Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
2003.
Ознакомиться с текстом работы
Актуальность темы
исследования. Формирование и укрепление
новой российской государственности
порождает необходимость
При рассмотрении молодежной проблематики пример студенчества является наиболее показательным, поскольку это наиболее динамичная и энергичная социальная группа, которая будет определять развитие общества и государства в ближайшие годы.
Степень научной разработанности темы. В последние годы в отечественной научной литературе наряду с понятием этнического самосознания все чаще используется понятие «этническая идентичность». В широком междисциплинарном ракурсе названные понятия нередко рассматриваются как тождественные. Автор диссертационного исследования придерживается именно такого подхода. Концепция идентичности зародилась в рамках психоаналитической традиции в работах 3. Фрейда (1990), Э. Фромма (1990) и К.-Г. Юнга (1994), оформилась в когнитивной психологии и связана с именами Дж. Тернера (1995), Г. Тэжфела (1982), Э. Эриксона (1996). Идентичность проявляется, с одной стороны, во взаимодействии с другими людьми, а с другой - в саморефлексии личности. Подобное понимание сущности идентичности содержится в работах Дж. Мид (1976), X. Абельса (2000). Большое внимание теме индивидуальности и личностной идентичности уделялось в постмодернистской философии (П. Бергер, Т. Лукман, 1995; А. Щюц, 1988). В отечественной науке проблема взаимодействия личности и окружающей культурной среды разрабатывалась в трудах по социальной психологии в рамках культурно-исторической теории развития сознания (Л.С. Выгодский, 1982; А.Н. Леонтьев, 1975). Теория социальной идентичности рассматривается в работах И.С. Кона (1984), B.C. Агеева (1994), В.А. Ядова (1994). Внимание ряда исследователей было направлено на определение содержа-
ния авто- и гетеростереотипов и изучение проблем межэтнического взаимодействия (Г.У. Солдатова, 1985; Т.Г. Стефаненко, 1987; Н.М. Лебедева, 1993). Структура этнической идентичности подробно представлена в работах Т.Г. Стефаненко (1999) и В.Ю. Хотинец (2000). В этнической идентичности выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы, осознание себя ее членом) и аффективный (оценка качеств группы, отношение к членству в ней). JI.M. Дро-бижева выделяет еще и поведенческий компонент как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы (1996). Эквивалентом идентичности в отечественной этнографии выступает самосознание, как этническое, так и национальное. В отечественной литературе термин национальное самосознание впервые появляется в трудах Д.С. Лихачева и В.В. Мавродина в середине 1940-х гг., опубликованных в период Второй мировой войны. Большое значение для изучения этнического и национального самосознания имеет дискуссия 1960-1970 гг. в журналах «Вопросы истории», «Вопросы философии» и «Расы и народы». Дальнейший анализ сущности самосознания и его роли как этнической категории осуществил Ю.В. Бромлей (1973; 1981 ; 1983). В свою очередь, Р.Ш. Джарыл-гасинова рассмотрела основные достижения советской этнографической науки в разработке вопросов этнического самосознания, обозначила основные аспекты данной проблемы (1987). Начало пересмотра прежних теоретических позиций в российской этнографии было положено публикацией статьи В.А. Тишкова «Отечественная этнография: преодоление кризиса» (1992), окончательное оформление позиция автора нашла в работе «Реквием по этносу» (2003). Активная дискуссия по теоретическим проблемам этнич-ности завязалась на страницах журнала «Этнографическое обозрение» в середине 1990-х гт., как ответ на статью C.B. Чешко «Человек и этничность» (1994). Ее итоги способствовали пересмотру категориального аппарата отечественной этнографии и переквалификации ее в этнологию.
После распада СССР начинается интенсивное изучение этнополитиче-ской ситуации в республиках Российской Федерации и бывших советских республиках. В начале 1990-х гг. в Институте этнологии и антропологии РАН было выполнено несколько крупных научно-исследовательских проектов, посвященных изучению этнической идентичности, этнонационализма и разрешению конфликтов в Российской Федерации (Дробижева JI.M. и др., 1996). Один из ведущих отечественных этнологов М.Н. Губогло предложил продуктивную трактовку сущности этнической мобилизации, показал ее влияние на формирование этнополитической ситуации (1998). Итогом масштабных исследований различных форм идентичностей (этнической, семейной, религиозной, гражданской и др.), в том числе и среди молодежи, стала монография М.Н. Губогло «Идентификация идентичности: Этносоциологи-
ческие очерки» (2003). Изучению соотношения гражданской и этнической идентичностей также посвящены работы JI.M. Дробижевой (2002; 2006; 2008), Ю.В. Арутюняна (2009), C.B. Рыжовой (2004), А.Г. Здравомыслова (2002), М.Ф. Черныш (2006), Е.М. Арутюновой (2007).
