Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа
Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61
В рамках изучения студенчества как особой социальной группы, так же следует дать определение термину «студент». Итак, студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — это учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. В XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся. В большинстве случаев студенты посещают высшие учебные заведения, участвуют в семинарах и слушают лекции. Исключением из правил являются студенты-заочники, которые приезжают в учебное заведение для сдачи экзаменов или являются слушателями сжатого курса лекций.[32]
В своей работе «Педагогика и психология высшей школы», М. В. Буланова-Топоркова характеризует студентов с трех сторон: 1) С психологической, представляющей собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Такие психические свойства как направленность, темперамент, характер, способности влияют на протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. 2) С социальной стороны, которая порождает отношение студентов к определенной социальной группе, национальности, возрастной категории и т.д. 3) С биологической стороны, которая включает такие физические свойства, как телосложение, черты лица, цвет кожи глаз, рост. Это сторона определена наследственностью и врожденными задатками.
Наблюдая у студентов наивысшую скорость оперативной памяти, быстрое переключения внимания и решение вербально-логических задач, М. В. Буланова-Топоркова, делает вывод, о том, что именно у студентов, в отличие от молодежи, принадлежащей к другим возрастным группам, наблюдается «достижение наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития».
М. В. Буланов-Топоркова считает, что развитие студента на различных курсах имеет особые черты. Так, первый курс характеризуется высокой степенью конформизма и отсутствием дифференцированного подхода к своим ролям. Ко второму курсу процесс адаптации в студенческой среде завершается – у студента формируются широкие культурные запросы и потребности. На третьем же курсе происходит развитие и углубление профессиональных интересов студентов, что приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс характеризуется переоценкой студентами многих ценностей жизни и культуры. У студентов пятого курса наблюдаются практические установки на будущий род деятельности, что ведет за собой актуализацию ценностей связанных с материальным положением, местом работы и т.д.[28]
Исследуя материально-
Социально-политические ориентации студенчества исследуются в работе О.В. Сергеева. Студенты, получая высшее образование, нацелены в последствие на получение главенствующих должностей в различных отраслях, поэтому отдают предпочтение консервативной идеологии правящих классов, которая основывается на принципах государственности и патриотизма. С другой стороны наблюдается демократизм студенчества, обусловленный их либеральными устремлениями. Так же следует отметить отношение студенчества к оппозициям националистов и интернационалистов, что отражается в образование таких течений как нацисты, фашисты, и борцы с фашизмом. [24, c.79]
Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на коллективно направленные или политические и индивидуально направленные или этические ценностные ориентации. Так, В. А. Сибирев утверждает, что «коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью». [25, c.107]
В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи, социально-экономические преобразования и возникновение новых ценностных ориентаций затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее нашего общества, тем более, это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты общества, каковую представляет из себя студенчество. [18, c.23]
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что молодежь России оказалась в специфической ситуации – она проходила первичную социализацию в период смены одних политической, экономической, социальной, правовой систем на другие. В результате образовался новый для молодежи агент социализации – СМИ, предлагающий им опыт массового потребления, которую молодежь была вынуждена принять. Ученные утверждают, что формирования ценностных ориентиров играют особое значение для студенчества, как для потенциальной элиты, которая предназначена для высококвалифицированного труда. В то же время в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи, социально-экономические преобразования и возникновение новых ценностных ориентаций затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
1.2. Реклама и
ее влияние на ценностные
Роль средств массовой
информации в современном
В ходе данной работы следует описать ценностные ориентации, особенности ценностных ориентаций у российской молодежи и студенчества.
Н. И. Лапин в статье «Модернизация базовых ценностей россиян» определяет ценностные ориентиры как результат процесса социализации, в результате которого формируются нормы и ценности личности. Одновременно ценности выступают устойчивой мотивационной основой и определяют поведение личности в социуме. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д. [12, c.5]
Отечественный социолог Ж. Т. Тощенко считает, что потребности личности всегда связаны с развитием культуры. Так же стремление к культуре проявляется в форме потребностей. В соответствии с этим различают «материальные» и «культурные потребности». Базовые потребности формируются в процессе первичной социализации к 18-20 годам, а впоследствии могут частично трансформироваться. Дальнейшие трансформации затрагивают не столько состав, сколько иерархию ценностей.[27, c.372]
Исходя из этого, в социологии используется такое понятие, как базовые ценности; они характеризуют ориентиры людей, как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. По мнению Ж. Т. Тощенко, «к базовым ценностям относятся: здоровый образ жизни, основанный не на господстве над природой, а на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии с ней; новое «качество жизни», включающее в себя изменение характера труда и его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую культуру досуга и т.д.; гуманистическая культура общения между людьми, в которой другой человек – не средство достижения утилитарных целей, а самоцель, стимулирующая личный интерес. Наконец, наиболее важное – возрастающая потребность в самореализации личности в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении и т. п.» К неодобряемым ценностям, Тощенко относит гедонизм, индивидуализм, прагматизм и т. д. [27, c.373]
Ж. Т. Тощенко ссылается на американского психолога М. Рокича, который ввел понятия терминальных и инструментальных ценностей, где терминальные ценности выражают важнейшие цели, идеалы: ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и др. К инструментальным ценностям относятся средства достижения целей: независимость, инициативность, авторитетность.[27, c.375]. Отношение людей к одним и тем же ценностям различается, следовательно, дифференциация ценностей – субъективна.[27, c.376]
Однако, во всяком обществе в целях интеграции необходимо воспроизводство своей ценностной системы, трансляция ценностей от поколения к поколению. Это является необходимым условием стабильности, устойчивости общества, духовного единства поколений. Когда происходит смена всей социальной системы, ценностные различия начинают играть в обществе решающую роль, а изучение ценностных ориентаций общества (особенно молодежи) позволяет прогнозировать некоторые социальные процессы.[13, c.293]
М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги в работе «Молодежь России: социологический портрет» отмечают, что за последние двадцать лет изменились не только экономическая, политическая, но и социальная сфера: возникли новые и упразднились старые социальные институты, а следовательно в обществе изменились нормы и ценности. Принято считать, что это естественный процесс, происходящий в любом обществе, но у многих Россиян складывается мнение о «полной утере обществом нравственных норм». В первую очередь это касается молодёжи. Молодежь быстрее адаптируется к новым социальным условиям, но при этом она подвержена деструктивному влиянию внешних процессов.[3, c.123]
По данным исследования института социологии РАН: «многие готовы на предательство, хитрость и ложь, оправдывая это тем, что иными методами ничего не добиться» (так считает 55% опрошенной молодежи). По мнению, старшего поколения и молодых людей, для современной молодежи характерен цинизм, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности (моральный релятивизм). Такую точку зрения разделили 64% молодежи и 70% - людей старшего поколения.[3, c.129]
По данным социологического исследования, проведенного под руководством М. К. Горшкова, современную молодежь можно разбить на ряд групп, согласно их жизненным притязаниям (в %):
В. В. Орлов считает, что
на данный момент положение в России
можно определить как промежуточное
между старой и новой системами
ценностей: «это время, когда каждому
приходится определять для себя смысл
и направление своей жизни».[
В. Т. Лисовский в своей работе «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи» выделяет факторы, влияющие на особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. Во-первых, возрастно-демографический фактор, связанный с определенным возрастом (17-28 лет); с социальным статусом, который характеризуется неопределенностью, т.е. невысокий социальный статус в настоящем и предположительно высокий в будущем времени; с зависимостью от общества и государства, что заставляет студента соглашаться с государственной идеологией и общественными устоями, которые не дают студенту возможность зафиксировать свои ценностные ориентиры в полной мере. Во-вторых, амбивалентно-транзитивный фактор, обусловленный переходным характером студенчества, чья самостоятельность уже проявилась в выборе будущей профессии, но ей еще предстоит реализоваться практически. В-третьих, образовательный фактор, связанный с процессом образования при котором студенты, помимо профильных дисциплин, изучают гуманитарные (история, философия, социология, история искусств и т. д.), которые имеют весомое значение в формировании ценностных ориентаций студентов. В-четвертых, девиантно-делинквентный фактор, связанный с переоценкой прежних ценностей и усвоением новых, вследствие переходного возраста, адаптации к быстроменяющимся условиям социального окружения и необходимостью экономической самостоятельности. [13, c.116]
Так как в нашем исследовании мы поставили цель рассмотреть образование под влиянием коммерческой рекламы у молодежи НФИ КемГУ ценностных ориентиров массового потребления, выбрав из них именно те, которые наиболее часто рассматриваются в исследованиях и многими социологами отмечаются как отрицательные, а именно: гедонистические и утилитаристские. Дадим определение этим терминам, что бы в дальнейшем составить инструментарий.
Гедонизм - этическая и поведенческая установка, согласно которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Радикальное проведение принципов гедонизма встречается в индивидуализме, признающем возможность наслаждаться за счет другого или общества вообще. Утилитаризм – мировоззренческая позиция, поведенческая установка, согласно которой, все что окружает человека (явления, предметы, обстоятельства, люди) оцениваются им с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения цели.[30]
Информация о работе Методологии и методики социологического исследования