Понятие социального контроля: его сущность и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 135.01 Кб (Скачать файл)

     Э. Дюркгейм считал девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет  не только отрицательное, но и положительное  начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление  о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

     Как специальная социологическая теория, концепция отклоняющегося поведения  как следствия социальной дезорганизации была разработана в структурном  функционализме. Р. Мертон, используя  категорию аномии, объясняет отклоняющееся  поведение как следствие несогласованности  между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения. Неодинаковая для различных  групп возможность легального достижения целей обусловлена официальной  структурой общества, функциональные недостатки которой приводят к образованию  неофициальных структур, служащих для  достижения целей. Различное отношение  к целям и средствам определяет возможные типы поведения: 1) подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей, отрицание средств); 3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств); 4) ретретизм (отрицание целей  и средств); 5) мятеж (отрицание целей  и средств с заменой их новыми).

     В западной феноменологической социологии внимание сосредотачивается на процессе "наклеивания ярлыков", поскольку  отклонение понимается не как внутренне  присущее определенному действию качество, а как результат социальной оценки и применения санкций.

     Зачастую  также культурные образцы поведения  в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

     В большинстве обществ контроль девиантного  поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а  в хорошую - одобряются. В зависимости  от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить следующим  образом. На одном его полюсе - группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение, например, революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе - группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

     Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и  неосознаваемыми. Все серьезные  нарушения, сознательные они или  нет, подпадающие под категорию  противоправного действия, относятся  к делинквентному поведению.

     Девиантное  и делинквентное поведение можно  различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, для другого или  других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение  нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Поведение считается таковым  относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение  абсолютно по отношению к законам  страны. Уличное ограбление представителями  социальных низов может считаться  нормальным видом заработка или  способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий  ограбление в качестве преступления.

     Районы  города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые  более других склонны совершать  девиантные или делинквентные поступки, - группами риска. Социология рассматривает  преступность в качестве социального  явления, которое носит деструктивный  для общества характер. Ее можно  определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного  поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным  законодательством.

     Исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и  делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением. Массовое чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности, приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистичных настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

     Существуют  формальные и неформальные методы социального  контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется  в небольших группах. Например люди, находящиеся в тесном контакте с  нарушителем, выражают ему свое неодобрение.

     В социологии выделяются следующие основные типы неформального контроля:

     - социальные вознаграждения, выражающиеся  в улыбках, одобрительных кивках  и более серьезных проявлениях  (например, повышении в должности);

     - наказание - "недовольный взгляд", критические замечания и даже  угроза физической расправой  непосредственно направлено против  девиантных поступков и обусловлено  желанием их предотвратить; 

     - убеждение - еще один способ  воздействия на девиантов. Например, тренер может убедить спортсмена, пропускающего тренировки в необходимости  поддерживать свою спортивную  форму; 

     - переоценка норм (наболее сложный  тип социального контроля), в результате  которой поведение, считавшееся  девиантным, оценивается как нормальное.

     Формальный  контроль осуществляют организации  и правила, предназначенные для  защиты порядка: милиция и другие правоохранительные органы, а также  суды, пенитенциарные учреждения, психиатрические  больницы и пр. В этих органах  социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления. Таким образом можно говорить о системе выявления, отторжения, санкций и ресоциализации носителей  девиантного и делинквентного поведения. Следует иметь в виду, что негативные санкции (наказание) - не единственные методы социального контроля. Критика  абсолютизации наказания как  метода социального контроля с нравственных позиций дополнена в настоящее  время экспериментальными выводами, согласно которым, во-первых, применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного социального поведения; во-вторых, подавляемые  формы социального поведения  имеют тенденцию к появлению  в том же качестве после прекращения  воздействия негативных санкций; и  в третьих, подавление нежелательных  форм социального поведения с  неизбежностью ведет к общему снижению социальной активности индивида. Гуманистическое отрицание правомерности  насилия как преобладающего метода социального контроля подтверждено экспериментально. Доказано, что с  точки зрения регулирования социального  взаимодействия индивидов более  эффективно а) применять моральные  санкции (это могут быть, например, социальное неодобрение, моральное  осуждение, которые "срабатывают" в случае, если индивид ценит данную социальную общность, не отчужден от нее); б) поощрять желаемые виды индивидуального  поведения, а не подавлять нежелательные. Применение подобных методов социального  контроля возможно лишь в общности с высокой степенью социальной сплоченности.

 

      2. Основные  элементы социального  контроля 

     Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения  в ценностно-нормативной системе  общества, то необходим социальный контроль.

     Социальный  контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля. 

     2.1 Власть 

     Власть - форма социальных отношений, характеризующая  способность влиять на направление  деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством  организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Сущностью  власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях  его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющим общности и отношения  в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах  и т.п.

     На  всех этих уровнях власть институциализируется, оформляется и распределяется в  учреждениях и должностях, иерархиях  правящих сил органов власти, лидеров, работников системы управления. Чем  более выражен процесс институционализации  власти, тем более развиты формы  \ социального контроля: учреждения, ведомства, организации и печатная продукция власти - регламентирующие документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы. 

     2.2 Социальные нормы 

     Социальные  нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требования, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, конструкты, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упорядочивания, поддержания процессов функционирования общества, общностей, социальных групп и индивидов.

     Социальные  нормы вырабатываются с учетом:

     • социальной структуры общества и  содержания общественных отношений;

     • интересов, представлений, стереотипов  восприятия групп и организаций  о должностном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном или неприемлемом и т.д.

     Нормы-предписания, требования, пожелания и ожидания различаются сферой охвата.

     Первая  сфера - это нормы, которые возникают  и существуют только в малых группах  непосредственного межличностного общения людей. Интересно в этом отношении привести следующий пример. Американский социолог Элтон Мэйо, проводивший социологический эксперимент, обнаружил при работе с документами  нормы, которые применяли к новым  работникам организации:

     • не веди себя со «своими» официально;

     • не говори начальству то, что может  навредить членам группы;

     • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

     • не изготавливай изделий больше, чем  другие участники организации.

     Вторая  сфера - это нормы, которые возникают  и функционируют в больших  группах - общностях. Это обычаи, традиции, нравы, законы права, этика общения  и культура поведения. Любой социальной группе присущи свои традиции, обычаи, манеры, этикет. Например, существуют светский этикет, манеры поведения молодежи, общенациональные традиции и нравы.

     Расположение  социальных норм в нарастающем порядке  применения санкций и наказаний  можно представить так: привычки, обычаи, манеры, законы, табу. Мягче  всего наказываются отдельные виды групповых привычек, например, семейные; строже всего караются грубые нарушения  правовых законов и табу.

     Дезинтеграция общества в переходные периоды приводит к разбалансированию системы  социальных норм. Потому что:

     • нормы - это прежде всего обязанности  одного человека по отношению к другому  или к другим; они формируют  систему социальных отношений в  группе и обществе в целом;

     • нормы - это еще и ожидания: от индивида, выполняющего ту или иную роль в соответствии с нормой, другие люди ждут вполне однозначного поведения  и отношения.

Информация о работе Понятие социального контроля: его сущность и элементы