Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.
Так же было установлено, что высоко и низкомотивированных педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 13%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат, деньги и альтруизм и некоторых других.
Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет. результаты представим в виде рисунка 2.3.3.4.
Из рисунка 2.3.2.4. мы видим, что у педагогов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на деньги, а наименее на эгоизм и на власть
Рис.2.3.2.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет.
Исследование мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет, показало, что у них преобладает ориентация на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, они стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.
2.4 Анализ результатов исследования динамики мотивации в структуре педагогической деятельности
Для того чтобы определить, есть ли различия в выраженности мотивации в структуре педагогической деятельности сопоставим результаты исследования полученные на выборке из студентов, специалистов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет и со стажем трудовой деятельности боле 5 лет. Сравним показатели по методике Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.1)
Как мы видим из рисунка 2.4.1 в выборке студентов и выборке специалистов со стажем трудовой деятельности более 5 лет схожие профили мотивации, у них наиболее выражена внешняя положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация, при этом среди студентов с отрицательной мотивацией больше, чем среди специалистов.
Рис.2.4.1. Средние показатели выраженности мотивации трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.
У молодых специалистов мотивационный профиль отличный. у них преобладает внутренняя мотивация, в то время как внешняя отрицательная и внешняя положительная мотивации выражены слабее.
Данный профиль является наиболее эффективным при осуществлении профессиональной деятельности.
Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы использовали критерий Манна- Уитни.
Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1. Анализ достоверности различий в выраженности типов мотивации по критерий Манна- Уитни
Мотивация |
Студенты и специалисты со стажем до 5 лет |
Студенты и специалисты со стажем более 5 лет |
Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет |
Внутренняя |
74 |
104.5 |
69* |
Внешняя положительная |
110,5 |
117 |
97,5 |
Внешняя отрицательная |
69,5* |
90 |
103,5 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Как мы видим из таблицы достоверные различия существуют между студентами и специалистами со стажем профессиональной деятельности до 5 лет во внешней отрицательной мотивацией, а так же между специалистами с трудовым стажем до 5 лет и специалистами с трудовым стажем более 5 лет во внутренней мотивации.
То есть молодые специалисты реже в трудовой деятельности ориентированы на избегания неудачи, чем студенты и более ориентированы на личную значимость трудовой деятельности, чем более опытные специалисты.
Сравним показатели по методике «Словарь» (автор И.Г. Кокурина)
Средние показатели приведены в общем графике рисунка 2.4.2.
Рис.2.4.1. Средние показатели выраженности мотивов трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.
Как мы видим из рисунка, комплекс мотивов у студентов и специалистов схож, наиболее выражены различия по выраженности утилитарного мотива трудовой деятельности, который наиболее выражен у специалистов со стажем педагогической деятельности более 5 лет и наименее выражен у специалистов со стажем педагогической деятельности менее 5 лет. Это говорит о большем стремлении педагогов с большим опытом работы заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты. Это затрудняет постановку педагогами с опытом работы более 5 лет постановку перспективных целей развития и обучения учеников, создания зоны ближайшего развития.
Так же различия в средних можно отметить и по выраженности мотива достижения, который наиболее выражен у молодых специалистов и наименее выражен у студентов.
Низкая мотивация на достижения у студентов может быть обусловлена отсутствием опыта работы, восприятия результатов труда, а так же тем, что многие студенты еще не определились в своем решении работать по специальности, их неопределенность жизненных планов снижает стремления к достижениям в какой либо деятельности
Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы использовали критерий Манна- Уитни.
Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.1.
Статистический анализ показал наличие достоверных различий между студентами и молодыми специалистами в выраженности мотивации достижения, а также различия между специалистами с разным стажем работы в выраженности утилитарного мотива.
Таблица 2.4.2. Анализ достоверности различий в выраженности мотивов трудовой деятельности по критерий Манна- Уитни
Мотивы |
Студенты и специалисты со стажем до 5 лет |
Студенты и специалисты со стажем более 5 лет |
Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет |
Преобразовательный |
94 |
90 |
101 |
Коммуникативный |
100,5 |
85,5 |
85,5 |
Кооперация |
108,5 |
107 |
110,5 |
Утилитарный |
78.5 |
84,5 |
58* |
Конкурирующий |
105,5 |
106,5 |
99,5 |
Достижения |
69.5* |
95,5 |
76 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Сравним показатели по Методике изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин). Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.3)
Из рисунка 2.4.3 видно, что по ряду потребностей мотивационные профили у студентов и специалистов с разным стажем работы различаются.
Так, потребность в вознаграждении наиболее выражена у специалистов с опытом работы более 5 лет и наименее выражена у молодых специалистов. это может быть обусловлено тем, что специалисты, которые имеют опыт работы, имеют более выражено потребность в материальном благосостоянии, так как у них есть семья и дети на иждивении и они хотели бы чтобы их усилия отмечались и вознаграждались, чтобы был смысл прикладывать больше усилий. Так же у более опытных специалистов большая потребность в хороших условиях работы, чем у студентов и молодых специалистов, это говорит о том, что, утвердившись в коллективе, адаптировавшись в нем специалисты начинают больше требований предъявлять к условиям работы и характеру взаимоотношений
Рис.2.4.3. Средние показатели выраженности потребностей трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.
Потребность в структурировании работы более выражена у млодых специалистов, это обусловлено из стремлением как можно быстрее и лучше адаптироваться к профессиональной деятельности, для этого важно, чтобы у них было четкое представление об их правах и обязанностях.
Потребность в достижении
наименьшая у опытных специалистов
и наивысшая у молодых
Потребность в разнообразии, креативности, стремлении к самосовершенствованию у специалистов с опытом работы снижаются, что может быть обусловлено перемещение активности педагогов в сторону личной жизни и семьи, после того как место в коллективе более или менее определено. Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы так же использовали критерий Манна- Уитни. Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.3.
Таблица 2.4.3. Анализ достоверности различий в выраженности потребностей в трудовой деятельности по критерий Манна- Уитни
Потребности |
Студенты и специалисты со стажем до 5 лет |
Студенты и специалисты со стажем более 5 лет |
Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет |
вознаграждение |
44.5** |
52** |
23** |
условия работы |
95 |
53** |
44** |
структурирование работы |
87 |
102 |
96 |
социальные контакты |
37** |
91 |
61,5* |
взаимоотношения |
112 |
109 |
110,5 |
признание |
38,5** |
89 |
60,5* |
достижение |
58** |
65* |
34** |
власть и влиятельность |
73,5 |
89,5 |
85,5 |
разнообразие |
103,5 |
55* |
74 |
креативность |
92 |
78,5 |
64,5 |
самосовершенствование |
88,5 |
67,5* |
43,5** |
интересная работа |
95,5 |
97 |
111 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Статистический анализ показал наличие достоверных различий между студентами и специалистами в выраженности потребностей в вознаграждении и достижении.
Так же по результатам статистического анализа было установлено, что
Таки образом, в ходе исследования было установлено, что потребность в достижении и вознаграждении различна на разных стадиях профессионализации, с приобретением опыта работы возрастают потребности в условиях работы и снижаются потребности в разнообразии трудовой деятельности и самосовершенствовании в ней. Значимость признания и социальных контактов менее выражена у молодых специалистов, которые больше стремятся к реализации себя в деятельности.
Сравним показатели по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.4) Как мы видим из рисунка у студентов и специалистов мотивационные профили схожи, наиболее выраженные различия отмечены в ориентации на эгоизм, которая наименьшей степени свойственна молодым специалистам.
Рис.2.4.4. Средние показатели выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.
Для определения достоверности различий в выраженности ориентаций мы использовали критерий Манна- Уитни. Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.4.
Таблица 2.4.4. Анализ достоверности различий в выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере по критерий Манна- Уитни
Потребности |
Студенты и специалисты со стажем до 5 лет |
Студенты и специалисты со стажем более 5 лет |
Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет |
на процесс |
95,5 |
107,5 |
95 |
на результат |
107 |
112 |
112,5 |
на альтруизм |
112 |
102 |
102,5 |
на эгоизм |
89,5 |
97,5 |
70,5* |
на труд |
105 |
108,5 |
110 |
на свободу |
84,5 |
89,5 |
112 |
на власть |
92,5 |
85,5 |
93 |
на деньги |
98,5 |
88 |
70,5* |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Как мы видим из таблицы, достоверные различия существую только между специалистами с разным трудовым стажем в выраженности эгоистической ориентации и ориентации на деньги, из чего следует, что специалисты с опытом работы более эгоистичны и более ориентированы на деньги, чем молодые специалисты. Это может быть обусловлено социальной ситуацией жизнедеятельности и условиями профессионализации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что мотивационная сфера педагогов динамична.