Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.

Так же было установлено, что высоко и низкомотивированных педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 13%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат, деньги и альтруизм и некоторых других.

Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет. результаты представим в виде рисунка 2.3.3.4.

Из рисунка 2.3.2.4. мы видим, что у педагогов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на деньги, а наименее на эгоизм и на власть

 

Рис.2.3.2.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет.

 

Исследование мотивации  у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет, показало, что у них преобладает ориентация на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, они стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.

 

2.4 Анализ результатов исследования динамики мотивации в структуре педагогической деятельности

 

Для того чтобы определить, есть ли различия в выраженности мотивации в структуре педагогической деятельности сопоставим результаты исследования полученные на выборке из студентов, специалистов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет и со стажем трудовой деятельности боле 5 лет. Сравним показатели по методике Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.1)

Как мы видим из рисунка 2.4.1 в выборке студентов и выборке специалистов со стажем трудовой деятельности более 5 лет схожие профили мотивации, у них наиболее выражена внешняя положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация, при этом среди студентов с отрицательной мотивацией больше, чем среди специалистов.

 

Рис.2.4.1. Средние показатели выраженности мотивации трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.

 

У молодых специалистов мотивационный профиль отличный. у них преобладает внутренняя мотивация, в то время как внешняя отрицательная и внешняя положительная мотивации выражены слабее.

Данный профиль является наиболее эффективным при осуществлении профессиональной деятельности.

Для определения достоверности  различий в выраженности типов мотивации  мы использовали критерий Манна- Уитни.

Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.1.

 

Таблица 2.4.1. Анализ достоверности различий в выраженности типов мотивации по критерий Манна- Уитни

Мотивация

Студенты и специалисты со стажем до 5 лет

Студенты и специалисты со стажем более 5 лет

Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет

Внутренняя

74

104.5

69*

Внешняя положительная

110,5

117

97,5

Внешняя отрицательная

69,5*

90

103,5


 

*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56

Как мы видим из таблицы  достоверные различия существуют между студентами и специалистами со стажем профессиональной деятельности до 5 лет во внешней отрицательной мотивацией, а так же между специалистами с трудовым стажем до 5 лет и специалистами с трудовым стажем более 5 лет во внутренней мотивации.

То есть молодые специалисты  реже в трудовой деятельности ориентированы  на избегания неудачи, чем студенты и более ориентированы на личную значимость трудовой деятельности, чем более опытные специалисты.

Сравним показатели по методике «Словарь» (автор И.Г. Кокурина)

Средние показатели приведены  в общем графике рисунка 2.4.2.

 

Рис.2.4.1. Средние показатели выраженности мотивов трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.

 

Как мы видим из рисунка, комплекс мотивов у студентов и специалистов схож, наиболее выражены различия по выраженности утилитарного мотива трудовой деятельности, который наиболее выражен у специалистов со стажем педагогической деятельности более 5 лет и наименее выражен у специалистов со стажем педагогической деятельности менее 5 лет. Это говорит о большем стремлении педагогов с большим опытом работы заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты. Это затрудняет постановку педагогами с опытом работы более 5 лет постановку перспективных целей развития и обучения учеников, создания зоны ближайшего развития.

Так же различия в средних  можно отметить и по выраженности мотива достижения, который наиболее выражен у молодых специалистов и наименее выражен у студентов.

Низкая мотивация на достижения у студентов может  быть обусловлена отсутствием опыта работы, восприятия результатов труда, а так же тем, что многие студенты еще не определились в своем решении работать по специальности, их неопределенность жизненных планов снижает стремления к достижениям в какой либо деятельности

Для определения достоверности  различий в выраженности типов мотивации  мы использовали критерий Манна- Уитни.

Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.1.

Статистический анализ показал наличие достоверных  различий между студентами и молодыми специалистами в выраженности мотивации достижения, а также различия между специалистами с разным стажем работы в выраженности утилитарного мотива.

 

Таблица 2.4.2. Анализ достоверности различий в выраженности мотивов трудовой деятельности по критерий Манна- Уитни

Мотивы

Студенты и специалисты со стажем до 5 лет

Студенты и специалисты со стажем более 5 лет

Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет

Преобразовательный

94

90

101

Коммуникативный

100,5

85,5

85,5

Кооперация

108,5

107

110,5

Утилитарный

78.5

84,5

58*

Конкурирующий

105,5

106,5

99,5

Достижения

69.5*

95,5

76


 

*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56

Сравним показатели по Методике изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин). Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.3)

Из рисунка 2.4.3 видно, что по ряду потребностей мотивационные профили у студентов и специалистов с разным стажем работы различаются.

Так, потребность в  вознаграждении наиболее выражена у  специалистов с опытом работы более 5 лет и наименее выражена у молодых специалистов. это может быть обусловлено тем, что специалисты, которые имеют опыт работы, имеют более выражено потребность в материальном благосостоянии, так как у них есть семья и дети на иждивении и они хотели бы чтобы их усилия отмечались и вознаграждались, чтобы был смысл прикладывать больше усилий. Так же у более опытных специалистов большая потребность в хороших условиях работы, чем у студентов и молодых специалистов, это говорит о том, что, утвердившись в коллективе, адаптировавшись в нем специалисты начинают больше требований предъявлять к условиям работы и характеру взаимоотношений

 

Рис.2.4.3. Средние показатели выраженности потребностей трудовой деятельности у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.

 

Потребность в структурировании работы более выражена у млодых специалистов, это обусловлено из стремлением  как можно быстрее и лучше  адаптироваться к профессиональной деятельности, для этого важно, чтобы у них было четкое представление об их правах и обязанностях.

Потребность в достижении наименьшая у опытных специалистов и наивысшая у молодых специалистов, что так же может быть обусловлено  энтузиазмом, стремлением утвердиться  в коллективе у молодых.

Потребность в разнообразии, креативности, стремлении к самосовершенствованию у специалистов с опытом работы снижаются, что может быть обусловлено перемещение активности педагогов в сторону личной жизни и семьи, после того как место в коллективе более или менее определено. Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы так же использовали критерий Манна- Уитни. Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.3.

 

Таблица 2.4.3. Анализ достоверности различий в выраженности потребностей в трудовой деятельности по критерий Манна- Уитни

Потребности

Студенты и специалисты со стажем до 5 лет

Студенты и специалисты со стажем более 5 лет

Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет

вознаграждение

44.5**

52**

23**

условия работы

95

53**

44**

структурирование работы

87

102

96

социальные контакты

37**

91

61,5*

взаимоотношения

112

109

110,5

признание

38,5**

89

60,5*

достижение

58**

65*

34**

власть и влиятельность

73,5

89,5

85,5

разнообразие

103,5

55*

74

креативность

92

78,5

64,5

самосовершенствование

88,5

67,5*

43,5**

интересная работа

95,5

97

111


 

*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56

Статистический анализ показал наличие достоверных  различий между студентами и специалистами  в выраженности потребностей в вознаграждении и достижении.

Так же по результатам статистического анализа было установлено, что

  • студенты отличаются от опытных специалистов в выраженности потребности в условиях работы, разнообразии в работе и самосовершенствовании, а от молодых специалистов в выраженности потребности в социальных контактах, признании.
  • молодые специалисты отличаются от более опытных коллег по выраженности потребности в условиях работы, социальных контактах, признании, самосовершенствовании.

Таки образом, в ходе исследования было установлено, что  потребность в достижении и вознаграждении различна на разных стадиях профессионализации, с приобретением опыта работы возрастают потребности в условиях работы и снижаются потребности в разнообразии трудовой деятельности и самосовершенствовании в ней. Значимость признания и социальных контактов менее выражена у молодых специалистов, которые больше стремятся к реализации себя в деятельности.

Сравним показатели по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 2.4.4) Как мы видим из рисунка у студентов и специалистов мотивационные профили схожи, наиболее выраженные различия отмечены в ориентации на эгоизм, которая наименьшей степени свойственна молодым специалистам.

 

Рис.2.4.4. Средние показатели выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере у студентов и сотрудников с разным стажем педагогической деятельности.

 

Для определения достоверности  различий в выраженности ориентаций мы использовали критерий Манна- Уитни. Результаты вычисления приведены в таблице 2.4.4.

 

Таблица 2.4.4. Анализ достоверности различий в выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере по критерий Манна- Уитни

Потребности

Студенты и специалисты со стажем до 5 лет

Студенты и специалисты со стажем более 5 лет

Специалисты со стажем до 5 лет и специалисты со стажем более 5 лет

на процесс

95,5

107,5

95

на результат

107

112

112,5

на альтруизм

112

102

102,5

на эгоизм

89,5

97,5

70,5*

на труд

105

108,5

110

на свободу

84,5

89,5

112

на власть

92,5

85,5

93

на деньги

98,5

88

70,5*


 

*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56

Как мы видим из таблицы, достоверные различия существую  только между специалистами с  разным трудовым стажем в выраженности эгоистической ориентации и ориентации на деньги, из чего следует, что специалисты с опытом работы более эгоистичны и более ориентированы на деньги, чем молодые специалисты. Это может быть обусловлено социальной ситуацией жизнедеятельности и условиями профессионализации.

Таким образом, проведенное исследование показало, что мотивационная сфера педагогов динамична.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности