Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа
В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
Довольно часто терапевт «знает»
(откуда бы?), что представляют собой
требования реальности, к которой
пациент должен приспособиться. Эта
позиция соглашения с обстоятельствами
часто приводит к субъективному
чувству пустоты и
Б) Осознавание
Основным методом гештальт-
В) Акцент на происходящем «здесь и сейчас» процессе
Акцент на феноменах и на процессе, который происходит в этот момент. Одной из первых попопыталась интегрировать методы и средства искусства с гештальт-подходом арттерапевт Ждейн Рин. В противоположность ранним продукт-ориентированным работам по «артгештальту», Рин сосредоточилась на процессе. Она предложила рассматривать феномены, появляющиеся в процессе контакта клиента со средством и материалом, отношение к продукту творчества, коммуникативное послание и особенности терапевтических отношений, в связи созданием продукта творчества. Уникальные средства творческого выражения естественно вырастают из текущего терапевтического про процесса, если взаимодействие между терапевтом и клиентом позволяет этому быть. Конечно, используемые средства и материалы могут зависеть от разных параметров: притягательности самого материала для клиента и терапевта, опыта терапевта и ощущения родства с методом, фазы терапии и динамики терапевтических отношений, амбулаторного или стационарного ее этапа, имеющегося времени и т. п.
Г) Опора на контакт,
рассматриваемый как
Контакт в гештальт-терапии описывается как личностная способность к встрече и взаимопроникновению с окружающим миром и получению чего-то нового от него. Хороший контакт может расцениваться как эстетическая активность, придание «хорошей формы» человеческому опыту. Формы творческой активности (пластика, рисунок, скульптура, пение, музыка, импровизация) рассматриваются в качестве моста между внутренним и внешним миром, а рождающиеся в процессе сессии продукты творчества — как контактные функции (сообщения) и одновременно как стратегии разрешения проблем. По мнению Дж. Рин, сенсорная память и осознавание могут более эффективно активироваться невербально – через движение или работу с артматериалом. Художественные техники (по В. Оклендер) – это катализатор внутри контекста творческого терапевтического процесса, а вовсе не средство терапии. Художественное средство может быть способом достижения контакта с потребностью по-новому, иначе.
Д) Принцип изоморфизма
Принцип изоморфизма был привнесен гештальт-психологией. Он состоит в структурном сходстве между воспринятыми стимулами и их выражением и основанной на этом связи внутреннего опыта с внешним его выражением. Существует множество форм выражения одного и того же опыта. Например, чувства могут быть выражены движением, рисунком, скульптурой или голосом. Или внутренний опыт может быть выражен с помощью символа или метафоры. Например, символ «шутовской колпак» дает право на действие, направленное к другим людям. Таким образом, в задачи терапевта входит поиск связи между творчеством клиента и его настоящим эмоциональным статусом. Будучи осознанным и осмысленным, этот внутренний опыт создает контекст, из которого возникает новая фигура.
Е) Продукт творчества как проекция личности клиента
Продукт художественного творчества
рассматривается как
Ж) Исследование отношений внутри поля «организм - среда»
С точки зрения теории поля, терапия, использующая разнообразные формы творческой активности, исследует отношения между личностью и окружением через широкий спектр экспериментов с материалом, который может принимать разную форму (клей, пластилин, глина, проволока). Творческий процесс часто рождает страх познания, риска, нового пространства, неожиданных событий, основывающийся на интроектах, которые мешают расти контактировать с возбуждением. Произведение искусства рассматривается и как символ с личностным значением, и как средство коммуникации (Э. Рапп). Личностный рост и здоровое функционирование становятся возможными, когда эта коммуникация со средой становится значимым и осмысленным процессом.
И) Развитие способности к творческому самовыражению
Одна из важных целей интеграции двух подходов — развитие способности к разнообразному творческому самовыражению внутри контекста жизни личности за пределами терапии.
К) Опора на развитие способности к диалогу
Способность иметь Я-Ты отношения, восстанавливаемая в терапии (опыт контакта с субъективным другим) влияет на способность играть и жить творчески. Замечено, что творческие люди имеют тенденцию обходиться с предметами и материалами искусства, как с субъективно другим.
35. Основной задачей применения различных форм творческой активности в терапевтической сессии является улучшение коммуникации между сознательными и бессознательными аспектами бытия. Цель использования таких методов состоит в выражении внутренних чувств или ощущений через внешние формы для исследования проблемных аспектов своей жизни.
Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-подходе
Известно, что термин «гештальт» означает «образ», и в первую очередь визуальный. Визуальный образ всегда является некоторой фигурой на фоне и предполагает отношения между фигурой и фоном. «Фигура» (проблема, ситуация и т. п.) в гештальт-терапии – это спроецированная вовне актуальная потребность, «подпитывающая» появление проблемной ситуации или проблемного поведения, связанных множественными нитями с фоном жизни индивидуума (контекстом). «Фигура на фоне», образ (гештальт) — это в некотором роде сам индивидуум «здесь и сейчас», в тот момент, когда терапевт слушает его рассказ, видит его самого и испытывает от всего этого какие-либо чувства. «Фон» так же важен, как и сама «фигура», ибо только соотношение фигуры и фона позволяет осознавать смысл ситуации или поведения.
При феноменологическом подходе (допускающий субъективность восприятия, феноменологические описания) к терапевтической работе с рисунком акцентируется открытость позиции терапевта, которая проявляется во внимании к любому объекту восприятия, отказе от попыток оценивания и поиска скрытого смысла и цели.
Не имеет значения, умеет ли клиент рисовать. Выбор материала – красок, мелков, карандашей и т. п. – также остается за клиентом. Использование рисунка для работы необходимо в том случае, если клиент демонстрирует прерывание контакта в виде дефлексии или конфлуэнции и это прерывание контакта не позволяет выделить фигуру.
Многие психосоматические
Рисование как процесс близко к раннему эмоциональному и чувственному опыту, оно в меньшей степени, чем речь, связано нормами и правилами. Рисуя, клиент получает дополнительные возможности для осознавания и развития игровой способности – «возможность проиграть в рисунке новые модели отношений».
Рисунок принципиально не интерпретируется
терапевтом, а рассматривается как
повод для контакта с клиентом.
Контакт важнее, чем сам рисунок.
Вопросы к рисунку имеют
Рисунок – это не только проекция внутреннего мира клиента, но и граница контакта «организм – среда» — все важные осознавания и новый опыт появляются именно здесь. Элементы рисунка рассматриваются как части «Я» индивидуума. Клиента можно попросить идентифицировать себя с одной из фигур (несколькими фигурами, фоном, а также попросить рассказать об их взаимодействии. Рисунок делает «прозрачным» внутренний конфликт индивидуума. Поскольку каждый из элементов рисунка каким-то образом связан с реальностью, терапевт отслеживает пересечения контекстов «здесь и сейчас» и «там и тогда», а также задает вопрос о том, как именно то, что происходит при идентификации с фигурами рисунка клиента, относится к его жизни.
В групповой терапии (терапии пар и семей) особое значение имеет парное (групповое) рисование, которое дает возможности для осознавания особенностей построения контакта с другим человеком, а также получения невербальной и вербальной обратной связи.
Рисунок несет коммуникативное послание клиента миру (терапевту, близким клиента), а также ему самому. Поэтому стоит задавать вопросы о том, что именно говорит данный рисунок терапевту, близким и ему самому (коммуникативный смысл).
Наблюдение за процессом рисования. (с чего начинается— с рисования «фигуры» или «фона»? Что к чему приспосабливается и на что уходит больше энергии? В каком месте клиент делает паузу и что происходит после этого? чем заканчивается процесс рисования).
«Фигура», «фон» и их соотношение. В рисунке всегда присутствует спроецированная в виде «фигуры» потребность. А вот есть ли в нем «фон» — это всегда вопрос. Многие клиенты рисуют проблему или себя на белом фоне, как будто вокруг них никого нет. Их можно попросить дорисовать «фон», который обычно сильно меняет содержание рисунка. Иногда клиенты рисуют только фон, и терапевт может побудить клиента выделить из него некоторую «фигуру» – прячущуюся или желаемую.
Параметры для ориентировки. Одним из параметров является ракурс. Интересно узнать, где находится точка, с которой клиент видит ситуацию, отраженную в рисунке.
Композиция, или построение рисунка. Выделяется геометрический и композиционный центр рисунка. Композиционный центр находится там, где изображен главный объект. В геометрическом центре при этом может находиться второстепенный фрагмент или пустое пространство. Интересно соотношение и взаимодействие между главной фигурой и второстепенными другими, поскольку его можно рассматривать как устройство внутреннего пространства клиента на данный момент времени.
Временная организация пространства рисунка. Он может относиться к прошлому, настоящему и будущему, но эта организация всегда присутствует «сейчас». Пространственно-временная организация в европейской традиции определяется через диагональ слева направо и из нижнего угла в верхний (из прошлого через настоящее в будущее).
Цвет. Существуют хроматические и ахроматические цвета. Выбор ахроматического цвета в какой-то степени отражает цвет внутреннего пространства – внутри все серо или черно. Если для рисунка выбран моноцвет, то это, как правило, отражает какое-то определенное чувство или переживание, о содержании которого может сказать только сам клиент. Яркие и интенсивные цвета традиционно соотносятся с яркой эмоциональностью (яркими переживаниями на данный момент), приглушенные и размытые чаще отражают менее интенсивные чувства (скажем, грусть или огорчение), но это надо проверить. Клиент, использующий смешанные цвета, может рассказать о том, как он обращается со своими чувствами, какие из них он выражает, а какие нет. Интересно и соотношение цвета и фигуры.
Линия и фигуры. В гештальт-терапии большее значение имеет собственный смысл изображенных на рисунке символов.
Контур. Можно уточнить у клиента, каким образом произошло то, что некоторые фигуры являются четко очерченными («хорошая фигура»), а некоторые нет («плохая фигура»), и с чем это связано. Можно также попросить клиента очертить «плохую фигуру» и рассказать, что меняется в рисунке (и внутреннем ощущении) в данном случае. Если имеются повторяющиеся формы, стоит узнать, почему они повторяются.
При отсутствии контуров фигуры сливаются
с фоном. Иногда сам способ изображения
противоречит тому, что человек хотел
изобразить, а иногда в рисунке
отражена борьба между контуром и
фоном (размытость уничтожает контур,
а клиент его восстанавливает). Последний
вариант может быть отражением актуального
для клиента вопроса о