Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Большая часть народов  северо-востока России проживает  в таких климато-геофизических  условиях, где среда носит неблагоприятный, экстремальный характер, жизнь в  ней, как отмечают исследователи  эскимосской культуры, проходит на последнем рубеже возможного (2). Отсюда становится понятным обращение исследователей к вопросу влияния экстремальных  условий жизнедеятельности на личность и ее здоровье (3; 7; 8; 12; 13). Существует мнение, что особый «менталитет» коренных северян не только проявляется, но и  формируется в условиях дискомфортного, то есть «паранормального с социокультурной  точки зрения сосуществования этносов, поскольку в условиях межэтнической  гармонии какие-либо его проявления не отмечаются ни у одного из соприкасающихся  этносов» (3, с. 6).

В ряде исследований, посвященных  изучению представителей хантыйского, ненецкого и селькупского этносов, было установлено, что условия Крайнего Севера оказывают негативное влияние  на личность (7; 8; 13). Это проявляется  в том, что у лиц, переезжающих в районы Крайнего Севера, происходит сглаживание (или нивелирование) стеничных  или сильных свойств личности и проявляются качества, уходящие своими корнями в тормозимые и  слабые свойства нервной системы. Так, по данным В. А. Лобовой, тревожность  и сензитивность (сверхчувствительность, которая в норме с возрастом  обычно сглаживается) даже у здоровых людей оказались в 2–2,5 раза выше, чем в регионах с благоприятными климатическими условиями. Кроме того, ею было установлено, что длительное проживание в арктических регионах снижает подвижность нервных  клеток у индивидов, что характеризуется  либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это выражается в быстро наступающей утомляемости и изменении  индекса психического темпа при  интеллектуальной нагрузке. Как выявила  В. А. Лобова, у коренного населения  психический темп носит малоподвижный  и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде (12). Согласно данным С. В. Дерябиной и Т. З. Биктимирова, организм человека в экстремальных условиях (полярная ночь, перепады температуры, выраженные колебания атмосферного давления и другие) начинает искать оптимальный режим для выживания. Формируются так называемые «полярное напряжение», а также «северная» капсулированность, отгороженность, замкнутость личности, при которой снижается разговорный градиент и потребность в общении. Все это, по мнению исследователей, ведет к фокусированию избыточного эмоционального напряжения на организме и заболеваниям различных органов, а также психоэмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам (7).

Проблемам рождения, воспитания и обучения здорового подрастающего  поколения северян, а также психологическому сопровождению, позволяющему создавать  оптимальные условия эффективного обучения в образовательном процессе, посвящен целый ряд публикаций. Внимание авторов сосредоточено на организации  обучения в интернатах семейного  типа с учетом психо-физиологии ребенка (вследствие более низкой частоты  альфа-ритма восприятие меньшего объема информации в единицу времени, замедленная  реакция на стимулы, образное мышление) (1), активизации резервов психических  возможностей ребенка, снятии утомления, нервно-эмоционального напряжения с  опорой на знание этнопсихологических  особенностей учащихся ненецкой национальнос-ти (18), приобщении молодежи к народному  опыту физического воспитания детей  хантов, позволяющего создать духовный настрой бережного и уважительного  отношения к своему прошлому (20).

Обзор существующих этнопсихологических  исследований «малых» народов северо-востока  России свидетельствует о накоплении интересного эмпирического материала, который требует анализа, синтеза, осмысления. В настоящее время  можно с уверенностью говорить о  необходимости адекватного теоретического описания психологических особенностей личности «туземных народностей  и племен северных окраин», которое  диктуется не только познавательным интересом, но и запросами широкой  общественной практики как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Изучение взаимосвязей между уникальной культурой  народов Севера и психологией  призвано аккумулировать историческое прошлое и повседневный образ  жизни, этническую специфику и ее современное преломление в своих  носителях. Познание и комплексное  описание культурно-специфических  механизмов этно-психологических проявлений личности коренного жителя позволит, учитывая диапазон изменчивости, контекстуальности  культурной нормы, оказывать целенаправленную психологическую помощь, дающую возможность  установления подлинно гармоничных  отношений с собой и окружающим миром.

