Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа
Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61
Результаты, полученные при анализе данных о воздействии коммерческой рекламы свидетельствуют о том, что респонденты считают, что коммерческая реклама «информирует о новых товарах и услугах», «обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары» и «диктует стиль жизни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучением молодежи как социальной группы и особенностей студенчества как социальной группы занимались такие отечественные ученные как, П.Д. Павленок, Е. М. Бабосов, В. Н. Кузнецова, И.Н. Кулешева, Б. Рубин совместно с Ю. Колесниковым, С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовским, А. Н. Семашко, М. В. Буланова-Топоркова, Е. А. Могильчак, О.В. Сергеев, В. А. Сибирев и Т. Э. Петрова. Анализ работ вышеперечисленных ученных позволил получить следующие данные. Молодежь России оказалась в специфической ситуации – она проходила первичную социализацию в период смены одних политической, экономической, социальной, правовой систем на другие. В результате образовался новый для молодежи агент социализации – СМИ, предлагающий им опыт массового потребления, которую молодежь была вынуждена принять. Ученные утверждают, что формирования ценностных ориентиров играют особое значение для студенчества, как для потенциальной элиты, которая предназначена для высококвалифицированного труда. В то же время в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи, социально-экономические преобразования и возникновение новых ценностных ориентаций затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Ценностные ориентации, особенности
ценностных ориентаций у российской
молодежи и студенчества рассматривали
в своих работах такие
Проблема влияния
коммерческой рекламы на
Опрос студентов НФИ КемГУ очной формы обучения, 1-4 курса проводился методом анкетирования и продолжался 5 дней. Возраст опрашиваемых составил от 17 до 22 лет. Выборка была предпочтена квотная (по факультету и курсу) При генеральной совокупности - 1917 человек и выборке 120 человек, ошибка выборки составила 8, 6%, доверительный интервал 95%.
В результате исследования, выяснилось, что для студентов НФИ КемГУ, очного формы обучения, приоритетными среди ценностей являются «семья», «здоровье» «друзья», а менее важными оказались для респондентов «работа», «вера» и «патриотизм». Анализ связи между частотой рекламных контактов и средних категорий приоритетных ценностей свидетельствует об отсутствии влияния на образования у респондентов ценностей утилитаризма. Однако анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и иерархией ценностных ориентиров, показал, что реклама формирует ценность утилитаризма частично, так как для респондентов, позитивно относящиеся к рекламе, ценность «работа» оказалась важнее, чем для респондентов с негативным и нейтральным отношением к рекламе. Что касается остальных понятий - оказалось, что отношение к коммерческой рекламе не значительно влияет на место в жизни студента той или иной ценности.
Среди источников влияния и формирования жизненных ценностей у респондентов на лидирующих позициях оказались «общение с друзьями», «общение с родителями/родственниками», «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе соц. сети)». Далее мы установили, что ни частота рекламных контактов, ни отношение к коммерческой рекламе не имеет значительного влияние на выбор респондентами источников формирования жизненных ценностей.
При выявления способов достижения успеха, выяснилось, что факторы, относящиеся к утилитарным ценностям отметили меньше половины респондентов, большая же часть опрошенных студентов отметили такие факторы достижения успеха, как, личностные качества, трудолюбие, стремление к успеху. Что касается частоты рекламных контактов, влияющих на выбор студентами способов достижении успеха, были получены следующие результаты. У респондентов, которые считают, что сталкиваются с рекламой часто, утилитарные ценности, выражены наиболее ярко, чем у студентов, считающих, что они имеют редкий контакт с коммерческой рекламой. Это выражается в выборе таких способ достижения жизненных ценностей как, "востребования специальность", "хорошее материальное положение", "связи, знакомства", "стечение обстоятельств, случай" и "положение семьи». Анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и способом достижения жизненных целей, показал, что, ценности утилитаризма проявляются одинаково у студентов с различным отношением к рекламе, при этом для всех респондентов лидирующее положение занимают "личностные качества", "стремление к успеху "и "трудолюбие". Лишь частично доказывает гипотезу о формировании у студентов утилитарных ценностей тот факт, что "связи, знакомства" занимают лидирующую позицию для респондентов позитивно относящихся к рекламе.
Так же мы выяснили, что студенты контактируют с рекламой «очень часто», при этом большинство из них относятся к коммерческой рекламе нейтрально, предпочитая ей социальную рекламу. Среди источников, в которых коммерческая реклама встречается наиболее часто для студентов, были отмечены следующие: телевидение, интернет и наружная реклама. Следует указать, что студенты считают коммерческую рекламу не достоверной и при покупке в основном ориентируются на советы друзей и родных.
Так же следует указать, что все, предложенные респондентам рекламные сюжеты, в основном привлекают респондентов, при этом в лидирующих позициях находятся такие сюжеты как, «юмористические сюжеты, поднимающие настроение», «эстетически привлекательные сюжеты (как фильм)», а затем « описывающие правдивую информацию о товаре», что подтверждает гипотезу, о формировании у студентов таких ценностей как гедонизм и утилитаризм. Среди сюжетов, которые не привлекают студентов, в лидирующих позициях оказались такие сюжеты, как «с образом счастливой семьи/детские лица», «с участием успешных и модных людей» и «внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами». Данные результаты свидетельствуют о противоречии выбора студентами приоритетной ценности «семья».
Результаты, полученные при анализе данных о воздействии коммерческой рекламы свидетельствуют о том, что респонденты считают, что коммерческая реклама «информирует о новых товарах и услугах», «обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары» и «диктует стиль жизни». Гипотеза доказана частично. У студентов НФИ КемГУ, очной формы обучения ценности формируются под влиянием различных агентов социализации, таких как друзья, родители и развлекательные интернет-ресурсы, при этом коммерческая реклама играет не значительную роль и в основном имеет тенденцию формировать ценности утилитаризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Здравствуйте, уважаемый респондент. Предлагаем ответить на ряд вопросов на тему «Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ». Результаты опроса будут использованы в научных целях. Опрос проводится анонимно.
Понятие |
№ |
Деньги |
|
Друзья |
|
Семья |
|
Справедливость |
|
Патриотизм |
|
Здоровье |
|
Образование |
|
Работа |
|
Вера |
|
Любовь |
|
Жизнь |
Информация о работе Методологии и методики социологического исследования