Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
На рубеже XX - XXI вв. проблемы преобразования отечественной высшей школы становятся предметом пристального внимания всевозрастающего числа исследователей. Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования. Так же, актуальность и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы в институциональной структуре общественного воспроизводства обусловлены возрастанием роли образования и воспитания на их завершающих ступенях, определяющих духовно-нравственный, интеллектуальный, культурный и социально-профессиональный потенциал современного общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социальный анализ институтов………………………………………………….4
Особенности анализа трансформационных изменений………………………...6
Основные положения и идеи……………………………………………………16
Характеризация институтов…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………41
4. Повышение роли и ответственности высшей школы в утверждении духовно-нравственного вектора социально-экономического развития современного российского общества в условиях его модернизации.
Высшая школа в фокусе институционального и структурно-функционального подходов.
В европейские языки термин «институт» пришёл из латыни. Institutum - установление, устройство. «Социальный институт» как понятие и феномен научного исследования процессов общественного воспроизводства, находит сегодня все более широкое применение в философских, социологических, экономических, политологических, педагогических, правовых и других теориях. В узком смысле это обозначение специализированных научных и учебных заведений, в широком - совокупность норм права в определённой области общественных отношений. В социологии нет единства взглядов на феномен института. Соответственно, есть множество определений.
Впервые определение понятию социального института дал американский исследователь Т. Веблен в 1899 г. в книге «Теория праздного класса». Он рассматривал социальный институт с точки зрения эволюционизма, как феномен, возникающий в процессе реагирования общества на внешние факторы. С точки зрения другого американского социолога, Ч. Миллса, институт представляет собой определённую совокупность социальных ролей. В свою очередь, совокупность институтов, соответствующих выполняемым задачам (образовательным, религиозным и т.д.) создаёт институциональный порядок. У П. Бергера институт выступает как обособленный комплекс социально значимых действий, например юридический закон, организационно оформленная религия, брак и т.д. Один из основателей философской антропологии А. Гелен указывает на регулирующую и упорядочивающую роль института. Институты управляют поведением людей, подобно тому, как инстинкты руководят действиями животных. Л. Бовье указывает на связь социального института с потребностями и целями людей. Он возникает в процессе взаимодействия людей и представляет собой культурно санкционированный способ осуществления той или иной деятельности. Дж. Бернард и Л. Томпсон используют нормативный подход к определению социального института. С их точки зрения, это совокупность норм, правил поведения, вытекающих из традиций, обычаев, верований, образцов. А.Р. Рэдклифф-Браун под институтом понимает стандартизованные способы поведения, с помощью которых социальная структура - сеть социальных отношений - поддерживает своё существование во времени.
В отечественной социологии институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в определённых сферах общественной жизни. По мнению С.С. Фролова, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». С точки зрения М.С. Комарова, социальные институты - это «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.».
В многообразии существующих подходов можно выделить некоторые общие черты, в соответствии с которыми социальный институт представляет собой:
- Ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- Формальную и неформальную организацию;
- Совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений;
- Обособленный комплекс социальных действий.
В качестве признаков социального института можно выделить, таким образом, устойчивость, наличие формальных и неформальных правил, организующих взаимодействие людей в определённой сфере через систему ролей и статусов. Представляя собой стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, традиций, ценностей, норм, ролей и статусов, институты управляют конкретными сферами жизни: это религия, семья, образование и т.д..
Существенно важным представляется то, что в социальных институтах как бы отложился тысячелетний опыт развития человеческого общества. Подобно тому, как инстинкты управляют эволюцией живой природы, социальные институты, в которых участвуют все индивиды, помогают обществу приспосабливаться к окружающей реальности, выживать и развиваться. Следует отметить общественный характер институтов. Они являются достоянием не отдельных индивидов, но всего человеческого сообщества. Институты отражают неповторимую индивидуальность того или иного общества, культуры, народа. Они оригинальны, представляя собой отражение облика именно данного общества. В институтах выделяется нормативное начало, они выступают средством социального контроля и регулирования, предоставляя людям совокупность норм и образцов поведения. Институты - средство производства и распространения информации, выраженной в символах. В этом проявляется их коммуникационная функция.
Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Она представляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоей общественной потребности. Институционализация включает в себя также интернализацию людьми этих норм и статусов, усвоение в качестве внутренней системы ценностей. Институционализация подразумевает стабильное, повторяемое, моделируемое поведение как отдельных людей, так и их общностей. Социальный институт подразумевает превращение спонтанной социальной активности людей в регулируемую, планомерную и предсказуемую деятельность организованных групп людей. Институционализация является, таким образом, восхождением социальной практики до уровня института, что подразумевает появление формального статуса и соответствующей организационной и материальной инфраструктуры. Противоположным явлением выступает институциональный кризис, характеризующийся падением доверия к институту, снижением его авторитета, и соответственно, утратой способности успешно выполнять свои основные функции. В то же время, институциональный кризис может способствовать обновлению института, который, отвечая на социальный вызов, приспосабливается к меняющейся реальности, преодолевая неполадки в механизме своего функционирования, развивается.
В социологии принято различать два процесса: институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Институция понимается как формальное принятие норм соответствующим законодательным органом, независимо от того, как относится к ним население. В свою очередь, институционализация норм подразумевает их интернализацию большинством людей. Из множественности определений социального института вытекает и многообразие представлений о его структуре. Выделяют в качестве главных элементов статусы и роли, нормы и предписания, модели и образцы поведения. Выделяют также такие элементы, как:
- Цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
- Образцы, или правила поведения;
- Символические черты;
-Утилитарные черты;
- Устные и письменные традиции.
С точки зрения С.С. Фролова, следует выделять следующие институциональные признаки:
- Установки и образцы поведения;
- Символические культурные признаки;
- Утилитарные культурные черты;
- Устный и письменный кодекс;
- Идеология.
П. и Б. Бергеры к важнейшим институциональным признакам относят следующие:
-Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность;
-Институты воспринимаются индивидами как объективная реальность;
- Институты обладают принудительной силой.
- Институты обладают моральным авторитетом.
- Институты обладают качеством историчности.
Принято разделять социальные институты на главные, основные, фундаментальные и неглавные, неосновные, частные. Вторые являются частью первых. Институты классифицируются также и по иным критериям, например, по времени возникновения, жёсткости применяемых ими санкций, степени формализации, условиям существованиям, особенностям функционирования и т.д.
Ч. Миллс выделяет 5 основных типов институтов:
- Экономические;
- Политические;
- Семейные;
- Военные;
- Религиозные.
4.Характеризация институтов
Поскольку предназначение институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности человека, выделяют 5 институтов, соответствующих таким потребностям:
- Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
- Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);
- Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);
- Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования – в широком смысле, включая науку и культуру);
- Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Предназначение социальных институтов, исполняемые ими роли, а также решаемые задачи, оказываемые услуги, достигаемые цели в их совокупности именуются функциями (от лат. functio - исполнение, осуществление). К числу универсальных функций, присущих всем институтам, относят функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.
1. Наряду с универсальными, институтам присущи и специфические функции, например, открытие и передача новых знаний (для института науки и образования). В соответствии с классификацией, разработанной Г. и Дж. Ленски, культурным и образовательным институтам присущи функции коммуникации между членами общества.
2. Помимо функций известны также и дисфункции социальных институтов. Под дисфункциями понимают такое воздействие социальных институтов на другие институты или на всё общество в целом, которое препятствует осуществлению ими своей деятельности. Иногда под дисфункциями прямо понимают негативное воздействие: «Это любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». Попросту говоря, дисфункция - это вред, который помимо пользы, приносит социальный институт. Можно также сказать, что дисфункциональными являются такие проявления деятельности социальных институтов, которые ведут к ухудшению условий функционирования социальной системы.
3. Кроме того, функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, то есть отчётливо выраженными, в том числе официально заявленными, всеми осознанными и очевидными, и латентными, неявным, то есть скрытыми и неосознанными участниками социального процесса.
Латентные функции
могут являться побочным
В свете изложенного, имеет смысл говорить об институциональности высшей школы. Это социальный институт образования, в функции которого входят передача знаний от поколения к поколению. Наличествуют соответствующие ценности, традиции, нормы, социальные роли и статусы. Наконец, есть институциональная инфраструктура в виде системы учебных заведений, изданий, общественных и государственных организаций и т.д. Помимо формальных, в нём присутствуют неформальные правила и нормы, а кроме того, латентные функции (и дисфункции также).
Данная категория
При таком понимании социального института определяющее значение приобретает его духовное основание. На нем выстраиваются идеалы и смыслы, которыми вдохновляется данное социальное образование, цели и задачи, которыми оно руководствуется в реализации своей миссии. Что же касается образования как социального института и его неотъемлемой завершающей ступени - высшей школы, то образование и воспитание оказывается непосредственно погруженным в духовную сферу. Если не впадать в обморок материализма и атеизма с их редукционистским исходом, то приходится осознать и принять в качестве основополагающего императива, что главное в человеке дух, его духовное самостояние. Со всей определенностью можно заключить, что высшая школа во всей своей институциональной структуре и совокупности функционала выполняет все возрастающую роль в формировании человеческого капитала. В нем и только в нем заключается и раскрывается подлинный и действительно неисчерпаемый мир богатства.
В наступившем веке экономических
и производственных ограничений только
человеческий капитал как ресурс поистине
неисчерпаем в своих творческих и созидательных
возможностях. Интеллектуально-
Информация о работе Институты высшей школы в России. Общий социологический анализ