Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Таблица 17
Отношение родителей
к возможности ребенка в
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
1. Да |
11 |
2. Да, но при определенных условиях |
30 |
3.3атрудняюсь ответить |
52 |
4. Нет |
7 |
Таблица 18
Что вызывает наибольшее беспокойство, когда родители думают о будущем своего ребенка?
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
1. Сложности со школьным обучением |
18 |
2. Трудности с получением профессии |
26 |
3. Трудности с будущим трудоустройством |
18 |
4. Трудности с созданием семьи |
9 |
5. Невозможность для ребенка в будущем жить без посторонней помощи |
26 |
6. Трудности с лечением |
3 |
Таблица 19
Что, по мнению родителей, нужно сделать, чтобы их дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
1. Создать Центр |
4 |
2. Обратить внимание на способности, талант |
4 |
3. Поставить на ноги |
4 |
Продолжение таблицы 19 | |
4. Дать образование |
17 |
5. Лечить, вылечить |
26 |
6. Занятие на тренажерах, спортом |
4 |
7. Нужны материальные средства |
8 |
8. Воспитывать и обучать |
17 |
9. Оформить в спецшколу |
4 |
10. Больше внимания, заботы |
4 |
11. Навыки жизни, общения |
4 |
12. Помогать |
4 |
Таблица 20
Помощь, которую бы хотели получить родителей чтобы вырастить своего ребенка
Ответы родителей |
Кол-во родителей, в % |
Нужна помощь государства возвращение всех льгот детям-инвалидам бесплатное лечение бесплатное образование увеличение размера пенсии и специальных пособий защите прав ребенка-инвалида поддержка и забота от правительства страны. |
56 |
Нужна помощь от системы социальной поддержки и общественных организаций открытие Реабилитационного центра бесплатные юридические консультации помощь в приобретении инвалидами профессии помощь в трудоустройстве инвалидов проводить диагностику детей организовывать больше спортивных секций больше мероприятий для детей-инвалидов психологическая и педагогическая помощь. |
28 |
3. Материальную помощь |
16 |
Как показали данные исследования родители, воспитывающие ребенка - инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима поддержка социальной службы.
Для выявления задач первостепенной значимости, определения приоритетных направлений деятельности специалистов для успешной социализации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями возникает необходимость в анализе процесса социальной работы в БУ КЦСОН "Пенаты".
Цель анализа - раскрыть
и охарактеризовать положительные
и отрицательные стороны
В соответствии с указанной целью решались следующие задачи:
проанализировать состав детского контингента учреждения с точки зрения состояния здоровья детей, уровня общего и речевого развития;
установить факторы, препятствующие социализации и интеграции воспитанников БУ КЦСОН "Пенаты";
оценить уровень педагогического мастерства специалистов данного учреждения, особенности их профессионального взаимодействия.
Анализ деятельности БУ КЦСОН "Пенаты" г. Омска с семьями, имеющих детей-инвалидов:
Основная деятельность
отделения заключается в
Из 42 детей, посещающих БУ КЦСОН "Пенаты", 26 (61, 9%) детей имеют нарушения в речевом развитии. Наиболее часто встречающимся у детей логопедическим диагнозом является общее недоразвитие речи (ОНР - II - IV уровней) - 47, 6%, а также задержка речевого развития (ЗРР) - 9,5% от общего количества воспитанников. Есть дети имеющие задержку психического развития (ЗПР), которые составляют 4,8% от общего количества. Наглядно представлено на рис.1.
Рис.1. Дети с ограниченными возможностями, имеющие нарушения общего и речевого развития
Контингент воспитанников
Присутствие в учреждении данной категории
детей предполагает широкую реализацию
индивидуально-
. Социально-личностное
При выявлении уровня социально-личностного развития детей использовались следующие методы: составление детьми картинки из частей; специально организованная совместная игровая деятельность детей; коммуникативно-речевые ситуации; обобщающая беседа с группой детей о сезонных изменениях в природе; наблюдение за речевым общением детей в совместной игровой деятельности и на занятиях.
При анализе коммуникативно-
Согласно В.В. Рубцову, переход от одной формы организации совместной деятельности к другой определяется уровнем развития каждого ребёнка, включённого в совместную деятельность, а также его возрастом. В ряде исследований было показано, что в младшем школьном возрасте преимущественное развитие получает первый тип организации совместной деятельности.
В.В. Рубцов выделяет следующие составляющие в организации совместного действия:
- распределение начальных действий и операций;
- обмен способами действия;
- взаимопонимание, которое позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта действиям других участников деятельности.
Критерии показателей
уровня социально-личностного развития
детей: адресованность действия как
способность действовать с
Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и взрослый) представлен на рис.2.
Рис.2. Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и взрослый)
Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и сверстники) представлены на рис.3.
Рис.3. Показатели уровня социально-личностного развития детей (ребенок и сверстники)
Показатели уровня социально-личностного развития детей (отношение к самому себе) представлены на рис.4.
Рис.4. Показатели уровня социально-личностного развития детей (отношение к самому себе)
Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников недостаточно высокий. В речи детей преобладает использование инициативных и реагирующих реплик. Количество реплик, завершающих общение, составляет 3 %. У некоторых детей наблюдаются трудности при вступлении в общение: не знают, с чего начать разговор, о чем спросить партнера. У младших школьников обнаружились сложности при поддержании общения: диалоги детей состоят из 3-5 реплик, реплики - из 1-3 слов, иногда встречаются однословные реплики и реплики-повторы. Преобладает диалогическое общение, реже наблюдается диалог в небольшой группе, в коллективе. В диалогах встречаются минимальные по объёму речевые высказывания, полные предложения, диалогические единства из 2-3 реплик. Средний диалог и макродиалог встречаются редко. В речи детей присутствуют формулы речевого этикета, но они однообразны и синонимичны. Некоторые формулы речевого этикета младшими школьниками не используются в диалогах вообще.
Наблюдается недостаточное
владение детьми речевыми средствами:
использование простых
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно выделить основные средства формирования коммуникативно-речевых умений: коммуникативно-речевые ситуации, различные виды деятельности детей (игровая и продуктивная), беседы. Наиболее эффективным средством развития данных умений являются разные типы речевых ситуаций.
Согласно анализу
Изучение коммуникативно-
Развитие интеграционных
процессов в образовании
Таким образом, к факторам, препятствующим социализации и интеграции воспитанников с нарушениями в речевом развитии относятся:
неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;
дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;
недостаточная психолого-педагогическая подготовленность специалистов;
недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития.
Итак, анализ деятельности центра "Пенаты" показал, что отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями БУ КЦСОН "Пенаты" реализует программы, направленных на формирование общей психологической и нравственной культуры, установление гармоничных внутрисемейных, личных и общественных отношений. Однако, в последнее время, в центре стали обращаться семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, с нарушениями в речевом развитии. Эти дети испытывают трудности в получении образования, т.к. в силу различных диагнозов, им труднее адаптироваться к школьной жизни, чем здоровым детям, эти дети испытывают трудности в общении с одноклассниками и взрослыми. Как правило, они не посещали дошкольные учреждения, не проходили занятий по подготовке к школе, и у их родителей есть потребность в получении помощи по адаптации детей к требованиям современной школы.