Методологии и методики социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 147.79 Кб (Скачать файл)

         Результаты, полученные при анализе данных о воздействии коммерческой рекламы свидетельствуют о том, что респонденты считают, что коммерческая реклама «информирует о новых товарах и услугах», «обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары» и «диктует стиль жизни».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучением молодежи как социальной группы и особенностей студенчества как социальной группы занимались такие  отечественные ученные как, П.Д. Павленок, Е. М. Бабосов, В. Н. Кузнецова, И.Н. Кулешева, Б. Рубин совместно с Ю. Колесниковым, С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовским, А. Н. Семашко, М. В. Буланова-Топоркова, Е. А. Могильчак, О.В. Сергеев, В. А. Сибирев и Т. Э. Петрова. Анализ работ вышеперечисленных ученных позволил получить следующие данные.    Молодежь России оказалась в специфической ситуации – она проходила первичную социализацию в период смены одних политической, экономической, социальной, правовой систем на другие. В результате образовался новый для молодежи агент социализации – СМИ, предлагающий им опыт массового потребления, которую молодежь была вынуждена принять.  Ученные утверждают, что формирования ценностных ориентиров играют особое значение для студенчества, как для потенциальной элиты, которая предназначена для высококвалифицированного труда. В то же время в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи, социально-экономические преобразования и возникновение новых ценностных ориентаций затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Ценностные ориентации, особенности  ценностных ориентаций у российской молодежи и студенчества рассматривали  в своих работах такие социологи  как, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, В.Т. Лисовский, М. К. Горшков совместно с Ф. Э. Шереги, В. В. Орлов. Социологи утверждают, что человек, в возрасте от 14 до 30 лет, проходит этап развития и становления личностного потенциала побудительно-мотивационных установок, социокультурных предпочтений и ценностных ориентаций, то есть, проходит процесс социализации. Исходя из особенностей формирования ценностных ориентиров у студентов, на которое влияют такие факторы как возрастно-демографический, амбивалентно-транзитный, образовательный и девиантно-делинквентный, следует указать, что студенческая молодежь оказалась наиболее восприимчивой к социально-экономическим преобразованиям и возникновению новых ценностных ориентаций. Исследования социологов Е. А. Самсоновой  и В. Е. Семёнова на тему «Ценностные ориентации российской молодежи», где применялись такие методы как анкетирование и интервьюирование, свидетельствуют о плюрализм и антагонизме ценностей, и установок молодых людей (с одной стороны молодые люди среди доминирующих ценностей выделяют семью и здоровье, с другой, выбор цели в жизни связан исключительно с материальным обогащением). Так же, социологи отметили тенденцию к увеличению прагматизма, индивидуализма,  гедонизма и стремлению к материальным ценностям и готовность «пойти на всё» ради достижения своих целей. Одни из причин, которые влияют на прогрессирующую деморализацию российской молодежи являются СМИ (коммерческая реклама, реалити-шоу, аморальные фильмы и песни и т.д.).

  Проблема влияния  коммерческой рекламы на ценностные  ориентации молодежи (в частности  студенчества) была изучена такими  ученными как И. Демедюк, Д.  П. Павленок, С. Г. Кара-Мурза,  Е. Омельченко совместно с У.  Блюдиной и Ю. Г. Волков. Вышеперечисленными  ученными было выяснено, что специфика  ценностных ориентаций российской  молодежи обуславливается тенденцией  к увеличению количества молодежи  с ценностными ориентациями потребительского  общества, что подтверждается наблюдаемыми  у молодых людей склонностей  к утилитаризму и гедонизму.  Это обуславливается влиянием  нового агента социализации –  СМИ (в частности коммерческой  рекламой), пришедшего со сменой  старого общественного строя  на новый,  и развитием рыночных  отношений. Анализ работ приведенных  ученных позволяет сделать вывод  о том, что, коммерческая реклама  частично формирует у молодежи  потребительские ценности. Коммерческая  реклама имеет влияние на ценностные  ориентиры молодежи не в полной  мере, так как не является доминирующим  агентом социализации. Исследования, посвященные влиянию коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи (в том числе и студенчества) были проведены такими отечественными социологами как, С. В. Толмачевой совместно с Л. В. Гениной и Е. Ю. Красовой совместно с  В.В. Стукаловой.  В исследованиях применялись такие методы, как анкетирование и наблюдение.     Исследования подтверждают деструктивное влияние рекламы на ценностные ориентиры и установки молодежи. Разработчики рекламы подменивают «духовные ценности символами потребления». Так же, следует отметить, что воздействие на молодежь рекламной информации оказывается в основном через утилитарные, эстетические ценности. Наблюдается определенная «зависимость» молодежи от социального института рекламы: по оценкам молодежи, «реклама диктует стиль жизни и лишает человека индивидуальности».

Опрос студентов НФИ КемГУ  очной формы обучения, 1-4 курса  проводился методом анкетирования  и продолжался 5 дней. Возраст опрашиваемых составил от 17 до 22 лет.  Выборка была предпочтена квотная (по факультету и курсу) При генеральной совокупности  - 1917 человек и выборке 120 человек, ошибка выборки составила 8, 6%, доверительный интервал 95%.

В результате исследования, выяснилось, что для студентов НФИ КемГУ, очного формы обучения, приоритетными среди ценностей являются «семья», «здоровье» «друзья», а менее важными оказались для респондентов «работа», «вера» и «патриотизм». Анализ связи между частотой рекламных контактов и средних категорий приоритетных ценностей свидетельствует об отсутствии влияния на образования у респондентов ценностей утилитаризма. Однако анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и иерархией ценностных ориентиров, показал, что реклама формирует ценность утилитаризма частично, так как  для респондентов, позитивно относящиеся к рекламе, ценность «работа» оказалась важнее, чем для респондентов с негативным и нейтральным отношением к рекламе. Что касается остальных понятий  - оказалось, что отношение к коммерческой рекламе не значительно влияет на место в жизни студента той или иной ценности.

Среди источников влияния и формирования жизненных ценностей у респондентов на лидирующих позициях оказались «общение с друзьями», «общение с родителями/родственниками», «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе соц. сети)». Далее мы установили, что ни частота рекламных контактов, ни отношение к коммерческой рекламе не имеет значительного влияние на выбор респондентами источников формирования жизненных ценностей.

При выявления способов достижения успеха, выяснилось, что факторы, относящиеся к утилитарным ценностям отметили меньше половины респондентов, большая же часть опрошенных студентов отметили такие факторы достижения успеха, как, личностные качества, трудолюбие, стремление к успеху. Что касается частоты рекламных контактов, влияющих на выбор студентами способов достижении успеха, были получены следующие результаты. У респондентов, которые считают, что сталкиваются с рекламой часто, утилитарные ценности,  выражены наиболее ярко, чем у студентов, считающих,  что они имеют редкий контакт с коммерческой рекламой. Это выражается в выборе таких способ достижения жизненных ценностей как, "востребования специальность", "хорошее материальное положение", "связи, знакомства", "стечение обстоятельств, случай" и "положение семьи». Анализ связи между отношением к коммерческой рекламе и способом достижения жизненных целей, показал, что, ценности утилитаризма проявляются одинаково у студентов с различным отношением к рекламе, при этом  для всех респондентов лидирующее положение занимают "личностные качества", "стремление к успеху "и "трудолюбие". Лишь частично доказывает гипотезу о формировании у студентов утилитарных ценностей тот факт, что "связи,  знакомства" занимают лидирующую позицию для респондентов позитивно относящихся к рекламе.

Так же мы выяснили, что студенты контактируют с рекламой «очень часто», при этом большинство из них относятся  к коммерческой рекламе нейтрально, предпочитая ей социальную рекламу. Среди источников, в которых коммерческая реклама встречается наиболее часто  для студентов, были отмечены следующие: телевидение, интернет и наружная реклама. Следует указать, что студенты считают  коммерческую рекламу не достоверной  и при покупке в основном ориентируются  на советы друзей и родных.

 Так же следует указать, что все, предложенные респондентам рекламные сюжеты, в основном привлекают респондентов, при этом в лидирующих позициях находятся такие сюжеты как, «юмористические сюжеты, поднимающие настроение», «эстетически привлекательные сюжеты (как фильм)», а затем « описывающие правдивую информацию о товаре», что подтверждает гипотезу, о формировании у студентов таких ценностей как гедонизм и утилитаризм. Среди сюжетов, которые не привлекают студентов, в лидирующих позициях оказались такие сюжеты, как «с образом счастливой семьи/детские лица», «с участием успешных и модных людей» и «внешне привлекательных персонажей, поддерживающих красоту специальными средствами». Данные результаты свидетельствуют о противоречии  выбора студентами приоритетной ценности «семья».

Результаты, полученные при  анализе данных о воздействии  коммерческой рекламы свидетельствуют  о том, что респонденты считают, что коммерческая реклама «информирует о новых товарах и услугах», «обманывает людей, заставляя покупать ненужные товары» и «диктует стиль жизни». Гипотеза доказана частично. У студентов НФИ КемГУ, очной формы обучения ценности формируются под влиянием различных агентов социализации, таких как друзья, родители и развлекательные интернет-ресурсы, при этом коммерческая реклама играет не значительную роль и в основном имеет тенденцию формировать ценности утилитаризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабосов Е. М. Прикладная социология [Текст]: Социология молодежи – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
  2. Волков Ю.Г. Социология молодежи [Текст]: Ценностные ориентации молодежи/Ю.Г. Волков, В. И. Добреньков. – Ростов-н/Д.:Феникс, 2001. – 576 с.
  3. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет/ М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Институт социологии РАН, 2010. -  592 с.
  4. Джери Д. Большой толковый социологический словарь/Д. Джери, Дж. Джери – Т.2 – М.:Вече.Аст, 2001. – 527 с.
  5. Добреньков В. И. Методы социологического исследования [Текст]: Квотная выборка/В.И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 767 с.
  6. Иконникова С.Н. Некоторые проблемы воспитания социологической молодежи. [Текст]: Молодежь и образование/С.Н.Иконников, В.Т. Лисовский. -  М.: СПбГУ, 1972.  – 256 c.
  7. Капферер Ж. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда— М.: Вершина, 2007. — 448 с.
  8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием [Текст]: Телевидение как технология разрушения сознания. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 823 с.
  9. Красова Е. Ю.Воздействие рекламы на жизненные ценности молодежи/Е. Ю. Красова, В.В. Стукалова//Вестник ВГУ. – 2010. - №2. – С. 33-40.
  10. Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. [Текст]: Социализация поколений в современной России: зарубежный опыт и социальная реальность – М.: Гардарики, 2007. – 335 с.
  11. Кулешова И. Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодежи: дис. канд. психол. наук. 07.10.05: защищена  09.01.06/ Инна Николаевна Кулешева; Ивановская гос. академия – Иваново, 2006. – 219 с.
  12. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян//СоцИс. -  1996. -  № 5. -  С. 5-15.
  13. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи Росси. - СПб.: СПбГУП, 2000.  – 512 с.
  14. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. //СоцИс. – 2001. - №2. - С. 92-96.
  15. Омельченко Е. Глядя на запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры [Текст]: Новое информационное пространство для Российской Молодежи/Е. Омельченко, У. Блюдина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 278 с.
  16. Орлов В. В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе/ В. В.  Орлов//СоцИс.-2009. - №6 – С. 95 – 110.
  17.   Павленок П.Д. Социология: Учебник. [Текст]:Социология молодежи – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
  18.   Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. -  СПб.:Бельведер, 2000.- 244 с.
  19.   Пузанова Ж.В. Методология и методика социологических исследований  [Текст]: Анкетирование/ Ж.В. Пузанова, И. В. Троцук, М. И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2007. – 270 с.
  20. Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Росситер, Л. Перси— 2-еизд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  21. Самсонова Е. А. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни/Е. А. Самсонова, Е. Ю. Ефимова// СоцИс. – 2007. - № 11. – С. 11-15.
  22. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации и проблемы  воспитания современной молодежи/В. Е. Семёнов//СоцИс. – 2007. - № 4. -  С. 3-18
  23. Семашко А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования: автореф. дис канд. пед. наук 05.26.01/ А.Н. Семашко; Днепропетровский гос. ун-т. -  Днепропетровск, 1969. - 33 c.
  24. Сергеева О.В. Политические традиции в современном российском обществе: опыт социологического анализа .дис.канд.социол.наук 22.00.004:защищена 22.02.01/ Ольга Вячеславовна Сергеева; Волгоградский гос. ун-т. – Волгоград, 2001. – 168 с.
  25. Сибирев В.А.Штрихи к портрету поколения 90-х./В.А. Сибирев, Н.А. Головин //СоцИс. - 1998. -  № 3.  - С. 106-117.
  26. Толмачева С. В. Реклама глазами молодежи/С. В. Толмачева, Л. В. Генин// СоцИс. – 2007. - №4. – С. 3-18.
  27. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.  [Текст]: Ценности как основная категория социологии культуры – М.:Прометей, Юрайт, 1999. – 512 с.
  28. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. [Текст]: Особенности развития личности студента. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. – Режим доступа: www.plib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly.
  29. Демедюк И. Коммерческая реклама [Электронный ресурс]/Реклама. – Режим доступа: www.reklama.web-3.ru
  30. Майборода Д.В. Словари-онлайн. [Электронный ресурс]/ Социологический словарь. – Режим доступа: www.slovari-online.ru
  31. Рубин Б. Студенчество [Электронный ресурс]/Ю. Колесников, Б. Рубин// Большая советская энциклопедия. – 1968. – Режим доступа: www.bse.info-spravka.ru.
  32. Чудинов А.Н. Студент [Электронный ресурс]/Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - 1910. – Режим доступа:www. dic.academic.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета

 

Здравствуйте, уважаемый респондент. Предлагаем ответить на ряд вопросов на тему «Влияние коммерческой рекламы  на ценностные ориентиры студентов  НФИ КемГУ». Результаты опроса будут  использованы в научных целях. Опрос  проводится анонимно.

 

  1. Расставьте по приоритетности следующие понятия, для этого присвойте им номера от 1 до 11, где 1  - самое важное для вас, 11 – наименее важное:

 

Понятие

Деньги

 

Друзья

 

Семья

 

Справедливость

 

Патриотизм

 

Здоровье

 

Образование

 

Работа

 

Вера

 

Любовь

 

Жизнь

 

 

  1. Укажите не более 6 факторов, которые в наибольшей степени оказывают на Вас влияние:
    • Посещение музеев, выставок
    • Посещение театров, концертов
    • Посещение кинотеатров
    • Посещение ночных клубов, дискотек
    • Чтение художественной литературы
    • Чтение газет, журналов
    • Общение с друзьями
    • Чтение образовательной литературы
    • Общение с родителями/родственниками
    • Посещение клубов по интересам, спортивных учреждений
    • Просмотр телевизора
    • Прослушивание радио
    • Развлекательные интернет- ресурсы (в том числе, соц. сети)
    • Прочие интернет-ресурсы (новостные, специализированные форумы и т.д.)
    • Просмотр/прочтение/прослушивание рекламы
    • Другое_________________

Информация о работе Методологии и методики социологического исследования