Для нашей работы важное значение имеют отечественные исследования молодежных проблем (В.И. Чупров, 1986, 1992, 1994; Ю.А. Зубок, 1998; И.С. Кон, 2001; И.М. Ильинский, 2001; В.А. Луков, 2002). Жизненные стратегии и культурные практики российской молодежи стали предметом рассмотрения E.JI. Омельченко (2000), Т.Б. Щепанской (2004) и Д.В. Громова (2008).
В числе первых
отечественных исследователей, обративших
внимание на проблему этнического самосознания
молодежи, следует назвать И.А. Снежкову
(1982). Формированию этнической идентичности
в этнически смешанных семьях
посвящены работы Е.М. Галкиной (1993)
и H.A. Алексахиной (1998). Социологи В.И.
Чупров и М.В. Савва изучили уровень
самоидентификации молодых
В Республике Коми собран и изучен значительный материал по этнической истории, современным этническим процессам и специфике межэтнического взаимодействия в разных социальных средах. Процесс формирования этнического состава населения Республики Коми рассмотрен в обобщающих трудах по истории, демографии и социально-экономическому развитию Республики Коми (Л.П. Лашук, 1958; Г.П. Белорукова, 1973; Л.Н. Жеребцов, 1982; Фаузер В.В и др., 2001; И.Л. Жеребцов, E.H. Рожкин, 2005). Одним из первых исследований по проблеме этнического самоопределения молодежи в Коми АССР является работа Л.Н. Жеребцова «К вопросу об определении национальной принадлежности детей в национально-смешанных семьях (на примере Коми АССР)» (1971). С середины 1980-х гг. этнические процессы в Коми рассматривались в рамках исследований межэтнической брачности (М.Б. Рогачев, 1985), межэтнического взаимодействия и языковой ситуации (О.В. Котов, М.Б. Рогачев, Ю.П. Шабаев, 1996). В 1990-е гг. отдельные аспекты этнической идентичности рассматривались при анализе этнополити-
ческой ситуации в регионе (Ю.П. Шабаев и др., 1994; В.И. Ильин, 1995). Непосредственно теме этнической самоидентификации населения Республики Коми посвящены работы Ю.П. Шабаева (1998,1999) и В.М. Пешковой (1999).
В заключение историографического обзора следует отметить, что, несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных этнической проблематике, на сегодняшний день недостаточно представлены исследования способов и инструментов культурных репрезентаций, их роли в структуре воспроизводства этничности и конструировании этнической идентичности в молодежной среде Республики Коми. Существенным пробелом остается решение вопроса о соотношении этнической и гражданской идентичности.
Объектом исследования является современная студенческая молодежь г. Сыктывкара.
Предметом настоящего исследования являются представления об этнической принадлежности, соотношение этнической и гражданской идентичности у студентов вузов г. Сыктывкара.
Цель и задачи
исследования. В диссертационном
исследовании основное внимание направлено
на изучение субъективных этнических
представлений на индивидуальном уровне.
На основании данных представлений
происходит отождествление личности с
одной или несколькими
1) проанализировать
основные социокультурные
2) выявить представления об этничности у студентов вузов г. Сыктывкара;
3) определить на
основе эмпирического
4) рассмотреть варианты
соотношения этнической и
5) оценить содержание этнических стереотипов;
6) показать основные
практики репрезентации
Гипотезы исследования:
1) Этническая идентичность
не занимает ведущих позиций
в структуре самоидентификации
современной студенческой
2) Этническая идентичность
в сознании студенческой
3) Основным конструктом
в этническом дискурсе
4) Этническая идентичность
воспроизводится и реализуется
в публичном пространстве на
основе этнически-
Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационное исследование основывается на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение. В рамках данной работы наиболее продуктивным является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) анализирует «человеческое создание человеческого мира», которое происходит благодаря деятельности индивидов, обладающих знаниями в виде субъективных значений и представлений. В исследовании использовалась концепция «границы» группы (Ф. Барт, П. Бурдье, Р. Брубейкер). Также принят тезис о символической природе этничности. Рассмотрение роли Чужого при конструировании символических границ предполагает обращение к семиотическому подходу и специфике репрезентативных практик этничности (Т.Б. Ще-панская, Е. Омельченко). При рассмотрении идентификационных структур и характера межгруппового взаимодействия применялись социально-психологические теории социальной идентичности (Г. Тэжфел, Э. Эриксон, X. Абельс, В.А. Ядов).
Основными понятиями исследования являются этническая и гражданская идентичности. Этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этнической группой, представления о своей группе, о языке,
культуре, истории, а также общие интересы группы1. Гражданская идентичность предполагает лояльность государству, отождествление с гражданами страны, представления о сообществе и солидарность с ним.
Поскольку в рамках
исследования анализируются, прежде всего,
этнические представления современной
молодежи, то не менее важным, чем
идентичность, для данной темы имеет
понятие поколение. Современная
студенческая молодежь рассматривается
в русле характеристик «постпер