2. Упражнение «Насос
и мяч», необходимое для снятия остаточного
напряжения. В парах один из участников
«насос», другой — «мяч». Мяч «сдут» (полностью
расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты).
По мере «надувания», которое партнер
сопровождает звуком «ее», мяч распрямляется,
а потом опять «сдувается» со звуком «ее».
Затем участники меняются ролями.
5. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 6. Проработка школьных страхов
путем разыгрывания тревожащих ситуаций
Необходимые материалы: талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
Игра «Школа Кенгуру»
для создания рабочей атмосферы, двигательного
раскрепощения. На время игры все превращаются
в кенгуру. Водящий — кенгуру-учитель,
остальные — ученики-кенгурята. Учитель
говорит на «кенгурином» (непонятном)
языке, вызывает кого-то к доске, ругает
или хвалит. Задача — догадаться, что он
имеет в виду, и выполнить его требования.
В роли водящего желательно побывать всем.
Детям со страхом самовыражения может
потребоваться поддержка со стороны ведущего
(от подбадривания до выполнения задания
параллельно с ребенком).
1. Разыгрывание ситуаций
для проработки школьной тревожности. При
итогам прошлых занятий («копилки трудностей»,
«рисунков трудностей») ведущий предлагает
несколько ситуаций, которые разыгрываются
в виде сценок. Ведущий сам назначает маленькие
группы и раздает им задания. Подготовленные
выступления разыгрываются перед остальными
участниками группы. Задача:
сценка должна закончиться хорошо. Если
внутри групп возникают конфликты, необходимо
тактичное вмешательство ведущего.
2. Упражнение «Поймай
комара» с целью разрядки остаточного напряжения. По
помещению как будто летает комар (участники
на выдохе произносят звук «ззз»). Комар
то приближается, то удаляется (показывается
силой голоса).
3. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 7.Тренировка гибкости поведения
Необходимые материалы:бумага,
цветные карандаши, фломастеры, магнитофон,
кассета со спокойной инструментальной
музыкой, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Игра «Что лежит
в портфеле» для создания рабочей атмосферы,
раскрепощения участников. Водящий
бросает кому-то из ребят мяч и называет
какой-то предмет. Если, по мнению ребенка,
он
должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить,
если нет, мяч ловить не нужно.
Некоторые дети, бросая мяч,
проявляют при этом очевидные признаки
агрессивного поведения. Как и на предыдущих
занятиях, в рамках групповой работы агрессия
регулируется на основе принятых правил,
но в том случае, если это уже не первые
агрессивные проявления ребенка, они,
очевидно, указывают на необходимость
в дальнейшем обратиться к работе с данной
трудностью.
3. Игра «Школа для
животных», помогающая развить гибкость
поведения в ситуации урока. Каждый
участник рисует себя в образе какого-нибудь
животного. Характер животных обсуждается.
Затем моделируется ситуация урока (учителем
может быть кто-то из участников-лидеров).
Учитель ведет урок, а остальные ведут
себя в соответствии со своей ролью (трясутся
от страха, ли на что не обращают внимания
и т. д.). После этого рисунки произвольно
перераспределяются, учитель сменяется
(по жребию), каждый демонстрирует доставшееся
ему поведение.
Вербальная агрессия сразу
пресекается ведущим. Если ребенок испытывает
трудности в моделировании поведения,
ведущий может помочь или попросить о
помощи того ребенка, от которого испытывающий
затруднения участник будет готов ее принять.
1. Упражнение «Волны»
для обучения саморегуляции. Релаксация
с визуализацией (желательно под музыку).
2. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения
к школе.
Необходимые материалы: магнитофон,
кассета со спокойной инструментальной
музыкой, бумага, цветные карандаши, фломастеры,
скотч, талисман.
Ход занятия
1.Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Упражнение «Урок
и перемена» для создания рабочей атмосферы,
развития эмоционального самоконтроля. Ведущий
называет какое-то дело, а ребята отвечают,
когда его делают: «на уроке» или на перемене».
Если ведущий поднимает руку, задавая
вопрос, отвечают все хором, если рука
не поднята, а ведущий смотрит на кого-то
одного, — отвечает этот ребенок.
3. Игра «Школа для
людей», нацеленная на закрепление позитивного
отношения к школе. Разыгрывается урок
ИЗО, на котором дети рисуют рисунок «что
мне нравится в школе» (желательно под
музыку).
Устраивается выставка рисунков,
они комментируются авторами и зрителями.
Кому нравится то же самое, может с согласия
автора написать на рисунке свое имя.
1. Упражнение «Полянка»
(обучение приемам саморегуляции). Релаксация
с визуализацией (желательно под музыку).
2. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 9. Повышение самооценки участников
группы
Необходимые материалы:бумага,
цветные карандаши, фломастеры, талисман,
скотч, магнитофон, кассета с музыкой.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Игра «Встаньте
те, кто...» для формирования рабочего настроя, установки
на рефлексию. Ведущий произносит фразу
«Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь
качество. Все, кто считает, что у него
есть это качество, встают и хором говорят:
«Желаем всем хорошего настроения».
1. Упражнение «Ладошка»
(основная цель — повышение самооценки
через самоанализ достоинств). Каждый
получает листок бумаги. нужно, приложив
ладошку, обвести ее, в центре написать
свое имя, в каждом пальчике — по одному
хорошему качеству, которое ребенок может
в себе найти. Нарисованная ладошка раскрашивается.
Законченные рисунки представляются группе,
комментируются авторами. В завершении
устраивается выставка «ладошек». В случае
если ребенок не может найти у себя положительных
качеств, ведущий предлагает варианты
таких качеств или помогает попросить
помощи у других ребят.
