Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
28. Общая
характеристика личностных
Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на:
а) опросники черт личности – группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности;
б) типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов);
в) опросники мотивов
– группа опросников, предназначенных
для диагностики мотивационно-
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:
а) факторные опросники – группа опросников, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип (выделение скрытых, латентных переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида);
б) эмпирические опросники – группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых.
В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники:
а) одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;
б) многомерные – опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества;
29. Общая характеристика мотивационной сферы человека
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим показателям:
Параметры мотивационной сферы: широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - потребностей и целей.
Гибкость - более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Широта - разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы.
Иерархизированность - характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Интересы - особое мотивационное
состояние познавательного
Задача - ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия.
Желания и намерения - сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.
30. Общая
характеристика эффективных
ОБОСНОВАННОСТЬ ИНСТРУМЕНТА - это способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.
Валидность (англ. valid действительный, пригодный, имеющий силу) - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
В психологической диагностике валидность - обязательная и наиболее важная часть информации о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т.д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.
Валидность методики измеряется либо коэффициентом корреляции между результатами обследования и объективными критериями внешнего проявления того или иного качества, либо характеризуется различными показателями в полярных группах по какому-то измеряемому свойству.
Т.о., в понятие валидности входит большое количество самой разнообразной информации о тесте.
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА - характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений можно представить как результат суммации двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения.
К числу таких факторов следует отнести:
- разнообразие внешних
материальных условий
- динамичные внутренние
факторы, по разному
- информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование, возможное наличие других людей в помещении, наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом, наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т.п.).
Разнообразие и изменчивость этих факторов обусловливают появление у испытуемых непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получить в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как “стандартная ошибка измерения” (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.
ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ - это
способность отдельных заданий
теста и теста в целом
Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.
Все вышеперечисленные требования к методикам взаимосвязаны между собой. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль, и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях. Другой пример, когда данные могут быть устойчивы, но не обоснованны (если, предположим, весь тест вследствие слабого отбора пунктов оказался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на длительном отрезке времени, но картина-то будет ложной).
Особой разновидностью валидности является достоверность. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста.
Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. ШКАЛА ЛЖИ - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.
31. Общее представление о проективных методиках
Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции.
Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Теоретические истоки проективных
методик находятся в
Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Фрэнсисом Гальтоном. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемого “детектора лжи”.
В психоанализе основным понятием выступает “бессознательное”. Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.
Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.
Методический прием
проективных методов
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде “личностных смыслов” или “значимых переживаний”. Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека (“комплексы”) вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.
Для понимания механизма, реализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки. Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Последователи теории деятельности, опираются на категорию личностного смысла. Личностный смысл – индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность.
Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат “непосредственного усмотрения”.
Проективные методики предполагают в основном индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают несколько групп проективных методик.
Конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).
Конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации).
Интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).
Аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).
Экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.).
Катартические проективные методики – группа методик, предполагающих осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра).
Импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для подавляющего большинства проективных методик:
· относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого, т.е. возможен широкий диапазон разнообразных решений;
· отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);