сопереживание) по отношению к приемному ребенку, но им может иногда не хватать специальных умений и навыков, терпения, житейского опыта. Более взрослые (пожилые) родители умудрены опытом, но ограничены в физических (психических) силах для воспитания полноценного гражданина общества.
2. Национальность усыновителя. Каждая нация имеет свою семейную культуру, традиции воспитания, специфичные по приемам обрядности, но говорить о каких-либо национальных приоритетах в усыновлении сложно.
3. Материальный и культурный уровень семьи. Естественно, обеспеченной семье легче решать повседневные бытовые проблемы, однако это не самое главное в воспитании детей. Чем выше образовательный и культурный уровень семьи, тем ответственнее она относится к усыновлению; тщательнее отбирает требования и ценности, которые намерена предъявить приемному ребенку, строже контролирует собственное поведение и чаще использует в воспитании не столько прямое воздействие, сколько косвенные приемы влияния.
4. Пол инициаторов усыновления. Как правило, инициатором усыновления выступает по разным причинам женщина. Она привносит в воспитание приемного ребенка недостающие ему любовь, нежность, умиротворение. Мужчина же, зачастую фактически принимающий окончательное решение об усыновлении, включается в процесс воспитания несколько позже, ему важно идентифицировать себя с приемным ребенком, что требует некоторого времени. Однако роль его нам представляется не менее значительной: олицетворяя собой деятельное начало в семье, он демонстрирует мальчику пример адекватного мужского поведения, девочке – адекватного рыцарского отношения к женщине.
5. Наличие в семье родных детей. Данный фактор может сыграть и положительную, и отрицательную роль. Если родители готовят сына или дочь к встрече с «новым» братиком (сестричкой), организуют и деликатно регулируют их отношения, одинаково внимательны к ним, то антагонизм между родными и «неродными» детьми необязателен. Если же по какой-либо причине возникает противопоставление одного ребенка другому, то возможны самые драматические коллизии, последствия которых могут сказаться на взрослой жизни детей.
6. Отношение к приемной семье окружающих людей. Возможны самые разные проявления: сочувствие, искреннее сострадание к усыновителям, желание помочь им; обывательское сочувствие к «сиротке», которое не подкреплено состраданием; злорадное высмеивание этого благородного поступка и др.
К сожалению, в воспитании приемных детей возможны ошибки. Можно сказать, что ошибки каждой семьи неповторимы, очень индивидуальны. Но поскольку речь идет о воспитании приемных детей, уже пострадавших, обездоленных, здесь ошибки особенно болезненны и чреваты негативными последствиями. Поэтому их необходимо избегать. Укажем основные ошибки во взаимоотношениях приемных родителей и усыновляемых детей и возможные пути их исправления или преодоления [13, с.41]:
1. Отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье.
Приемного ребенка необходимо познакомить со следующими правами:
- ты такой же полноценный
человек, как и все окружающие
(для формирования
- ты имеешь право на особое внимание к себе со стороны окружающих людей;
- ты имеешь право пользоваться
теми же вещами, предметами, которыми
пользуются и близкие люди (ценность,
связанная с реализацией
- ты имеешь право заниматься теми же делами, которыми занимаются и близкие люди (ценность деятельности – труда, учения и др.);
- ты имеешь право на свободное время, которое можешь заполнять по своему усмотрению (ценность досуга и др.).
Взрослым же для приемного ребенка и совместно с ним необходимо выработать несколько (3-4) обязательных правил поведения и общения. Эти права и правила будут видоизменяться, совершенствоваться в зависимости от возраста и уровня развития личности ребенка. Важно, чтобы подобные права и правила были выработаны и включены в контекст прав и правил всей семьи.
2. Степень принятия ребенка. Под принятием психологи имеют в виду положительное отношение к человеку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями и ребенком.
Принятие должно опираться на хорошее знание психологии ребенка и понимание его потребностей и интересов. К сожалению, в повседневной жизни (тем более, в семье) в основе понимания лежат не самые главные психологические факторы, а феномен первого впечатления, сиюминутные эмоциональные реакции, фиксирование случайных поведенческих действий и др. Это не способствует формированию объективного принятия ребенка.
Принятие особенно актуально в ситуации усыновления. Решение об усыновлении данного конкретного ребенка должны принять данные конкретные потенциальные приемные родители, однако влияют на это решение все окружающие будущих родителей люди. Порой мнение одного человека (родственника), например тещи, бабушки, матери, может существенным образом повлиять на решение усыновить ребенка. Но даже если родители усыновят ребенка, своеобразное психологическое непринятие его одним из членов семьи тем или иным образом будет проявляться в замечаниях, интонациях и др. Со временем это может привести к тягостным отношениям, к конфликтам.
Поэтому, принимая решение об усыновлении, необходимо оценить степень готовности к этому акту, собственные педагогические принципы, установки, взгляды, меру ответственности за судьбу ребенка, педагогические и специальные умения и навыки. И обязательно с самого начала нужно формировать у себя положительную установку на общение с будущим ребенком.
3. Дезадаптивная атмосфера в семье. Для ребенка, входящего в усыновляющую его семью, очень важен микроклимат, атмосфера этой семьи. Буквально с первых шагов в «новом доме» он чувствует, ждут ли его здесь или нет, готовы ли его принять в свое сообщество или эта готовность показная (например, для инспекторов по опеке). Вероятно, ради усыновляемого ребенка необходимо что-то изменить в интерьере, обстановке среды будущего обитания и даже в образе жизни, привычках, обычаях, традициях (например, временно отказаться от просмотра поздних телепередач и др.). К сожалению, не все взрослые к этому склонны, особенно это касается мужчин, которые не хотят коренным образом менять свои привычки ради ребенка (например, утренняя или вечерняя сигарета и др.). Но для ребенка атмосфера (микроклимат) приемной семьи играет особую роль. Если что-то в новой семье повторяет образ жизни бывшей семьи, то у него будет усугубляться умственное отставание, развитие патологических свойств психики. Если же в приемной семье изначально задумываются о формировании щадящего психологического микроклимата вокруг ребенка – это будет способствовать сглаживанию имеющихся у него дефектов и отклонений.
4. Приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителей. У родителей, как правило, складывается свое представление о том, каким должен быть ребенок. Как правило, это представление идеальное, одностороннее, неполное, калейдоскопичное. Родители хотят увидеть в ребенке себя, но в улучшенном варианте. И в дальнейшем – по мере физического роста и психического его развития – они все более внимательно и напряженно вглядываются в него: похож или не похож.
К сожалению (или к счастью), полного подобия быть не может. Единственный ребенок может походить на своих родителей внешностью, отдельными манерами, приемами. Но мотивами, интересами, эмоциями, переживаниями, а тем более уровнем знаний, умений, навыков, склонностями к видам деятельности он может все более отличаться от своих родителей.
5. Смысловой барьер. Данная проблема является основой для возникновения серьезных конфликтов между приемными родителями и усыновляемым ребенком. Проявляется она в том, что родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его поступков, приписывают несуществующие мотивы и по ним судят ребенка. Суть данного барьера состоит как бы в том, что родители и дети смотрят на одни и те же вещи, говорят как бы на одном и том же языке, но не понимают друг друга.
Родителям надо понять, что дети живут не только в соответствии с нормами взрослых, но и в соответствии с нормами, которые сложились внутри школы, класса, группы, с которой ребенок контактирует. Мир детских норм уже и строже, чем мир норм взрослых, и дети предпочитают, даже зная, что будут наказаны родителями, жить в соответствии с этими групповыми нормами.
Взрослеющим детям надо объяснять, что родители понимают их проблемы и трудности, сочувствуют им, стараются смягчить возможные негативные для ребенка последствия. Конечно же, очень важен повседневный пример искреннего нравственного поведения.
6. Ограничение активности и самостоятельности ребенка. Активность и самостоятельность являются одними из наиболее естественных состояний растущего ребенка. По мере взросления дети утверждаются в своей самостоятельности через проявление активности.
На проявление активности и самостоятельности существенно влияют психические качества личности, прежде всего темперамент (т.е. определенный тип нервной системы). Поэтому у отдельных детей (холериков, сангвиников) возможно проявление неуправляемой, стихийной активности и гиперсамостоятельности, у других (меланхоликов и флегматиков) – заторможенная активность и боязнь самостоятельности. Эти состояния у отдельных детей могут со временем превратиться в устойчивые черты характера.
Наилучший способ реализации активности и самостоятельности – это любимые дела и занятия, особенно если в них ребенку сопутствуют успехи. С этой целью полезно расширять круг таких дел и занятий, помогать ребенку тренировать в них свои умения и навыки, стимулировать активность за счет вовлечения ребенка в любимые дела и занятия родителей, других членов семьи. Важно, чтобы эти дела и занятия имели позитивную нравственную направленность, способствовали развитию личности ребенка, выходили за пределы семьи, дома, вовлекали в них друзей, одноклассников приемного сына (дочери). В результате активность и самостоятельность взрослеющего ребенка будут распространяться на взаимоотношения с людьми и способствовать преодолению его застенчивости, неуверенности, негативизма.
7. Эмоциональная холодность. Одной из серьезнейших причин возможных нарушений взаимоотношений между приемными родителями и приемным ребенком является недостаток душевного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жестокость отношений.
Ребенок, находившийся с раннего детства в условиях общественного воспитания постоянно ощущал дефицит проявления к нему чувств, эмоций. У него самого вырабатывается неумение проявлять соответствующие ситуации и переживания. Он нередко не осознает эмоции окружающих и не склонен на них реагировать (не хочет улыбаться, смотреть в глаза людям и др.)
С приемными детьми нужно больше общаться, используя разные средства, включая мимику, жесты, больше прижимать к себе, ласкать, гладить, класть руку на голову, на плечи. Так должны вести себя с ребенком все окружающие, а не только самые близкие.
Эмоциональная открытость должны быть постоянной, а не от случая к случаю, но в то же время она должна быть для ребенка радостной неожиданностью. Он должен нуждаться в чувствах, но не тонуть в них, потому что иначе возможен детский негативизм по поводу слишком «нежного» воспитания.
8. Проблема положения ребенка в приемной семье. Каждый человек – в большей или меньшей степени – нуждается в утверждении своего положения (позиции) в конкретном социуме. Более того, некоторые люди (даже взрослые) нередко всю жизнь ищут ту естественную микросреду, где бы их приняли, «пригрели», где бы они смогли раскрыть все свои лучшие качества.
Утверждение позиции ребенка идет через конкретные дела по мере овладения им все новыми умениями и навыками по мере достижения успехов. Положение ребенка утверждается похвалами, поощрениями. Лидирующую позицию в его позитивной оценке занимает приемный отец или мать, т.е. главные авторитеты в семье. Поддерживать ее должны и другие члены семьи.