Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)




СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК  СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

План

  1. Объект и предмет исследования социальной педагогики.
  2. Основные категории социальной педагогики
  3. Методы социальной педагогики
  4. Связь социальной педагогики с другими науками

 

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.

Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Существуют различные  определения социальной педагогики.

Д.В. Семенов называет её "наукой о воспитательных влияниях социальной среды". А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Лев Владимирович Мардахаев предлагает следующие определения: "это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения" и "это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации"

В словаре СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА определяется как отрасль  педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в  воспитательных учреждениях, так и в различных  организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания.

Наряду с теоретическими исследовательскими задачами социальная педагогика решает прикладные задачи социальной поддержки жизнедеятельности человека, физического и духовно-нравственного развития личности

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц

В публикациях встречается  смешение понятий "социальная педагогика" и "социальная работа". Но они имеют  свои цели, объект и предмет:

 

 

Социальная  работа

Социальная  педагогика

Цель 

Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и пр.

Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание

Объект

Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно

Человек, нуждающийся  в социально-педагогической помощи. Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза)

Предмет

Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр.

Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции  или реабилитации и пр. Методы и  методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы)


 

Связь социальной работы и социальной педагогики

В поле зрения социальной работы попадает человек (клиент), у которого есть проблемы, мешающие ему быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью. Для социальной работы важно, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в профессиональной помощи.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, которому необходима помощь в процессе социализации - превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Функции социальной педагогики:

 

  1. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
  2. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
  3. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

 

2.Основные категории социальной педагогики:

 

Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

 

Социум - окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждения, движения, составляющих это окружение, среда, влияние которое испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности;. пространство — предметное, культурное, духовное

 

Микросоциум  - ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства,  компания.

 

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей (семья, школа, д/с, трудовой коллектив и т.д.).

 

Институты десоциализации - неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.

 

Социальная  роль - социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

 

Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Педагогическая запущенность - состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и образовательном учреждении.

 

Защита  детства - система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, создание сети специализированных социальных служб и учреждений.

 

Права ребенка - совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.

 

Опекунство - правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Две формы опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.

 

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют социальным.  

 

Жестокое обращение  с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

 

Социальная защита - регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.

 

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

 

Семейное консультирование - психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутрисемейные условия для разве семьи и ее членов.

 

Семейная терапия - область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью, решаются проблемы все семьи, а не отдельного члена.

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

(Д/з: Ф. А. Мустаева  Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003, стр. 65 -81)

 

Методы социальной педагогики можно классифицировать  в три  группы:

  1. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, моделирование, метод изучения и обобщения передового педагогического опыта, математические методы исследования)
  2. Методы воспитания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно-полезной деятельности, метод использования творческой игры, поощрение, наказание, метод "взрыва" А.С. Макаренко)
  3. Методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, аутотренинг, социально-психологический тренинг, деловая игра)

 

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

(Д/з: Ф. А. Мустаева  Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003 стр. 81 -86)

Философия, социальная работа, психология, этика, этнопсихология, дефектоогия.

 

 

 

Социология исследует общество и социальные отношения в нём

 

 

 

 

 

 

Генезис идей социальной педагогики.

 

С принятием на Руси христианства появились новые формы сострадательного отношения: милосердие и благотворительность.

Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.

Благотворительность - оказание частными лицами или организациями безвозмездной, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. (Благотворительную деятельность сегодня называют спонсорством).

В словаре В. Даля это  понятие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: "принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего"

В период междоусобиц, войн церковь сохраняла духовность, веру в добро, не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. При церкви создавались больницы, богадельни, приюты.

При Петре 1 детство и сиротство становится объектом попечения государства. Екатерина Великая продолжила замысел Петра 1.

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечительством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

Большевики осудили  благотворительность как буржуазный пережиток. В результате резко возросло сиротство, беспризорность, правонарушения, проституция несовершеннолетних.

 

К социальной педагогике обращались многие  педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский). Под влиянием их педагогических воззрений рождается идея социальности как основополагающая и связывается с благотворительностью.

В Германии во второй половине 18 в.  возникло течение филантропизма (человеколюбие, благотворительность), основатель – К. Базедов, организовал школу интернат "Филантропин", где освобождали детей от традиционной системы обучения и воспитания, призывая следовать природе ребенка и гуманизму в педагогике.

И. Песталоцци и Пауль Наторп значение придавали семейному воспитанию.

Информация о работе Социальная педагогика