Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Предпринимательство как поведение.
Персоналии предпринимателей.
№35. Психология способностей.
№18 Понятие о способностях. Способности на взгляд не определить, очевидно, что они связаны с успешностью деятельности, но бывает, что способные могут быть неуспешными и наоборот. Успешность деятельности связана не только со способностями, она может быть связана с сознанием. Способности связаны между собой, но они не тождественны по отношению к знаниям, выступают только как возможность. Будут ли приобретены те или иные навыки зависит от множества условий: будут ли заинтересованы окружающие в том, что человек приобрел эти знания; уровня преподавания. Способности обнаруживаются, прежде всего, в динамике приобретения ЗУНов при равных условиях. Прочие равные условия: возраст, одинаковое обучение, социальные условия и др. Способности обнаруживаются в деятельности, которая не может осуществляться без этих способностей. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления деятельности и обнаруживающиеся различия в динамике овладения необходимыми для них ЗУНами.
№20 Уровни развития способностей. Проблема изменения способностей. Уровни развития: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Развитие задатков – социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются в направленности интересов. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей – весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта, так же как и способностей общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом. Талант – определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Их было не более 400 человек. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
В пользу наследственной природы способностей свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологической, но и о социальной наследственности. Представители другой точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие ученые, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. Н. Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по своей природе биосоциальны. Наследственной имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.
Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. В 19-20 в. Кеттел, Термен, Спирмен предложили выявлять уровень способностей учащихся. Тесты умственной одаренности США, Великобритания. Тесты – ряд вопросов или задач, успешность решения которых исчисляется в сумме баллов. Это дает возможность определить коэффициент умственной одаренности (IQ= умственный возраст*100/ фактический возраст). Коэффициент умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence). Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффициент умственной одаренности является фикцией. В действительности описанная сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми не следует смешивать способности. Самый верный путь определения способностей – выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
№29 Способности и деятельность. Способности и личность. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности.
№27 Структура способностей. Общие и специальные способности. Способности – сложные образования, включающие в себя компоненты. Каждая способность имеет свою структуру. Знание структуры способностей имеет значение для их развития и образования, необходимо для нормативной оценки, для определения недостаточности. Лейтес: структура общих умственных способностей (внимательность, собранность; постоянная готовность к напряженной работе; трудолюбие, потребность трудиться без устали; быстрота мыслительных процессов, систематичность ума; широкий кругозор познавательных интересов, выступающих стимулом мыслительной активности). Крутецкий: активное положительное отношение к предмету, переходящее в страстную увлеченность; трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость; наличие во время деятельности благоприятный для ее выполнения психических состояний; определенный фонд ЗУНов в соответствующей области; отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально психологические особенности в сенсорной и умственной сферах. Литературные способности: высокий уровень развития эстетических чувств; наличие ярких наглядных образований памяти; чувства языка; богатая фантазия; глубокий интерес к психологии людей. Структура способностей динамична, в связи с изменениями требований со стороны деятельности она меняется. Усложнение деятельности ведет к усложнению способностей. По широте различаются: общие; специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Формирование способностей.
Способности и задатки.
№37. Психология характера.
Происхождение характера. Темперамент и характер. Исследователями делались попытки связать происхождение характера с разными причинами: строение головы, тип строения лица – физиогномика; отпечатки линий на руке – хиромантия; дата рождения – астрология; почерк – графология; тип конституции человека. Современная психология, говоря о происхождении характера, пытается ответить на 3 вопроса: является ли характер врожденным или приобретается; что может выступать в качестве предпосылок; может ли он наследоваться. Характер формируется в течение жизни, не врожденное образование, связан со многими факторами. Предпосылки: биологические (свойства НС, тип ВНД); соотношение сигнальных систем (II – мыслители, I – художники); среда. Сочетание того и иного вида факторов может приводить к разным последствиям: при неблагоприятных биологических и средовых воздействиях большая вероятность возникновения психопатии, благоприятное сочетание может блокировать сильную генетическую предрасположенность. Черты характера не наследуются, но предпосылки могут, особенно биологические. Для понимания закономерностей характера имеет значение идея Рубинштейна о происхождении характера из ситуационно-обусловленных мотивов. Мотив генерализуется по отношению к ситуации в которой он вначале появился, превращаясь в стереотипное личностное свойство, в последствии в сходных ситуациях актуализируются соответствующий мотив и соответствующая ему форма поведения. У человека формируется система фиксированных обобщенных установок, которые и определяют черты характера. Установки, актуализируясь, могут проявляться в моторике человека, определяя позно-тоническую активность человека. В позе человека, в его походке выражается смысловые установки субъекта, его уникальный смысловой опыт.
Темперамент – динамическая характеристика личности, а характер – содержательная. Под содержательной характеристикой личности подразумевается объективный, предметный характер в отношении, который обобщается или отражается личностью. Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности, не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. В ходе развития личности характер приобретает все большее значение, преобразуя глубокие основы темперамента. На основе одной и той же черты темперамента могут формироваться самые различные черты характера. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.
№24 Свойства и структура характера. Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах. В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому характер – это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности – это не одной то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности, личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его, потребности в достижении успеха.
№25 Типология характера. Учение о характере – характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название - гороскопов. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. Люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Наиболее известной стала физиогномическая система Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера. Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Американские психологи Глайв и Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении, правдивы. Что же касается людей с зелеными и серо-зелеными глазами, то они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает. Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет. До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами. Дерматоглифика – изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью (Кречмер). К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Интровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером. Леонгард: понятие акцентуации. Его концепция «акцентуированный личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Акцентуации личности проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. Гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный типы. Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы. Фромм: социальная типология характеров. Мазохист-садист, разрушитель, конформист-автомат.