Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Как корректировать и  контролировать поведение учащихся, а вместе с тем поощрять элементы искренности, как поступать, чтобы  полученные результаты, переживания  и действия стали достоянием обучаемых, чтобы они признали их собственными, чтобы они отождествляли себя с обстоятельствами игры, считая их своими? Учитель может двояким образом влиять на своих учеников. В первом случае - непосредственно участвуя в ней, в другом – опосредованно, не подсказывая, что и как надо делать.

В ситуации доминирования учителя и подчинения ученика выявляются осложнения в формировании объективного отношения учащихся к познавательной деятельности. Объективность не может проявиться там, где ученик зависим. Он может развиваться только в условиях свободы, при этом одновременно развиваются такие черты, как интеллектуальная смелость и самостоятельность.

О значении опосредованного  недирективного влияния говорит  тот факт, что вместо модификации  поведения учеников с помощью  указаний, директив, приказов, запретов, учитель пользуется постановкой определенной проблемной ситуации. Это принципиальная позиция, где-то, как и чему обучится ученик, целиком зависит от того, что он делает сам. Результаты обучения можно определить по активности поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах, которые играют основополагающую роль.

Игровые формы работы удачно сочетаются с художественным и литературным творчеством учеников, развивают и углубляют воображение, творческое мышление, этическую и  эстетическую впечатлительность, формируют принципы и убеждения. Принцип коллективного эксперимента в игре ярко прослеживается через влияние группы на личность.

Формирование  планов занятий

1. Составляя план занятий,  определите его цели.

Они могут выражены в  общей форме, вытекая из основной идеи программы «Спасибо, нет!». Однако трудно ожидать, что в течение занятия вам удастся их осуществить, что на занятиях учащиеся знают о силе и механизмах влияния группы сверстников на взгляды и поведение молодого человека.

2. Определите время  проведения занятий.

Можно спланировать, что  задание выполняется на одном  уроке. А можно составить цикл соответственно связанных заданий, которые осуществляются на нескольких занятиях. Но в каждом случае занятия  должны стимулировать учеников к  познанию и использованию различных способов противостояния давлению тех, кто  принуждает их к выпивке. Занятия должны заставлять учеников представлять альтернативные способы проведения свободного времени в компании. Они должны пропагандировать идеи здорового образа жизни. Одним словом, в ходе подготовки к занятиям необходимо четко определить их цели и задачи и сориентировать учеников на программу.

3. Определите место  проведения занятия.

Оно не обязательно должно проходить в учебном классе и  в форме обыкновенных уроков. Ваши занятия или их часть могут быть проведены после уроков с привлечением учеников разных классов.

4. Определите необходимые  для занятия материалы.

Например, для художественных работ, вспомогательные материалы (иллюстрации, плакаты), технические средства (фильмы, магнитофон, диктофон, видеоаппаратура, фотоаппарат), реквизиты (костюмы, необходимые для инсценировки). Чтобы иметь все необходимые предметы, привлеките и родителей учеников, постарайтесь привлечь к занятиям действующие в школе организации и органы самоуправления.

5. Если вы планируете  провести цикл занятий, заранее  распределите задания между учениками  или группами учеников.

6. Следите за подготовкой  заданий.

Проверяйте, выполняются  ли задания к намеченному сроку. Таким путем вам удастся избежать неприятных сюрпризов в ходе реализации намеченного плана.

7. Старайтесь использовать  элементы программ, связанные с  программой отказа от спиртных  напитков.

8. Избегайте решений,  которые могут вызвать у учеников  негативные эмоции.

Например, инсценировка, показывающая смерть или другие несчастья, которые являются последствиями потребления алкоголя.

9. Избегайте постановок, в которых учащиеся подражают  поведению нетрезвых лиц, вызывающих  смех.

После окончания занятий  задайте себе следующие вопросы:

Достигнуты ли цели?

Если да, то, что об этом свидетельствует?

Благодаря чему они достигнуты?

Что этому способствовало и что мешало?

Если цели полностью  не достигнуты, то в какой их части  и степени они не реализованы?

О чем это свидетельствует  и что стало причиной?

Что и как мешало полностью достичь все цели и часть из них?

Если цели совершенно не достигнуты, то в чем это проявилось и что стало причиной?

Какие элементы плана  были осуществлены в действительности? Было ли что-нибудь необычное в ходе занятий, что вас удивило и  заинтересовало?

Подумайте об ответах  на эти вопросы. Внесите соответствующие  поправки в план занятий и попытайтесь  реализовать его еще раз с  другой группой учеников.

Методика подготовки занятий (игры)

Подготавливая игру, необходимо обратить внимание на то, какие цели и задачи преследует игра.

Необходимо знать, что  обычно не всегда удается во время  игры полностью реализовать намеченные цели, особенно, когда они сформулированы в достаточно общей форме, как, например, отработка у учеников навыков  противостояния давлению сверстников. Иногда мы только приближаемся к намеченной цели. Тем не менее, всегда важно точно определить цель и задачи, которые мы собираемся реализовать, разрабатывая какую-нибудь игру и используя ее на практике. Зачастую это ознакомление учеников с важными для воспитания в трезвости понятиями: «алкоголизм», зависимость от спиртного, «алкоголик», «пьяница» и др.

Другие задачи решаются при ознакомлении учеников с информацией  о влиянии алкоголя на организм человека. Некоторые задачи дидактических  игр как части общей методики воспитания в трезвости можно сформулировать в виде упражнений, которые определяют конкретные действия учащихся.

Вот примерный их перечень: подготовка и проведение интервью, бесед в определенных кругах;

оформление плакатов, пропагандирующих трезвый образ жизни;

разработка предложений  по корректировке юридических норм, касающихся наказания нарушителей  дорожного движения, находящихся  в состоянии алкогольного опьянения; организация в школе выставки на тему, связанную с проблемами алкоголя.

Конечно, за этим должны стоять цели, которые в более общей  форме определяют знания учеников и  принципы их поведения.

Для кого предназначена игра?

Разрабатывая правила  игры и ролевые функции необходимо обратить внимание на особенности характеров участвующих в ней лиц. Это становиться очень важным, когда речь идет о воспитании в трезвости. Важен не только возраст учеников и степень их общего, эмоционального и социального развития, но и их принципы, их знания и опыт, связанные с проблемами алкоголизма. Учесть эти факторы не так-то просто, ибо по разным причинам учащиеся скрывают их.

Поэтому прежде чем разработать  игру, необходимо как можно больше узнать о своих учениках различными путями (например, посредством беседы с ними, родителями и друзьями, конкурсов, викторин на тему алкоголя). При возможности сделать так, чтобы ученики привыкли к постоянному присутствию данной проблематики в классе, чтобы тема алкоголя стала такой же нормальной, как и другие темы, чтобы она не вызывала стыда, нервных смешков, шуток и анекдотов, или напротив – замкнутости.

Планирая игру, стоит  избежать таких элементов, которые  бы поставили учеников в ситуацию замешательства или могли бы вызвать  стресс, вследствие личного негативного  опыта некоторых из них.

Упражнение 1. Давайте познакомимся (Анкета)

Цель: учащиеся знакомятся друг с другом.

Вспомогательный материал: анкета со следующими вопросами:

1. У кого такой же  цвет глаз, как и у тебя?

2. Кто родился в  том же селе, что и ты?

3. У кого дома никто  не курит?

4. У кого такой же  знак зодиака, как и у тебя?

5. Кто любит петь, принимая  душ?

6. Кто любит такой  же десерт, что  и ты?

7. У кого знакомые  живут за пределами России?

8. У кого в имени  больше семи букв?

9. Кто любит делать  физические упражнения (какие)?

10. Кто смотрит телевизор  менее 5 часов в неделю?

11. Кто умеет косить  глазами?

12. Кому на прошлой  неделе сказали, что его любят  или что он (она) превосходный  человек?

13. Кто считает, что  не надо стыдиться слез?

14. Кто ходит в школу  в одиночестве?

15. У кого в семье  больше 6 человек?

16. Кто самый младший  в семье?

17. Кто любит читать  комиксы?

18. Кто хотел бы написать  книгу (о чем)?

19. Кто знает два  иностранных языка (каких)?

20. Кто зарабатывает  деньги?

21. Кому преподаватель  пожимал руку?

22. У кого дома есть  какое-нибудь животное?

23. Кто смотрел один  и тот же фильм по крайней  мере 3 раза?

24. Кто любит готовить?

25. Кто любит смеяться?

26. Кто любит помогать  другим?

В ходе свободного общения  во время занятий ученики стараются  определить, кто соответствует критериям, определенным  в анкете.

Упражнение 2. Анкета на тему алкоголя

Время: 1/2 -3 учебных часа.

Эта тема может прорабатываться  в различных вариантах, более  или менее расширенных, поэтому  время может меняться.

Цель: создание оптимальной анкеты и проведение ее на основе исследований по вопросам причин и способов потребления алкоголя в ближайшем окружении, в школе.

Методы: обсуждение проблем в небольших группах, дискуссия, анкетирование.

Действия учеников: предварительная анкета, которая может быть использована в качестве примера при разработке анкеты о способах и причинах употребления алкоголя.

Ход занятий:

1.Ученики заполняют  предварительную (программную) анкету  на тему злоупотребления алкоголя.

          Здесь нужно подчеркнуть, что тот, кто не хочет заполнять анкету, может ее вернуть без ответов или не отвечать на «неудобные» вопросы. Сбор заполненных анкет и вложение их в конверт с целью передачи координатору программы. Оставить один не заполненный образец анкеты, в качестве примера для учеников.

2. Скажите ученикам, что  их целью является создание наиболее совершенной анкеты и проведение на ее основе анализа способов и причин злоупотребления алкоголя  ближайшем окружении, в их школе.

3. Затем разделите  класс на несколько небольших  групп. Было бы полезно, если  бы ученики сами бы поделились на группы, без вашего вмешательства.

4. Работа в небольших  группах, учащиеся составляют  свои собственные вопросы на  анкеты, а затем сравнивают их  с вопросами программной анкеты.

После работы в группах  начинается работа в классе. Ее целью  является разработка анкеты одного вида. Ученики выбирают вопросы, чаще всего повторяющихся в анкетах, представленных группами. Часть вопросов можно взять из программной анкеты. Затем учащиеся вырабатывают анкету. На основе этой анкеты они проводят интервью со своими сестрами и братьями, ровесниками по школе или по дому.

5. На следующих занятиях (или другой части занятий,  если интервью берутся на месте)  после сбора анкет, подготовленных  самими учениками, поделите класс  на три группы, дав каждой из  них один экземпляр незаполненной анкеты.

         Одна группа подсчитывает ответы мальчиков, а другая – девочек. А задание третьей группы заключается в том, чтобы внести в анкету полученные данные (проценте или части), которые отражали бы предполагаемые результаты исследований первой и второй группы.

        После окончания этой работы начинается дискуссия, целью которой является сравнение результатов исследований мальчиков с результатами исследований девочек, а также сравнение их с ожидаемыми результатами, подготовленными третьей группой.

    6. руководствуясь  полученным опытом, класс просматривает  еще раз анкету и вносит  всевозможные поправки в нее.  Ученики могут отредактировать  пояснение к анкете, например: «Мой  класс проводит анкетирование  по теме: как и почему люди употребляют или не употребляют алкоголь. Мы просим Вас ответить на вопросы на основе собственного мнения».

    7. Работая в  небольших группах, учащиеся проводят  анонимные исследования в различных  социальных сферах, например, в других  классах. школах, среди соседей, у себя дома. Отдельные группы учеников могут быть ответственными за проведение исследований в различных объектах.

  8. Заключительная  фаза занятий посвящена обработке  результатов исследований, подготовке  выводов и обсуждению их. Такая  работа может осуществляться на конкурсной основе.

Упражнение 3. Отказ в типичных ситуациях, связанных  с злоупотреблением спиртного

Время: около 45 минут.

Цель: 1. Ученики анализируют и определяют несколько типичных ситуаций, связанных с злоупотреблением спиртного.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова