Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на все трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

Коренным образом изменились и условия работы с началом  воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий  день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер.

Были созданы  самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

Культурно-досуговые  учреждения широко использовали налядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали  «листовки-молнии», «боевые листки»  по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.

         Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда.

Значимость  культурно-досуговой  и просветительной работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

Для работы во фронтовых  и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию  учителя школ, преподаватели вузов  и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др. [15 c. 247]

Распространенными формами работы культурно-досуговых  учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.

После войны  следовало не только восстановить существующие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.

Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся  в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре - дом культуры.

Предстояла  большая работа по подготовке кадров клубов, библиотек, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Следовало восстановить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих эти кадры, совершенствовать содержание учебного процесса, отвечающего потребностям подготовки высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, суровые годы Великой Отечественной  войны доказали жизненную силу культурно-досуговых  учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.

Сегодняшняя социально-культурная деятельность прямо или опосредованно  вбирает в себя и развивает  весь опыт прошлого, который является частью её сущности, итогом научно-практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому изучение истории информационной и культурно-просветительной работы является предпосылкой и условием объективного понимания природы и своеобразия нынешней социально-культурной деятельности как социокультурного и педагогического явления.

История информационно-просветительной  работы Российской Федерации как  этап социально-культурной деятельности в научной литературе целостно пока не представлена. Имеются только отдельные  исследования, которые не дают полного  представления об этом периоде. Также не изучен всесторонне и послевоенный период культпросветработы России, хотя он занимает важное место в истории социально-культурной деятельности. Именно в этот период культурно-просветительная работа выделяется из системы образования в самостоятельную сферу, внедряются новые формы и методы культурно-просветительной и воспитательной работы, перестраивается система органов управления, подготовки кадров и методической службы, появляются новые типы учреждений. Все эти преобразования оказали существенное влияние на развитие сферы в последующие годы. Поэтому данный исторический период является важным как для формирования объективных научно-обоснованных представлений о культурно просветительной работе советского периода, так и для изучения генезиса истории социально-культурной деятельности.

В годы советской  власти методология истории культурно-просветительной  работы не получила должного обоснования, были разработаны только её основные понятия. В свете современных  преобразований в нашей стране концепция информационно -просветительной работы, которая сформировалась в досоветский и советский период, нуждается в уточнении и переосмыслении.

С переходом  регионов страны к самоуправлению без  исторических знаний не представляется возможным выявить, понять и развивать культурную самобытность каждого субъекта Российской Федерации, сформировать научно обоснованную региональную культурную политику по сохранению и развитию лучшего исторического наследия. Это обусловливает необходимость изучения истории социально-культурной деятельности не только на федеральном, но и на региональном уровне. Только федеральный уровень исследования дает несколько прямолинейное представление об историческом процессе, не показывает всё многообразие его проявления на огромном российском пространстве и не соответствует сегодняшней практике организации социально-культурной деятельности, которая в значительной степени носит региональный характер. Поэтому социально-культурная деятельность и её история должны изучаться не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Выводы:

- партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре;

- 1917-1941 гг. в истории информационно-посветительной деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга;

- Значимость культурно-досуговой  и просветительной работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий.

 

В данном параграфе  мыы рассмотрим сущнось и значение информационно-просветительных технологий на совремееном этапе, а также  рассмотрим типы информационно-просветительных технологий.

Степень научной  разработанности данной проблемы враена в трудах таких авторов как - B.C. Авдонина, П.В. Акульшина, Ю.В. Гераськина, Е.А. Кирьяновой, Е.Н. Соколова.

 Проявления духовности в людях весьма разнообразны, они придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для общества в целом, а также могут классифицироваться в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ:

1) производство  духовных ценностей;

2) трансляция  духовных ценностей; 

3) сохранение  духовных потребностей культуры.

Учитывая многогранность и важность духовного развития нашего общества, возникла необходимость осмысления данного феномена для практического  применения его в информационно-просветительной деятельности в социально-культурной сфере.

Особая роль в трансляции и сохранении духовных ценностей принадлежит учреждениям  культуры. Они формируют, сохраняют  и предоставляют пользователям  продукты культуры, представляющие духовную ценность. К учреждениям культуры относятся клубы, библиотеки, театры, образовательные учреждения, музеи и др. Свое влияние среди населения они должны осуществлять через прогрессивные формы обслуживания пользователей, обеспечивая гражданам свободный доступ к мировым источникам информации. Одним из основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга. Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и преумножают накопленный человечеством духовный опыт.

Сложившаяся новая  социально-культурная ситуация характеризуется  значительной интенсификацией духовной жизни, углублением информационных запросов и потребностей людей в  живом общении, усилением тенденций к активному участию населения в культурной жизни [2, с. 47].

Формирование  духовных ценностей наполняет новым  содержанием методику информационно-просветительной  деятельности в учреждениях культуры. К программам, несущим научные  знания, можно отнести лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные общества, клубные объединения. Они обеспечивают всесторонний и глубокий анализ заданных тем, использованных фильмов, литературных, художественных произведений или отдельных проблем, изложенных в них. А также глубокое усвоение, интериоризацию и экстериоризацию духовных ценностей в процессе совместной деятельности и общения.

Главная целевая  установка научно-популярной лекции как формы научного знания — раскрыть теорию обозначенной художественно-нравственной проблемы, показать возможные варианты деятельности по ее развитию, соединив их с последними научными достижениями. Поэтому научно-популярная лекция рассчитана на аудиторию с достаточным уровнем подготовленности и информированности.

Наиболее характерной  формой информационно-просветительной деятельности является обсуждение новинок литературы, что способствует стимулированию активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над произведением искусства, формирование эстетических взглядов и вкусов, а также духовных и нравственных ценностей.

Особое место  в формировании духовных ценностей  занимают кинолектории и киноклубы, деятельность которых посвящена  просмотру фильмов и анализу  творчества выдающихся артистов. Для  их проведения привлекают представителей творческих профессий. На современном этапе не потеряли своей значимости такие литературные гостиные, где общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и поэт начинающий их читатели и почитатели. При этом в ходе дискуссий формируются и реализуются духовные интересы и потребности личности в самовыражении и самосовершенствовании, поскольку происходит художественно-творческий процесс формирования литературных вкусов и оценок.

Просветительные общества общественно-политической направленности, сегодня играют особенно важную роль в политической просвещенности молодежи в период предвыборных компаний, кроме того они связаны с проблемами политической жизни и историческими событиями нашей страны в деятельности историко-краеведческих музеев. Краеведческие вечера посвящают темам, связанным с историей края, его культурой и экономикой, деятельностью почетных людей края, области, города, села, что позволяет сформировать духовный потенциал молодого поколения на ценностях своей малой Родины. Эти вечера также способствуют воспитанию патриотических чувств, более глубокому пониманию важности тех мест, в которых жили их предки.

В другую группу информационно-просветительной деятельности включены программы, содержание которых  сочетается со средствами художественной выразительности: устные журналы, литературные чтения, тематические вечера, выставки (книжные) [6, с. 47].

Не потеряли свою популярность на местном уровне устные журналы, анализирующие достижения местных поэтов, художников, музыкантов. Эти программы дают широкие возможности  сочетания устного слова музыки, песни, танца, изобразительного искусства  и других средств, что позволяет аудитории усваивать систему художественно-нравственных ценностей через образно-чувственную среду. Кроме того, устный журнал — один из оперативных методов информации о новинках художественной литературы, о периодических изданиях, о книгах, готовящихся к печати, что способствует развитию эстетического вкуса помимо духовных, нравственных ценностей у представителей молодежной аудитории.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии