Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

 

Эффективность может  быть обеспечена:

  1. Искоренением источников дискомфорта в самом ребенке, социальной среде
  2. Обучением ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье
  3. Решением ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
  4. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. недопустимы мрачные прогнозы. Создание "ситуаций успеха".
  5. Формирование будущих жизненных перспектив.
  6. Включение несовершеннолетних в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение моралей.
  7. Доверие, уважение к подростку.

 

8. Высокая мотивация  всех участников программы: ребенка,  родителей, социального педагога, специалистов

9. Психолого-педагогическая  компетентность специалистов и  руководителей учреждения

10. Координация деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

 

В профилактических технологиях  выделяют:

Информационный  подход (информирование несовершеннолетних  о правах и обязанностях, о требованиях общества и государства; формирование правосознания подростка)

Социально-профилактический подход (выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих негативные явления)

Медико-биологический  подход (предупреждение возможных отклонений от социальных норм путём лечебно-профилактических мер)

Социально-педагогический (коррекция качеств личности, формирование волевых черт характера) Быть свободным – значит обладать развитой волей. не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные поступки, отсутствуют сформированные волевые качества.

Отрицательные волевые  черты характера подростков:

    • нерешительность
    • отсутствие настойчивости при достижении цели
    • несформированность самостоятельности
    • безинициативность,
    • упрямство,
    • невыдержанность

 

Этапы воспитания положительных волевых качеств:

  1. раскрытие сущности отдельных волевых качеств через иллюстрацию примеров.
  2. выработка представлений о волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением чужого мнения.
  3. самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления.

 

Мировой опыт свидетельствует  о неэффективности только жестких  санкций со стороны общества, поэтому  наказание следует рассматривать  лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений. 

 

Содержание работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя:

  1. повышение уровня социальной адаптации посредством их личностного развития
  2. противоалкогольное обучение и воспитание с целью формирования отрицательного отношения к алкоголю
  3. просвещение родителей с целью оздоровления семьи, её быта, культуры взаимоотношений между её членами.
  4. социальная реабилитация ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость
  5. посредническая деятельность между ребенком и социумом по преодолению дезадаптации

Функции социального  педагога:

1. диагностическая – сбор информации о ребенке, о семье, источников негативного влияния, устойчивости ребенка к этому давлению

2. прогностическая - разрабатывается коррекционная программа,

3. образовательно-воспитательная - отбор содержания и методов социально-педагогической деятельности

4. правозащитная – защита прав ребенка

 

Профилактика причин и последствий алкоголизма подростков начинается с работы с семьёй (организация досуга, выработка отрицательного отношения к пьющим людям), затем организуется групповая работа: деловая игра, экскурсия, беседа (методы запугивания применять нецелесообразно). Учитывать, что подростки проявляют интерес не к интеллектуальной деятельности, а к спорту. Подключение к профилактической работе сотрудников милиции, врачей, работников предприятий, общественности.

В юношеском возрасте (15 – 17 лет) внимание сосредотачивается  на индивидуальной работе: самостоятельная  работа с книгой, наблюдение, постановка опытов, викторины, олимпиады.

 

 

Реабилитация понимается как восстановление, активизация.

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.        

Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка, преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления его ненужности и никчемности как личности

Профессиональная  реабилитация предусматривает обучение


или переобучение подростка  доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями трудами сокращенным рабочим днем.                     

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная  реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка.

(см. ПРОГРАММУ ЦЕНТРА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ)

 

Воспитательная  работа в пенитенциарных учреждениях

 

Пенитенциарный от латинского – юридический означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

Воспитание личности в коллективе пропагандировали С.Т. Шацкий, П.Н. Лепешинский, В.Н. Сорока – Росинский, А.С. Макаренко.

Станислав Теофилович Шацкий  основал колонию "Бодрая жизнь", где центральным был труд, дети работали в слесарных, столярных, ткацкой, гончарной комнатах. Был создан детский клуб – центр, где организована жизнь детей в соответствии с их интересами (часто общество и государство не считается с требованиями ребенка). С.Т. Шацкий определил 5 положений относительно воспитания:

  1. у детей сильно развит инстинкт общности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, общение – признаки этого инстинкта.
  2. дети – исследователи по природе, их возбуждает любопытство, стремление всё трогать, пробовать
  3. дети любят созидать, дополнять недостающее воображением
  4. детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях.
  5. громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

 

Пантелеймон Николаевич Лепешинский в 1918 г. создал опытные станции Наркомпроса, где организовал детское самоуправление. В коммуне было 60-70 детей от 9 до 15 лет и 9-10 школьных работников.

В 20-е гг. многие педагоги увлекались воспитанием коллектива, не замечая индивидуальность личности. В. Н. Сорока-Росинский пишет об отрицательном влиянии на ребенка его постоянное пребывание в группе детей, это утомляет его, понижает творческую активность. Автор предлагает создать в детском доме творческие комнаты, где ребенок мог бы уединиться, поразмышлять.

Антон Семенович  Макаренко в 1920 г. возглавил колонию для несовершеннолетних преступников и разработал правила отношений воспитанников и педагогов:

  • равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
  • четкая организация труда;
  • роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;
  • перечень серьёзных проступков: лень, уклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.

В отрядах были и малыши и взрослые юноши 17-18 лет, которые  заботились о младших, а у малышей  воспитывалось уважение к старшим. Все вопросы решались быстро, был закон: говорить можно одну минуту. Говоривший больше 1 мин. считался трепачом.

А.С. Макаренко никогда не делал выговоров. Он писал записку провинившемуся с просьбой прийти вечером "на ковер". Воспитанник многое обдумывал, пока ждал назначенного времени, ему высказывали товарищи и когда приходил к наставнику, тот ему только говорил: "Хорошо, иди".

А.С. Макаренко: "Если бы люди были искренни, то многие сказали бы, что у них в детстве был хоть один случай воровства, а они не были ворами. Очевидно, нам нужно подумать, что такое детское воровство и как на него реагировать".

"Нет плохих  учеников, есть негодные методы  воспитания"

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко формулирует основной принцип коллективистической педагогики: "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему"

В "Книге для родителей" отмечает, что в семье дети должны постоянно отвечать за определенную работу, а не выполнять разовые  поручения.

 

Содержание  работы с несовершеннолетними правонарушителями

Изучается прошлый опыт ребенка, криминогенные факторы  среды, возможности семьи в перевоспитании.

Негативное влияние  взрослых на подростков может быть в виде личного примера, уговора, совета, угрозы, принуждения, шантажа, подкупа, унижения, обмана.

Для нейтрализации  отрицательного влияния используют:

  • беседы с несовершеннолетними, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные объединения;
  • встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения;
  • посещение несовершеннолетних по месту жительства;
  • обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспитания;
  • сбор материала на лиц, вовлекающих подростков в антиобщественную деятельность для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступления), ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) УК РФ.

Условия пенитенциарного  учреждения:

  • частичная или полная изоляция осужденных
  • отдельное содержание в течении длительно времени мужчин и женщин
  • процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания
  • жесткие правовые рамки жизни, учебы, труда, взаимоотношений с воспитателями и администрацией
  • особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями

 

Содержание  процесса исправления

1. Подготовительный этап

Педагогическая диагностика. Планирование воспитательной деятельности с прибывшим осужденным

2. Этап реализации

Адаптация в новых условиях.

3 группы:

Первая группа – встал на путь исправления (положительное отношение к труду, воспитательным мероприятиям)

Вторая группа – твердо встал на путь исправления.  (инициатива в трудовой деятельности, положительное влияние на других осужденных, признание вины, раскаяние)

Третья группа – доказал свое исправление (самовоспитание, самообразование, осуждает прошлую преступную деятельность)

Лица, не ставшие на путь исправления:

Первая группа – "болото" (название ввел Макаренко) – осужденные характеризуются неопределенным поведением

Вторая группа – грубые нарушители порядка – не подчиняются требованиям администрации, неформальные отрицательные лидеры

Третья группа -  злостные нарушители – лидеры отрицательных группировок и их опора.

Информация о работе Социальная педагогика