2. «Маяк» (обучение
приемам саморегуляции, повышение самооценки). Релаксация
и визуализация (желательно под музыку).
3. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 10. Развитие коммуникативных
навыков участников
Необходимые материалы:ватман,
рулон обоев, заготовки из цветной бумаги,
клей, скотч, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
Игра «Вставалки»
для создания рабочей атмосферы, установки на
групповую работу. Все сидят в кругу. Ведущий громко
называет какую-то цифру (например, «три»).
Тут же одновременно должны встать столько
детей, сколько названо. Договариваться
друг с другом нельзя. Если у кого-то из
детей отсутствуют навыки счета, ведущий
может дублировать слова показом соответствующего
количества пальцев.
3. Задание «Аппликация»,
направленное на развитие навыков эффективного
общения. Ребятам предлагается набор
геометрически: фигур, вырезанных из цветной
бумаги. Коробка с ними ставится посреди
круга. Каждому нужно выбрать несколько
заготовок и составить из них какую-то
картинку (домик, кораблик и т. д.). Фигурка
выкладывается на парте. Наклеить ее можно
на лист обоев, предварительно договорившись
о том, где что наклеивается, «чтобы было
красиво». Аппликация остается в помещении
группы. В случае возникновения конфликтов
необходимо обсуждение правил совместной
работы.
4. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 11. Закрепление представлений
о бесконфликтном общении
Необходимые материалы: набор
картинок для деления на подгруппы с помощью
приема «Половинки» (картинки произвольные,
желательно в разной цветовой гамме), два
одинаковых набора сюжетных картинок,
талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Игра «За что меня
любит учитель» (основная цель — создание рабочей
атмосферы, повышение самооценки). Все
ребята сидят в кругу. Каждый по очереди
говорит, за что его любит учительница.
Если возникает затруднение, помочь могут
одноклассники или психолог (предлагает
варианты).
3. Задание «Мультфильм»
для развития навыков эффективного общения
спомощью приема «Половинки» (вытаскиваются
разрезанные на части картинки, собираютсякартинок
всего две) группы делятся на две подгруппы.
Каждая подгруппа получает набор сюжетных
картинок.Из них надо составить смешной
мультфильм, договорившись о последовательности
картинок, сценарии. Готовые рассказы
представляются группе. Некоторые группы
испытывают трудности в создании связного
рассказа. Им требуется помощь ведущего.
4. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 12. Подведение итогов
Необходимые материалы: рисунки,
нарисованные на занятии 3 бумага, бланки
«Дипломов достижений», талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Разминка для создания
рабочего настоя — по выбору участников.
3. Упражнение «Помоги
Сереже» (основная задача — интеграция опыта,
полученного на занятиях). Каждый получает
свой рисунок с изображением четырех школьных
трудностей. Необходимо представить, что
в эту ситуацию попал его ровесник, и рассказать
ему, как в такой ситуации себя нужно вести.
Затем участники заполняют «Дипломы достижений»,
в которых расписываются ведущий и все
желающие.
Если отдельные дети дают Сереже
неконструктивные «советы», им можно предложить
помощь психолога и группы. Возможно также
продолжение работы с таким ребенком по
окончанию группы.
4. Ритуал завершения
занятий (ассимиляция опыта, выход из занятий). В
заключительной части занятия ребята
могут решить, что делать с теми групповыми
произведениями, которые находятся впомещении
группы (их можно поделить на части поровну,
подарить психологу и т. д.).
Приложение 4
Рекомендации для родителейпервоклассников:
-Поддерживайте ребенка
в стремлении стать школьником.
Ваша заинтересованность в его
делах, серьезное отношение 'к его
достижениям помогут первокласснику
подтвердить значимость его нового
положения и деятельности.
-Обсудите с ребенком
те правила и нормы, с которыми
он встретился в школе. Объясните
их необходимость и целесообразность.
-Ваш ребенок пришел
в школу, чтобы учиться. Когда
он учится, у него может что-то не сразу
получаться. Это естественно. Каждый человек
имеет право на ошибку.
- Составьте с первоклассником
распорядок дня, следите за его
соблюдением.
- Не пропускайте трудности,
возникшие у ребенка на первом
этапе обучения. Если, например, есть
логопедические проблемы, постарайтесь
справиться с ними в первом классе.
-Поддерживайте в первокласснике
его желание добиться успеха.
В каждой работе обязательно найдите то,
за что его можно похвалить. Похвала и
эмоциональная поддержка («Молодец!»,
«Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный
уровень человека.
-Если вас что-то беспокоит
в поведении ребенка, его учебных
делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией
к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни
вашего ребенка появится человек более
авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте
мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение — это нелегкий и ответственный
труд. Поступлениев школу существенно
меняет жизнь ребенка, но не должно лишать
ее многообразия, радости, игры. У первоклассника
должно оставаться время для игровых занятий.
Приложение 5
Памятка: Правила работы с тревожными
детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо
видов работ на скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с
окружающими.
3. Чаще используйте телесный
контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению
самооценки ребенка, чаще хвалите его,
но так, чтобы он знал за что.
5. Чаще обращайтесь к нему по
имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного
поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к нему завышенных
требований.
8. Будьте последовательны в
воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ему как
можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь
в крайних случаях.
11. Наказывая ребенка, не унижайте
его.
Если по каким-либо объективным
причинам ребенку трудно выполнять учебные
поручения и задания, выберите для него
кружок по душе, чтобы занятия приносили
ему радость и он не чувствовал себя ущемленным;
при этом ненавязчиво помогайте выполнять
сложные и трудные для него задания. Старайтесь
заниматься с ребенком на предельной для
него трудности, развивайте его «зону
ближайшего развития».