Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Модель командообразования начинается с налаживания взаимодействия внутри группы и с окружающей средой. Таким образом, данная модель начинается с системы коммуникации. Далее идет построение общего видения - признание общей цели, разделяемых всеми правил, норм, ценностей групповой работы. Потом идет этап самоидентификации, самосознания себя с группой и создания благоприятного социально-психологического климата. На самом последнем этапе построения команды необходимо уделить особое внимание формированию особой ролевой структуры. Ее основные особенности таковы - необходимо признание индивидуальности в группе, создание условий для максимального развития каждого отдельного члена группы, при исполнении всех необходимых ролей возможна функционально-ролевая взаимозаменяемость членов группы.
167
Эксперт №4.
1. Необходимые лидерские
способности и качества
для
принятия эффективных управленческих
решений
1. Способность к стратегическому видению ситуации
2. Способность принимать согласованные решения
3. Способность быстро адаптироваться к изменениям окружающей действительности
4.
Способность всесторонне
анализировать существующую
ситуацию
5. Наличие общего единого информационного поля
2. Наличие высокой степени самосознания
у каждого члена
группы и группы в целом
1. Самооценка
и самоконтроль деятельности членов
группы и
группы в целом
2. Нацеленность группы на самосохранение и саморазвитие
3. Наличие
высокой степени самоорганизации у каждого
члена
группы
4.
Стремления каждого члена
группы к профессиональному
развитию
5. Гибкость
и адаптивность поведения каждого по отношению
к
другим членам группы
6. Взаимосогласованность
и скоординированность действий членов
группы
7. Принятие личной ответственности за групповые решения
8. Положительный
результат приводит к поощрению
каждого
члена группы
9. Отрицательный
результат приводит к наказанию каждого
члена
группы
3. Приоритет общегрупповых целей при учете индивидуальных
1. Готовность каждого члена группы сделать
всё от него зависящее
для достижения общей цели
2.
Приоритет организационных
общегрупповых целей
над
индивидуальными
3. Недопустимость
игнорирования индивидуальных целей членов
группы
4. Учёт индивидуальных потребностей всех членов группы
5. Достижение личных целей через достижение общих целей команды
6. Направленность на совместное достижение общих целей
7. Наличие
синергетического эффекта: групповое
решение лучше
любого индивидуального
4. Снижение значимости статуса
1. Отсутствие статусной дифференциации членов группы
168
2.
Степень влияния на
других членов группы
определяется
неформальным статусом
3. Равнозначность статусов членов группы
5. Распределение ролей с учетом их взаимозаменяемости
1.
Наличие ролей, необходимых
для эффективной групповой
работы
с учетом
Способность отдельных членов группы выполнять роли других
6. Организация
группового взаимодействия
индивидуальных особенностей каждого
учетом
1.
Организация группового
взаимодействия с
индивидуальных особенностей каждого
2. Любые
индивидуальные точки зрения по
проблеме должны
выноситься на общее обсуждение
5. Признание права каждого на ошибку
6. Признание вклада каждого в общегрупповое решение
7. Корпоративная культура (наличие общих целей, норм, ценностей)
2. Наличие общих групповых ценностей
1. Наличие общих разделяемых всеми целей
всеми разделяемых основополагающих
3. Наличие
принятых и разделяемых всеми норм и правил
работы в
группе
4. Наличие разделяемых всеми членами группы ценностей и норм совместной деятельности
8. Благоприятный социально-психологический климат
1, Психологическая совместимость всех членов группы
2. Взаимоподдержка членов группы
3. Уверенность каждого в других членах группы и в группе в целом
4.
Удовлетворённость от
самого процесса
группового
взаимодействия •
5. Отсутствие межличностной конфронтации
8. Стремление к регулярному групповому взаимодействию 0. Не относится к понятию «команда»
169
Модель командообразования:
Особенности:
Все это свидетельствует о представлении «команды» в качестве строго формализованной рабочей структуры, которая строится вокруг одного лица -лидера. Есть команда, а есть командир, который создает и полностью управляет своей командой. Именно роль лидера делает обычную группу командой. В этом представления эксперта №4 схожи с позициями экспертов №1, №2 и №3. Однако сама модель командообразования другая.
Базисом создания любой группы является благоприятный социально-психологический климат и наличие общей цели.
Далее необходима организация группового взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей каждого, налаживание особой ролевой структуры (с учетом возможности взаимозаменяемости) и признание снижения значимости статусов.
На самых последних этапах находятся приоритет общей цели, высокая степень самосознания, и необходимые лидерские качества. Таким образом, в данной модели команда появляется только тогда, когда выделяется лидер, обладающий целым набором необходимых способностей и качеств.
170 Эксперт №7.
1. Признание индивидуальности
в группе (человек
как
личность)
1.
Стремления каждого члена
группы к профессиональному
развитию
2. Признание вклада каждого в общегрупповое решение
3. Учёт мнения каждого при принятии групповых решений
4. Организация группового
взаимодействия с
учётом
индивидуальных особенностей каждого
5. Любые индивидуальные точки зрения
по проблеме должны
выноситься на общее обсуждение
6. Признание индивидуальности каждого члена группы
7. Недопустимость
игнорирования индивидуальных целей членов
группы
8. Готовность каждого члена группы сделать всё от него зависящее для достижения общей цели
9. Готовность
каждого члена группы при необходимости
исполнять
организационные функции
10. Принятие личной ответственности за групповые решения
11. Учёт индивидуальных потребностей всех членов группы
12. Признание права каждого на ошибку
2. Умение работать в группе, групповая характеристика
1. Постоянная включённость каждого в совместную деятельность
2. Гибкость
и адаптивность поведения каждого по отношению
к
другим членам группы
3. Органическая солидарность
1. Психологическая совместимость всех членов группы
2. Отсутствие межличностной конфронтации
3. Отсутствие деструктивных межличностных конфликтов
4. Взаимоподдержка членов группы
5. Уверенность каждого в других членах группы и в группе в целом
6. Стремление и умение выслушать и понять друг друга
7. Взаимосогласованность
и скоординированность действий членов
группы
8. Способность принимать согласованные решения
9. Стремление к регулярному групповому взаимодействию
10. Удовлетворённость от самого процесса группового взаимодействия
4. Качества,
способствующие принятию
эффективных
управленческих решений
1. Способность
быстро адаптироваться к изменениям окружающей
действительности
2. Способность к стратегическому видению ситуации
171
3. Способность всесторонне анализировать существующую
ситуацию
5. Статусно-ролевая структура
1. Наличие
ролей, необходимых для
эффективной групповой
работы
9. Степень
влияния на других
членов группы определяется
неформальным статусом
6. Коммуникативные связи
7. Холизм - система над человеком
1. Наличие общих разделяемых всеми целей
6. Достижение личных целей через
достижение общих целей
команды
7. Направленность на совместное достижение общих целей
8. Положительный результат приводит
к поощрению каждого
члена группы
9. Отрицательный результат приводит к наказанию каждого члена
группы
8. Синергия
1. Нацеленность группы на самосохранение и саморазвитие
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования