Курс лекций по "Социальному прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:13, курс лекций

Краткое описание

Социальная политика -- это составная часть внутренней политики, целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по созданию условий ДЛЯ удовлетворения потребностей и интересов различных социальных групп и оптимизации социального развития общества.
Особое положение социальной политики в структуре государственной политики заключается в том, что она по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курс леций.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию  ассоциативных механизмов творческой деятельности.

Недостатки метода состоят  в том, что интересные и необычные  решения не имеют характера системной  деятельности и не эффективны при точной постановке цели.

4. ТРИЗ - теория решения  изобретательских задач. Основы  данной теории были разработаны  в 1947 году бакинским инженером-химиком  Генрихом Альтшуллером (Г. Альтовым). Теория решения изобретательских  задач основывается на закономерностях развития систем.

Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие  концептуальные положения ТРИЗа:

-  наилучшее решение  задачи возникает тогда, когда  выявлено и преодолено техническое  противоречие;

-   идеальный конечный  результат заключается в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие.

Алгоритм решения изобретательских задач включает в себя ряд этапов.

1). Постановка и анализ  задачи. Анализ задачи заключается  в выявлении внешнего противоречия. Для его нахождения необходимо ответить на ряд вопросов:

-    что мешает  идеальному функционированию системы?

-     в чем  причина возникшего противоречия?

-     при каких  условиях помехи в работе системы  исчезнут?

2). Построение модели задачи. Она получается путем ввода в ситуацию условия: «все остается, как было, а вредный эффект исчезает». Далее составляется «конфликтующая пара»: объект, на который должно быть направлено наше воздействие, и средство, которым мы непосредственно будем воздействовать на объект, требующий изменений для преодоления возникших противоречий.

3). Анализ модели задачи. На этом этапе определяются:

-    «оперативная     зона»     -     область     действия     возникшего противоречия;

-    «оперативное время» - тот период времени, который требуется для разрешения противоречия.

4). Определение идеального  конечного результата и факторов, которые мешают достижению этого  результата.

5). Вепольный анализ  или анализ вещественно-полевых  ресурсов. При этом под веществом понимается объект (система или ее элемент), а под полем -среда, в которой этот объект функционирует. В ходе анализа осуществляется оценка жизнеспособности системы, в том числе в различных полях (или средах). Вепольный анализ позволяет выявить также и характер взаимодействия объектов, функционирующих в одной системе.

6). Анализ способа устранения  факторов, мешающих достижению идеального  состояния жизни объекта (работы  системы). При этом оцениваются:  универсальность решения, трудности  выхода на него, новизна и «идеальность», то есть уровень возможности преодоления нарушающих функционирование объектов факторов.

7). Применение полученного  решения.

8). Анализ хода решения,  сравнение полученного результата  с данными из информационного  фонда.

Для повышения вероятности принятия верного решения в ходе решения изобретательских задач можно использовать метод экспертных оценок.

5. Метод создания сценариев  заключается в представлении  социального проекта в виде  описания последовательного развития  событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.

Достоинство метода состоит  в том, что сценарий позволяет  осознать те стороны проекта, которые  другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.

Могут разрабатываться  несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости  от изменения какого-либо фактора. Нередко  метод создания сценариев связывается  именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий.

Возможности метода для  социально-проектной деятельности существенно ограничены. Недостаток метода состоит в том, что проекты, не основывающиеся на повторяющемся  событийном ряде, плохо поддаются  проработке с его помощью.

6. Метод контрольных  вопросов был разработан в  кембриджском университете Т.  Эйлоартом в 1955 году. Данный метод  представляет собой работу со  списком специально подобранных  вопросов, которые помогают точно  определить суть решаемой проблемы. Вопросы располагаются в определенной последовательности:

1)   как можно  по-новому применить объект?

2)    как упростить  или модернизировать его?

3)   что можно  увеличить (уменьшить)?

4)   что можно  преобразовать, перевернуть?

5)    какие технологии можно применить?

6)   какие ресурсы  необходимы?

7)   как можно  представить идеальный конечный  результат.

Ответы на предложенный список вопросов формулирует каждый участник группы, после чего анализируются  предложенные варианты ответов. Метод  контрольных вопросов может проводиться также и устно в форме диалога с ведущим и его помощниками. При этом должно сохранятся основное требование метода: вопросы должны предъявляться в строгой последовательности. Собранные таким способом данные также обсуждаются участниками группы.

7. Методика матрицы  идей позволяет составлять на  основе нескольких независимых  переменных различные варианты  решения задачи. При реализации  данной методики целесообразно  использовать определенную схему  фиксирования возможных вариантов  ответов на вопрос задачи. Например, нам необходимо придумать 6 различных мероприятий для подростков так, чтобы они были нацелены на решение сразу двух различных задач: основной и

дополнительной. Для этого  заполним ячейки матрицы (таблицы), в  которой

основная    задача    зафиксирована    по    вертикали,    а   дополнительные    по

горизонтали (см. табл. 1).

Таблица 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просчитывая полученные варианты, можно определить наиболее эффективный путь реализации поставленной задачи в соответствии с заданными условиями.

8. Метод синектики  строится на основе объединения  разнородных предметов по аналогии. В 1953 году американец Уильям  Гордон предложил использовать  этот метод в изобретательской  деятельности. Он является создателем  «Синектиса» - фирмы, занимавшейся подготовкой изобретателей. С помощью метода синектики на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, по смежности предметов или явлений во времени и пространстве, либо на основе контраста рассматриваемых объектов, может формулироваться предположение (прогноз) о наличии указанных свойств у объекта проектирования. Кроме того, согласно этому методу несколько предложенных идей могут рассматриваться отдельно друг от друга, а затем между ними устанавливается определенная взаимосвязь.

Резюме

1.  С целью формирования  команды проекта и активизации  творческого потенциала группы  могут использоваться разнообразные  методы коллективной работы над  проектом.

2.  Методы коллективной  работы над проектом представляют  собой пути и способы   достижения   целей   и   задач,   наиболее   актуальных   в   контексте

 

Лекция    8.    Социальная    диагностика    как   этап    проектно-прогностической  деятелъности

Вопросы

1.   Социальный диагноз  и прогноз. Принципы и специфика  социальной диагностики.

2.   Социальный показатель. Требования к социальным показателям.

3.   Этапы социальной  диагностики.

I.    Социальный   диагноз   и   прогноз.   Принципы   и   специфика социальной диагностики

На эффективности социального проекта могут сказываться самые разнообразные факторы. В связи с этим, чтобы не допустить провала проекта нам важно:

-   изучить имеющиеся  условия деятельности, т. е. провести  диагноз обстоятельств, на которые  мы можем в своем проекте  опереться или которые будут  нам противостоять;

-  понять, как проект  будет развиваться во времени,  т.е. спрогнозировать будущие  состояния общества, будущие обстоятельства, связанные с нашим проектом, и  его воздействие на социальную  действительность.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.

Цель диагностики заключается  в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту  или явлению, и описании их в системе показателей.

Сущность социальной диагностики заключается в установлении степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам.

Социальная диагностика  направлена на изучение наличных обстоятельств  проектирования и опирается на сопоставление  реальности с социальными показателями и нормативами.

Социальная диагностика  позволяет сделать оценку возможных  последствий проектируемого нововведения, в том числе:

-  социальные последствия  (для общества в целом и человека; для семей;

для целевых групп: для  групп (общностей), институтов и т. д., чьи интересы могут быть затронуты; в территориальном аспекте; во временном  аспекте);

-   экономические последствия (стоимостные оценки затрат и выгоды; оценка Парето-эффективности; в территориальном аспекте; во временном аспекте);

социально-психологические     последствия      (характер     изменений социального          благополучия,           нарастание          психологической

напряженности).

Социальная диагностика  основывается на ряде принципов:

-    принцип объективности, который заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности;

-     принцип причинной обусловленности объясняется универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

-    комплексный подход в изучении социальных явлений означает, что полученные в ходе диагностики данные всегда следует увязывать со всем комплексом явлений и действий в самых различных формах их проявления;

-    научная обоснованность.

2.    Социальный      показатель.       Требования       к      социальным показателям

Под социальным показателем  понимается характеристика отдельных  свойств и состояний социальных объектов или процессов, имеющая  количественное выражение.

В социальной сфере показатели приобретают следующие специфические черты.

1.    Особыми свойствами  обладают не только качественные, но и количественные параметры  социального показателя. Чаше всего  они выражают количество как  отношение и выявляются в сопоставлении  с другими объектами -реальными или идеальными.

2.   Социальные показатели  обычно комплексны и выражают  отношения между несколькими  индикаторами (более простыми свойствами, образующими социальные показатели).

3.       В  социальной сфере имеются серьезные  основания для преимущественного применения показателей-апрейзеров.

Апрейзер (англ. upraiser -- тот, который поднимает) - показатель выраженности свойства на основе определения «высокого», «среднего» или «низкого уровня».

Для малых и микропроектов  диагностическая работа с показателям и-апрейзерами нередко оказывается наиболее реалистичной по организации исследований и в достаточной мере надежной по получаемым результатам. Нередко исследование должно лишь выявить контуры проблемы.

Вывод о «высоком», «среднем»  или «низком» уровне выраженности того или иного признака оказывается вполне приемлемым показателем для диагностических целей. Диагноз по апрейзерзм позволяет обосновывать проект и успешно его осуществлять.

При установлении социальных показателей нередко возникают  ошибки, которые могут вести к существенному искажению результата социальной диагностики.

Наиболее типичные из ошибок - это:

1) усреднение показателей  при большом разбросе исходных  данных;

2)    упрощение   показателей,   т.   е.   сведение   их   к   меньшему   числу детерминант;

3)   определение  показателя  вне связи с реальностью  (его произвольное завышение и  занижение).

Норматив - это фиксированный  числовой или содержащий закрытый перечень признаков показатель, в соответствии с которым устанавливаются обязательные для выполнения требования в том или ином виде деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Социальному прогнозированию"