Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа

Краткое описание

В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.

Содержание

Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации в образовании.doc

— 896.50 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы инновационная школа сохранила свою содержательную сущность коллективного субъекта инновации и являлась реальной движущей силой развития соответствующей системы образования, ей самой необходимо рефлексивное зеркало, интеллектуальная питательная среда. Именно в этом качестве выступает профессионально- педагогическое сообщество, в рамках которого, предъявляя и экспертируя свои проекты, школы имеют возможность в условиях организационно- образовательного пространства, построенного на адекватных их устройству ценностных основаниях и методологических принципах, т.е. в едином смысловом поле, объективировать оценку собственного состояния, определить направленность дальнейшего развития.

 

116   _______________________________________

оптимизировать свой инновационный потенциал. Недаром 76% педагогических работников инновационных школ отмечают этот канал коммуникации как самый важный для становления и развития собственной инновационной способности. Для сравнения, в традиционных школах на значимость контактов такого рода указали лишь 17 % участвующих в опросе.

Коллективное сотрудничество инновационных школ в форме 
общественно- педагогического, а затем и собственно инноваци-

онного ооразовательного движения 167, создает возможность опережающего теоретического и практического продвижения по отношению к реальному состоянию образовательной действительности. Это, в свою очередь, позволяет организационно оформленному профессионально-педагогическому сообществу (к примеру. Ассоциации инновационных школ и центров,) выполнять функции коллективного субъекта инновации, оказывающего влияние на определение образовательной стратегии и государственной образовательной политики. Именно таким образом, соединяя широкую инициативу «низа» и управленческие возможности «верха», инновационное движение выступает как «... основной субъект реформы образования, тот социальный слой, та духовная среда, в которой вершится реформа и которая вершит реформу»168 .

Если не говорить об этапах формирования инновационного движения, которых насчитывают, по разным основаниям, от двух169 до пяти170  и источниках возникновения инновационной идеологии в российском образовательном движении171, поскольку они создают лишь предпосылки понимания роли и места этого социокультурного феномена на современном этапе, то исследование совокупности основных его функций как раз и дает возможность выяснения сущности общественно-профессионального педагогического сообщества как коллективного субъекта инно-

167 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М. 1996. С. 146

168 Там же С. 162

169 См.: Розин В Инновационное педагогическое творчество... С.З 170 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра»... С. 145-146

171 См.: Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения... // Инновационное движение... С.65-66

 

Специфика субъекта инновации в образовании___________117

вации. Можно принять к сведению то. что современное состояние этого движения характеризует «... развертывание собственно инновационного педагогического движения и деятельности, что привело не только к появлению педагогических нововведений и формированию очагов нового образования, но и возникновению еще двух процессов: во-первых, процесса саморазвития образования, обусловившего появление разных педагогических практик, а во-вторых, процесса своеобразного самоопределения, ставшего одной из причин возникновения в сфере образования двух, почти независимых, областей - управленческой и системы собственно образовательных учреждений»172. Это создает не только противоречие нового рода, не свойственное уходящей в прошлое жестко централизованной, тоталитарной системе управления, но и предполагает как предметно-содержательное, так и сущностное разведение образовательных и управленческих инноваций. Именно в поле действия этого противоречия возникает необходимость в особого рода управленческой культуре, соответствующей потребностям сопровождения инновационных процессов.

Какими же функциями проявляет себя организованное инновационное движение? Практически все исследователи отмечают в качестве его интегральной, сущностной социокультурной функции по отношению к обществу в целом и социальному институту образования, в частности, - это развитие образования путем создания как его новых форм и способов, так и нахождением социальных механизмов развития. В дальнейшем, в зависимости от направленности исследования и отправной точки зрения на природу самого явления функциональный ряд принимает более общий или более частный дифференцированный характер. Так, рассматривая важнейшие аспекты социально-педагогического значения инновационного движения, Э.Д. Днепров привлекает внимание к следующим его функциям:

- моделирование и апробация образовательных институтов будущего гражданского общества;

- выращивание новых культурно-образовательных норм, культурной среды, ее творцов и носителей путем создания про-

Розин В. Инновационное педагогическое творчество... С.З

 

118____________________________________________________

фессиональных сообществ;

- создание социально-технологического механизма саморазвития образования;

- отработка эффективных, динамичных и результативных форм взаимодействия педагогической науки и образовательной практики;

-    создание оптимальных условий и специфической среды

для социальной диффузии инновации173 .

В своём ключе парадоксального методологического мышления рассуждает на эту же тему П.Щедровицкий. Начиная с того, что излагает функции, которые, по его мнению, несли «инновационные группы», затем он задается вопросом: а являются ли все названные функции инновационными? Такой поворот мысли, естественно, рождает ответный вопрос: а что такое инновационная функция? Может ли вообще функция обладать инновацион-ностью? Или все-таки, дело в другом: в какой мере перечисляемые функции выражают инновационную сущность системы, или инновационность как ее качество? Однако о каких же функциях идет речь? Среди них:

- лидерство в развертывании всего движения за обновление школы;

- внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных предметов, дисциплин, отдельных курсов;

- разработка новых технологий управления инновациями и техник проектирования, их развитие и распространение;

- создание (или запуск) элитной (по внутреннему рейтингу педагогического сообщества) и элитарной (по внешнему рейтингу - по отношению к социокультурной среде) школы174.

Далее идёт констатация: «...ни один из этих уровней и функций не обеспечивает того, что можно было бы назвать воспроизводством инновационности»175 Из чего прямо следует, что собственно «инновационная» функция - это и есть воспроизводство

173 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра»... С. 163-164 174 См.: Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения... //

Инновационное движение... С.62-64 175 Там же. С.75

 

Специфика субъекта инновации в образовании___________119

инновационности. Полагаем, что воспроизводство инновационности - это не отдельно фиксируемая функция, а качественная сторона инновационного образа жизни, которая пронизывает и подчиняет себе все функции инновационной системы. Это не «инновационная» функция, а состояние системы, имеющей стабильный социальный механизм самовоспроизводства.

Если с этих позиций вернуться к обсуждению состава функций организованного профессионально-педагогического сообщества как субъекта инновации, то необходимо выделить совокупность функций, не дублирующих другие уровни субъектно-сти (личность и школу как коллективный субъект), а выражающих субъектную специфику именно сообщества. При этом следует отличать функции ситуативно привнесённые по мере развития сообщества, на разных этапах его становления, от сущност-ных . выражающих природно заданные качества.

В таком случае, по первому основанию, всё. что связано с предметно содержательной разработкой и внедрением педагогических и образовательных систем и отдельных их компонентов (отдельных методик, учебных предметов и т.д.) является функциями других уровней субъектности. Но социокультурная идентификация инноваций, их предметно-содержательная экспертиза - это, безусловно, выходит на уровень профессионально- педагогического сообщества, которое концентрирует интеллектуальный потенциал, создаёт единое смысловое поле взаимодействия и предоставляет возможность соотнести различные степени инновационного опыта. Отсюда и конкретные функции выращивания новой образовательной культуры, отработки новых форм взаимодействия науки и практики, создания среды социальной диффузии инноваций...

Что касается второго основания, то речь идёт о некоторых социальных мутациях определённым образом связанных с появлением неординарных школ, отличающихся «лица не общим выраженьем», в частности, проблема элитарной школы. Однако эта проблема не возникает как следствие появления инновационной школы. Она существовала и по-разному решалась во все времена. Элитарность в её широко распространённом понимании корре-лируется не со степенью инновационности школы, а с социально-профессиональной направленностью образовательного про-

 

120___________________________

цесса. повышенной комфортностью его условий и степенью гарантированности продолжения образования. Именно поэтому лидерство здесь принадлежит сегодня гимназиям, лицеям и тем школам, которые работают в комплексе «школа-вуз». Следовательно, инновационность и элитарность образования в современных социальных условиях далеко не всегда функционально связанные явления, т.е. элитарность образования не есть функция инновационного движения и, тем более, организованного профессионально-педагогического сообщества.

На наш взгляд, уточнение совокупности сущностных функций инновационного сообщества возможно на пути осмысления кризисной формы его развития. В чём причины нынешнего кризиса в инновационном движении? Есть смысл рассматривать как минимум две его составляющие. Во-первых, содержательная составляющая кризиса объясняется возрастающим объемом тиражирования инновационного результата по отношению к процессу получения инновационно нового. Причины этого явления лежат в специфике распространения любой моды, в том числе и педагогической. Динамичное разростание сообщества происходит не только за счёт действительного увеличения числа иннова-торов и инновационных школ. Следует учитывать такие явления как социально-педагогическое подражание (т.е. присвоение внешне-организационных форм в ущерб сущности), заражение (в форме административного понуждения при отсутствии концептуальной основы и т.п.), попустительство (сопровождение «того, что возникает ». поощрение сиюминутного «нового» без ориентации на прогностический результат) и т.д. Отсюда ярко обозначившаяся тенденция внутреннего расслоения, обостряющая необходимость усиления экспертной функции инновационного сообщества и нахождения механизмов дифференцированного сопровождения различных по степени инновационности его слоев. Безусловно, она тесно связана с воспроизводством инновационности.

Во-вторых, организационно-управленческая составляющая кризиса, проявляющаяся в том, что не на всех уровнях взаимодействия инновационной общности и системы образования найдены адекватные социальные механизмы, способные взаимо-обеспечивать развитие и того и другого явления. Принципиаль-

 

Специфика субъекта инновации в образовании___________121

ное отличие профессионально-педагогической общности как субъекта инновации и системы образования любого уровня заключается, в том, что первая воспроизводит инновации как способ собственного существования, т.е. обладает инновационно-стью, вторая - использует инновации в качестве средства развития. В первом случае, инновации в образовании -это содержание деятельности субъекта, во - втором - содержанием деятельности выступает управление , которое может быть, а может и не быть инновационным по характеру. Система образования может обрести инновационность как системное качество, если оно имплантирует (преодолевая эффект отторжения) профессионально-педагогическое сообщество как субъект инновации, управленчески удерживая, при этом, его в качестве саморазвивающегося ядра системы образования. Это возможно лишь в условиях трансформации управленческой культуры на основаниях инновационного управления. С этим связана ещё одна группа функций общественно- педагогического сообщества как субъекта инновации.

Таким образом, в поле инновационного взаимодействия устанавливаются оптимальные связи «личность как субъект инновации - педагогическая система», «школа как коллективный субъект инновации - образовательная система», «профессионально-педагогическое сообщество как субъект инновации- система образования». Именно эта дифференцированная система взаимодействий нуждается как в дальнейшем теоретическом осмыслении, так и в системном, инновационном управленческом сопровождении.

 

122

Во всех формах человеческого поведения, куда входит размышление, мы видим, как по мере его развития традиция становится более гибкой и более доступной для новшеств.

Эмиль Дюркгейм

Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.

Н.В.Гоголь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблематика, связанная с исследованием феномена инновации, уяснением социальных конструкций и механизмов инновационного взаимодействия в многомерном пространстве системы образования, столь сложна и многообразна, что отразить ее полностью в рамках одной работы не представляется возможным. Такая цель и не ставилась перед данным исследованием. Его структуру и содержание диктовала другая логика, логика понимания места и роли инновации в происходящих процессах трансформации образования, логика проникновения в проблемы, неизбежно возникающие в поле управленческого развертывания и сопровождения инноваций.

Однако то место, которое занимает инновация в организации жизнедеятельности человека, динамика ее социальной диффузии во все сферы современной общественной жизни, а так же нарастающая тенденция все большего понятийно-смыслового размывания сущностного ядра инновации ставят перед любым исследователем, в первую очередь, задачу концептуального самоопределения по отношению к изучаемому явлению. Поэтому работа начинается с анализа взаимоотношений однопорядково употребляемых понятий (новшество, нововведение, инновация), который приводит к.пониманию становления инновации в качестве специфической системы со всеми присущими ей признаками.

Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы