Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
Программа - это документ, определяющий цели и задачи, содержание, средства и результат социальной деятельности и регламентирующий эту деятельность [55].
Педагогическая же энциклопедия
дает следующее определение программ
Коджаспирова Г. Н. и А. Ю. Коджаспиров считают, что учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных целей с указанием последовательности тем, вопросной и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический, когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной структуру образовательной программы.
В структуру образовательной программы обычно входит пояснительная записка, где обосновывается выбранный подход к построению программы, приводятся аргументы в пользу новизны и продуктивности ее содержания. В тексте записки указывается адресат, к которому обращена программа, примерные сроки ее реализации, приводятся ссылки на имеющиеся программные аналоги.
В структуру программы включают общий план в табличном или матричном виде, где отражено количественное соотношение объема дисциплин, являющихся компонентами программы как системы, их регламентированное распределение в рамках учебного времени, а также перечень форм работы (лекции, семинары, тренинги, зачетные занятия и др.). Далее идет последовательное развернутое содержательное описание каждой из учебных программ (тематических разделов, модулей, блоков), входящих в структуру образовательной программы [17].
Как правило, в тексте учебной программы находит отражение концепция освоения содержания конкретного предмета, которой придерживается педагог. Преподаватели проектируют свои учебные программы на основании примерных программ учебных дисциплин. После того как заданы цели (требования к уровню и качеству подготовки учащихся, студентов), необходима разработка содержательной части, являющейся, по сути, программой действий по достижению целей. В круг задач на этом этапе проектирования входят:
- обоснование критериев
отбора содержания учебного
- определение целесообразного соотношения между его теоретической и практической составляющими, между объемом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов;
- поиск наиболее эффективных педагогических технологий (с токи зрения поставленных целей);
- определение форм организации внеучебных мероприятий;
- разработка контрольных заданий и выбор методов оценки знаний.
Хорошая программа должна предлагать выбор педагогических технологий, которые позволили бы наилучшим образом овладеть заданным содержанием учебного материала. В ее структуру также включаются контрольные вопросы по мере усвоения отдельных разделов и тем. К вопросам предъявляются определенные требования, исходя из особенностей содержания учебного материала, требований к уровню усвоения и требований компетентности выпускника. Организация на гуманистическую психологию и сотрудничество преподавателя и обучающихся как равных партнеров в процессе обучения требует формулировки вопросов, нацеленных не на авторитарность общения и якобы отчетность перед преподавателем, а на информирование обучающихся успешности усвоения [17].
При проектировании учебной программы полезно прогнозировать результат освоения каждого из разделов.
Обязательной составляющей учебной программы является список информационных источников, поддерживающих учебную работу как студента, так и преподавателя (специальная литература, Интернет-ресурсы). Возможно также включать в текст программ перечень контрольных и (или) тестовых заданий.
При проектировании учебной программы необходимо учитывать и реальные временные и материальные ресурсы в учебном заведении. Следует разделять предваряющее проектирование, в ходе которого создается идеальная модель содержания программы, и сопровождающее проектирование, когда эта модель апробируется, получает конкретное наполнение и корректируется в вариативных условиях реального образовательного процесса.
К числу наиболее распространенных
в учреждениях образования
- учебная программа;
- программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;
- программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;
- программы
деятельности по конкретным
По структуре каждая программа должна состоять их следующих частей [55]:
1) Название программы (оформляется на титульном листе).
2) Пояснительная записка.
3) Тематический план (план действий, мероприятий).
4) Содержание деятельности.
5) Перечень материально-технического и методического обеспечения программы.
6) Список литературы [53].
1.Титульный лист содержит
Сначала указывается название программы, после в скобках адресность и тип.
Адресность - указание категории клиентов (возраст, потребности, статус и т.п.). Пример: для одаренных детей, для многодетных семей, для людей пожилого возраста и т.п.
Тип программы: дополнительного образования, социальной поддержки, помощи, коррекционная, реабилитационная и пр.
2. Пояснительная записка - наиболее сложная часть программы, включающая пояснение всех составляющих предстоящей деятельности - от содержания и целей до технологий реализации, форм контроля и анализа аналогичных программ [24].
В начале пояснительной записки необходимо сказать об актуальности выбранной деятельности. Почему необходима реализация мероприятий именно для определенной категории граждан, что даст эта деятельность, что улучшится, почему эта деятельность важна в современных условиях.
Актуальность программы - это определение существа важности поставленной проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости выполнения данной программы [53].
Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной программы может быть раскрытие реальной потребности практиков социальной педагогики в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивидуальных (типичных и нетипичных) особенностей. Раскрытие актуальности темы позволяет сформулировать проблему исследования.
Актуальность программы определяется тем, насколько значима для общества социальная проблема, решению которой призвана способствовать программа.
Социальной проблемой можно назвать такое обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т. е. тем, что есть, и тем, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе (сообществе) вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Заметим, что при таком понимании социальной проблемы на первый план выходит ее ценностный аспект. Это не значит, что социальная проблема лишена объективного содержания, не зависит от действия объективных факторов и может быть устранена лишь намерением людей.
Определив, в чем замысел программы, и установив, на решение какой проблемы она направлена, можно сформулировать цель проекта.
Цель - конкретный образ
желаемого результата, который реально
можно достичь к четко
Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации программы.
Цели деятельности необходимо очистить от привнесенных обстоятельств. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной социальной проблемой.
Основными требованиями, предъявляемыми к формулировке цели являются [24]:
- Цель должна быть достижима в рамках данной программы.
- Цель должна формулироваться как безусловная. Иначе говоря, не следует ставить цель программы в зависимость от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем. Лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида.
- Цель должна предусматривать
итоговый результат. Такой
Задачи - шаги реализации цели. Если программа рассчитана на несколько лет, желательно указать цели и задачи на каждый год реализации программы.
Задача – цель, к которой стремятся, которой хотят достичь. Кроме того, задача означает «поручение, задание», «вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий».
Задачи программы – конкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели программы [24].
При постановке задач главным недостатком следует считать неконкретность и отсутствие увязки с реальностью. Конкретность и обозримость результата реализации – отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.
В тексте пояснительной записки задачи формулируются сразу вслед за целью, поскольку через них цель и приобретает свою конкретность
Постановка цели и задач программы позволяет ее инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих программу.
После постановки цели и задач программы указывается еще раз на какую категорию клиентов рассчитана программа, с какой чистотой будут проводится мероприятия и сколько времени они будут занимать, какие специалисты будут задействованы в ходе реализации программы.
Далее приводятся основные элементы и разделы содержания деятельности (краткое описание основных мероприятий или разделов и тем занятий).
Потом объясняются принципы реализации (механизм, алгоритм реализации программы):
- Этапность реализации программы (может включать и подготовку к реализации);
- В какой форме организована деятельность по реализации программы (занятия, лекции, праздники, акции и т.п.);
- Применяются ли особенные технологии реализации программы, привлечены ли различные специалисты и с какой целью;
- Особенности программы.
Содержание пояснительной записки должно также содержать информацию о методах и формах работы с клиентами по программе. Описаны должны быть как теоретические, так и практические методы работы. При выборе методов работы необходимо учитывать возрастные и социальные особенности клиентов. Здесь логично привести краткую характеристику адресата-программы.
Необходимо, чтобы в
пояснительной записке
-выставки работ;
- результаты диагностических срезов, методик анкетирования;
-создание картотек, сборников, методической продукции;
- количественные и качественные отчеты по результатам деятельность;
- отзывы и характеристики и т.д.
Также в пояснительной записке необходимо прописать ожидаемый результат реализации программы (занятий, мероприятий).
Далее нужно раскрыть отличие данной программы от аналогичных программ. Если составитель программы определяет ее как авторскую, то в этом разделе необходимо отметить, в чем заключается новизна всех или отдельных элементов, какова целесообразность этого. Авторство может заключаться как в содержании материала, так и в социальных технологиях реализации и в оригинальной организации среды.
3. Тематический план (план мероприятий).
Тематический план (план мероприятий) оформляется в виде таблицы.
Если это программа занятий, то таблица выглядит следующим образом:
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Вт.ч. теории |
В т.ч. практики |
Если это программа мероприятий, то так:
№ |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
Ответственные |