Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
К прогрессирующим нарушениям зрения относятся виды нарушений преломляющей способности глаза - близорукость и дальнозоркость.
При нормальном зрении лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке в области желтого пятна при этом самая высокая острота зрения.
При близорукости лучи света собираются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения только в близи, а отдаленные предметы расплываются (у детей).
Дальнозоркость – лучи фокусируются за сетчаткой, близко расположенные предметы расплываются (у стариков).
Количество детей с близорукостью растёт. Это связано с нарушением санитарно-гигиенических правил учебной работы школы и дома.
В условиях массовой школы дети с нарушениями зрения испытывают не только эмоциональный дискомфорт, но и значительные проблемы ориентировки в пространстве класса, школы. Им требуется больше усилий и времени, чтобы установить контакт со своими зрячими одноклассниками. В результате даже в условиях интегрированного обучения дети с нарушениями зрения оказываются в изолированной группе и часто страдают оттого, что получают отказ в просьбах о помощи (например, прочитать вслух то, что учитель написал на доске, проводить в малознакомое помещение школы и т. п.).
Учитель массового класса, в котором учится незрячий ученик, должен владеть основами специальных знаний по тифлопедагогике, уметь ориентироваться в шрифте Брайля, уметь применять специальные средства обучения: тифлотехнику, звукозаписывающую аппаратуру, наглядные пособия.
Перечисленные проблемы составляют основу деятельности социального педагога с детьми, имеющими нарушения зрения.
Задачей социально-педагогической деятельности является:
• информационная поддержка родителей:
• иметь сведения об учреждениях
системы комплексной медико-
• обеспечение ранней диагностики и ранней комплексной помощи ребенку;
• создание условий для
автономной самостоятельной
• содействие интегрированному обучению детей в условиях массовой школы; в каждом случае необходимо определить уровень усвоения ребенком специфических навыков (ориентировка в пространстве, шрифт Брайля, печатание слепым методом, пользование звукозаписывающей аппаратурой и т.д.) для того, чтобы наметить оптимальный срок перехода на интегрированное обучение;
• организация психологической поддержки ребенку в период адаптации в условиях интегрированного обучения;
• налаживание межличностных отношений в классе, в семье, в неформальном молодежном объединении;
• содействие в профессиональной ориентации;
• помощь в трудоустройстве;
• содействие в кризисных ситуациях жизни, защита прав и интересов лиц с нарушениями зрения посредством представительства в правовых инстанциях.
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (О.С. Никольская) - это особое нарушение психического развития, характеризующееся нарушением развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, воображения.
Аутизм проявляется в разных формах:
При установлении первичного контакта с аутичным ребенком важно избегать любых ситуаций, предполагающих давление на него. Контакт устанавливается на уровне эмпатии, но даже такие формы эмпатийного общения, как зрительный или тактильный контакт, должны быть использованы лишь по инициативе самого ребенка. Атмосфера общения должна вызывать у ребенка интерес, чувство защищенности и положительные эмоции.
Определенные требования предъявляются и к обстановке, в которой происходит общение. Не должно быть факторов, раздражающе действующих на ребенка: чрезмерно яркого света, резких звуковых раздражителей. Все игровые материалы должны находиться в поле зрения ребенка, ему нужно дать время на их изучение. Ребенок должен сам определить свое местонахождение в пространстве комнаты или игровой зоны, самостоятельно выбрать вид деятельности и объем принимаемой помощи или участия педагога.
Специфический метод
по преодолению эмоциональных
Игротерапия, куклотерапия, сенсорные игры, поведенческая терапия, пооперационные планы.
В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются во вспомогательных школах для умственно отсталых детей, в некоторых массовых школах, содержатся в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.
На конец 1999 г. всего
два государственных
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это разнообразная по клиническим и психолого-педагогическим характеристикам группа, которая условно подразделяется на три категории:
1) нарушения опорно-
• поражения головного мозга (детский церебральный паралич - ДЦП, опухоли и травматические повреждения);
• повреждение проводящих нервных путей (паралич конечностей);
• поражения спинного мозга (последствия полиомиелита, травм);
2) сочетанные поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата (последствия родовых травм);
3) нарушения опорно-
Основным клиническим симптомом детского церебрального паралича является нарушение двигательной функции:
Спастичность - повышение мышечного тонуса
Ригидность – напряжение тонуса мышц, при котором нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия.
При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы дряблые, вялые, слабые (связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора). Покачивающаяся походка с потерей равновесия, ребенок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении.
Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытке к движению тонус резко нарастает, в результате движение может оказаться невозможным.
Паралич - отсутствие произвольных движений.
Парез - ограничение объема произвольных движений.
Гиперкинез – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. (артикуляционный аппарат, шея, голова, конечности),
Хореический гиперкинез – непроизвольные быстрые, размашистые, неритмичные движения в разных частях тела.
Атетоидный гиперкинез – медленные вычурные, червеобразные движения с переразгибанием пальцев (пальцы рук, ног).
Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцы рук, язык) Проявляется при целенаправленных действиях: письме, приближении пальца к носу с закрыт. глазами.
Атаксия – несформированность реакции равновесия и координации. (Неустойчивость при сидении, стоянии, ходьбе. Ребенок промахивается, не может бросить мяч в цель, поймать его).
Синкинезии – непроизвольные содружественные движения.
(При попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки. Или, не может разогнуть пальцы руки, но при выпрямлении руки, пальцы разгибаются, или при движениях происходит непроизвольное открывание рта).
Различают три степени тяжести двигательного дефекта:
• легкую - физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;
• среднюю - потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;
• тяжелую - полная зависимость от помощи окружающих. Принято дифференцировать три периода течения детского церебрального паралича:
• раннюю стадию - первые месяцы жизни;
• раннюю резидуальную стадию - первые годы жизни;
• позднюю резидуальную - с 2-4 до 16 лет.
Объем и уровень выполняемых движений очень низок. Ребенок слабо ощущает положение своего тела и движения конечностей.
Нарушения зрения приводят к нарушению стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения).
Двигательные нарушения затрудняют выполнение целенаправленных артикуляционных движений, что создает значительные трудности в формировании звукопроизносительной стороны речи.
Отсутствует связь между звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в недоразвитии лексической стороны речи (ребенок с трудом воспроизводит артикуляторную позу, что вносит рассогласование между двигательным образом слова и его смыслом).
Нарушения пространственного восприятия затрудняют понимание причинно-следственных связей, логико-грамматических конструкций, обедняют логико-смысловую сторону речи.
Работа социального
педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного
аппарата, заключается в организации своевременной
комплексной медико-психолого-социально-
Часто мать сама распознает двигательные нарушения, замечая, что у ее ребенка «что-то не так».
Самыми несложными тестами, определяющими
патологию физического
У нормальных младенцев во время сна ладони рук расположены под прямым углом к телу, локотки согнуты, руки сжаты в кулачки, но большой палец находится всегда поверх кулачка.
Здоровый малыш, лежа на спине, очень энергично ударяет ступней о ступню. А ребенок, имеющий нарушения, всегда находится в расслабленной позе, ноги неподвижны.
Важным признаком двигательных нарушений является асимметрия расположения тела и ног в позе на спине. Иногда ноги полностью вытянуты, иногда скрещены, или одна нога лежит на другой.
Для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые живут в семьях, организуются различные виды надомного обучения. Это сокращенная общеобразовательная программа с необоснованным исключением из нее ряда учебных дисциплин, нерегулярность домашних уроков (нехватка преподавателей, нежелание педагогов, не имеющих специальной подготовки, работать с ребенком-инвалидом), изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.
Дети с комплексными нарушениями развития
Три основные подгруппы в зависимости от структуры нарушений:
1) дети с двумя выраженными
дефектами, каждый из которых
вызывает значительные
2) дети, имеющие одно существенное нарушение психофизического развития и сопутствующие ему другие нарушения в менее выраженной форме (например, умственная отсталость с нарушением церебральной функции или детский церебральный паралич и нарушения зрения или слуха);
3) дети с множественными нарушениями, когда имеются три или более нарушений развития, приводящих к значительным ограничениям жизнедеятельности и социализации (например, глубокая степень умственной отсталости, слабовидение и глухота).
По статистическим данным, дети со сложными комплексными нарушениями развития составляют до 40 % контингента специальных образовательных учреждений. Однако эта оценка очень условна, так как значительная часть таких детей находится за рамками образовательного пространства. Именно эти дети пополняют ряды социальных сирот, помещаются в закрытые социальные учреждения (дома ребенка, психоневрологические дома-интернаты), где они находятся на положении тяжелобольных. Всю жизнь они вынуждены проводить, лежа в больничных палатах. Многие из них умирают в первые месяцы жизни, так как их состояние усугубляется соматическими заболеваниями, социальной депривацией.
Содержание обучения детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития связано с приобретением необходимых социальных навыков, помогающих адекватно воспринимать, распознавать и интерпретировать многообразные характеристики социальных объектов: эмоциональные проявления, жесты, позы, мимику, интонации речи и т. п.