1. Артеменко О.  И. Организация образования в  интернатах семейного типа для  детей коренных малочисленных  народов Севера с учетом психофизиологии  ребенка / О. И. Артеменко, Н.  Н. Рудь; ред. О. Е. Хух-лаев, Т.  Э. Руссита // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы  развития : сб. тез. науч.-практ. конф. 16–17 марта 2007 г . – М. : МГППУ, 2007. – С. 4–5.  
2. Арутюнов С. А. Научные результаты работ на Эквенском древнеэскимосском могильнике (1970–1974 гг.) / С. А. Арутюнов, Д. А. Сергеев // На стыке Чукотки и Аляски / Академия наук СССР. – М. : Наука, 1983. – С. 200–229.  
3. Бурыкин А. А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования: что именно наблюдатель принимает за этнопсихологические особенности учащихся? / ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология... С. 5–6.  
4. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки / Камч. гос. пед. ун-т. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГПУ, 2004. – 173 с.  
5. Гончаров О. А. Восприятие перспективы и пространственные представления у коренных жителей Крайнего Севера / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Вопр. психологии. – 2007. – № 1. – С. 91–100.  
6. Гончаров О. А. Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жи-телей тундры / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 2–11.  
7. Дерябина С. В. К вопросу об актуальности междисциплинарных исследований личности в малых реликтных группах / С. В. Дерябина, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития : сб. мат-лов второй Всероссийской науч.-практ. конф. 21–22 ноября 2008 г . – М., 2008. – С. 150–167.  
8. Дерябина С. В. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера / С. В. Дерябина, С. М. Коротких, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития : сб. мат-лов второй Всероссийской научно-практической конференции 21–22 ноября 2008. – М., 2008. С. 195–196.  
9. Карабанова С. В. Особенности современного образа мира коренных народов Камчатки / под ред. Р. Д. Санжаевой // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : сб. науч. статей международной научно-практической конф. 23–25 мая 2008 г . : в 2-х т. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – Т. 2. – С. 199–203.  
10. Кригер Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 18 с.  
11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособ. – М. : Ключ – С, 1999. – 224 с.  
12. Лобова В. А. Психический темп у представителей разных этнических групп Крайнего Севера. Социально-психологические аспекты // Психическое здоровье. – 2007. – № 4. – С. 43–46.  
13. Лобова В. А. Социально-психологические закономерности генезиса депрессивных состояний у населения Крайнего Севера : автoреф. дис. ... докт. психол. наук. – Надым. – 2007. – 36 с.  
14. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. – М., 1974. – 172 с.  
15. Меняшев А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин : автoреф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 22 с.  
16. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – № 4. – С. 44–53.  
17. Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. – 2001. – № 3–4. – С. 55–75.  
18. Новикова И. И. Психологический портрет учащихся коренной национальности // Практическая этнопсихология... С. 10–11.  
19. Семенова С. В. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки : автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – 19 с.  
20. Серасхова В. В. Роль культуры коренных народов Севера в физическом воспитании детей // Практическая этнопсихология... С. 26.  
21. Слюнин Н. В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание / Н. В. Слюнин. – СПб., 1900. – Т. I. – 550 с.  
22. Соколова Ю. В. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса : автoреф. дис. ... канд. психол. наук. – Курск, 2004. – 22 с.  
23. Трефилова Е. Г. Традиционные экологические знания как часть экологического сознания коренных народов Камчатки // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : Сб. научных статей международной научно-практической конференции 23–25 мая 2008 г . : В 2-х т. / под ред. Р. Д. Санжаевой. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – Т. 2 – С. 214–219.  
24. Трутнева И. В. Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина (на материале нивхов) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2004. – 22 с.  
25. Хонигман Дж. Подходы // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Белика. – М. : Смысл, 2001. – С. 80–103.  
26. Ша6урова. И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов) : автoреф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 22 с.

 

 

 

 

 

 

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ 

Еще одна попытка  создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята  российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и  Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета  остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в  конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Три ветви этнопсихологии.

В результате разобщенности  исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и психологи подходят к ним с разными концептуальными схемами.

Различия в двух исследовательских подходах можно  постичь, используя старую философскую  оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К.Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках, в том числе и в этнопсихологии emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход.

Основными особенностями emic подхода в этнопсихологии являются: изучение психологических особенностей носителей одной культуры со стремлением их понять; использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов; постепенное раскрытие изучаемого явления, а, следовательно, невозможность гипотез; необходимость перестройки образа мыслей и повседневных привычек, поскольку изучение любых процессов и явлений, будь то личность или способы социализации детей, осуществляется с точки зрения участника (изнутри группы); установка на возможность столкновения с новой для исследователя формой человеческого поведения.

Предметом психологической  антропологии, опирающейся на emic подход, является изучение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении. Это вовсе не означает, что культуры не сравниваются между собой, но сравнения делаются лишь после их досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

В настоящее время  главные достижения этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные ограничения, так как существует опасность, что  собственная культура исследователя  окажется для него стандартом для  сравнения. Всегда остается вопрос: может  ли он столь глубоко погрузиться  в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы  понять особенности психики ее носителей  и дать их безошибочное или хотя бы адекватное описание?

Основными особенностями etic-подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать: изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез.

Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся на etic-подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей. Наиболее очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как исследователи стремятся перенести свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной психологии.

Невозможно перечислить  все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в работах  этнопсихологов проявляются тенденции этноцентризма, когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных. Как отмечает канадский психолог Дж. Берри, достаточно часто этноцентризм в сравнительно-культурных исследованиях можно обнаружить при выборе предмета исследования без учета особенностей одной из изучаемых культур. Например, на Западе, как правило, изучается содержание общения, тогда как для восточных культур не менее важен контекст, в котором оно протекает.

Американский этнопсихолог Г.Триандис считает, что в большинстве  кросс-культурных исследований мы имеем  дело с псевдо-etic подходом, поскольку их авторы не могут освободиться от стереотипов мышления своей культуры. Как правило, специфика западной культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Для достижения надежности кросс-культурных исследований необходимо сначала выделить универсальные (etic) явления и процессы, затем проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и, наконец, сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а, следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Но хотя и наметилось сближение психологической антропологии и кросс-культурной психологии, пока этнопсихология не представляет собой единого целого.

Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений, находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

Татьяна Стефаненко

  • предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая

Литература Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc., «McGraw-Hill», 1994 
Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – В кн.: Психология социального бытия. М., «Институт практической психологии»; Воронеж, «МОДЭК», 1996 
Вундт В. Проблемы психологии народов. – В кн.: Преступная толпа. М., Институт психологии РАН, Издательство КСП+, 1998 
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., «Ключ-С», 1999 
Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc., «Cambridge University Press», 2002 
Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. СПб, «Питер», 2003 
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. М., «Аспект Пресс», 200

Информация о работе Этническая психология