Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ
фактического состояния
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества
жизни населения в регионах
Приволжского федерального
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Введение
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Особую актуальность социальной поддержки приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идёт процесс отказа от многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, идёт критическая переоценка социальных ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.
Разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб, вооружение кадров комплексом методов и способов работы позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовать работу на порученном участке. С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для её организации и проведения. Только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многогранной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан – законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относят:
- права, закрепленные конституцией: право на труд и льготы, связанные с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых, на жилище;
- права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения. Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы.
Новые социально-экономические условия, постепенное становление рыночных отношений и демократизация общества потребовали большего внимания к этой области экономики, расширенного и более детального рассмотрения показателей уровня жизни и социального развития на всех уровнях статистического отслеживания и экономического анализа. Можно сказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни в материалах государственной статистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики. Настоятельная потребность регулярного проведения практических расчетов, связанных, в частности, с необходимостью организации рационально построенной системы социального обеспечения и распределения весьма ограниченных государственных ресурсов, выдвинула на первый план выработку доводимых до практических расчетов позитивистских представлений о категории уровня жизни. В качестве одной из первоочередных задач стояло обоснование единого интегрального показателя уровня жизни. В качестве основы для выработки единого показателя было предложено рассматривать соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни. Отсюда возникает возможность проведения практических расчетов, связанных с оценками уровня жизни населения на различных интервалах времени, в различных регионах и у разных выделяемых социальных слоёв и социально – демографических групп населения, а также приведения в систему и практического использования целого семейства прикладных понятий, таких как прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, уровень бедности. Наряду с интегральными показателями, в совокупную характеристику социальной поддержки населения включают здравоохранение, сферу услуг. В сложившихся условиях важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчетной основе сопоставлений: во временном разрезе – для оценки влияния проводимых социально – экономических преобразований на жизнь населения; по отдельным доходно – имущественным группам населения – для определения степени экономической дифференциации общества, а также по различным регионам страны – для оценки и учета расхождений в уровне и условиях жизни населения в них. На основе этих расчетов можно судить об эффективности социальной политики, проводимой государством, об экономическом развитии регионов России.
Глава 1 Формирование отечественной теории социальной работы
Оформление идей помощи, поддержки защиты в древности связано с развитием письменности и через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Работы мыслителей Церкви оказывали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах помощи и призрения, что нашло отражение в «Изборнике 1076 г.». В нем отображены различные стороны жизни, однако тема милосердия занимает одну из ведущих ролей. Теория «милосердия», представлена в 4-х основных главах: «В слове некого отца к сыну», «Наказание богатым», «О звании сильных», и «О златолюбце». Заложенные в «Изборнике 1076г.» основы «теории милосердия» будут развиваться по трём основным направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути спасения, а также как «средства управления» общественными отношениями. Тема милосердия и праведного суда находит отражение в светской литература. Особую роль здесь представляют «Поучение» Владимира Мономаха, « Моление» Даниила Заточника, «Определения Владимирского собора 1274г.». Таковы основные направления первых представлений, о процессе социальной помощи и поддержке в период раннего средневековья. В период с 14 по 18 вв. в теории милосердия происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется исторический контекст; во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают влияние различных школ и таких авторов, как Донисий Ареопаги, Иоанн Лествичник, Филипп Пустынник и других. Православие как целостное мировоззрение претерпевает реформу Никона, после чего происходит церковный раскол, и появляются новые различные течения; в развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные православные догматы о милосердии и церковных людях. Всё это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ «теории призрения». Во второй половине 17 – 18 вв. закладываются основы политики просвещённого абсолютизма. Большую роль тут играли социально – политические идеи Ю. Крижанича, Епифания Славинецкого, В. Посошкова и других мыслителей. В «Политике» Ю. Крижанич касается различных вопросов человеческого бытия, но особое место в нём занимает государственною – правовые и этические проблемы. Концепция стабильности и «неизвестности власти» - особая тема в его рассуждениях. «Благо» как феномен социального мира осмысляется им в контексте закона и легитимности власти, умение собирать налоги. Отдавая предпочтение развитию внутреннего рынка, он предлагает систему поддержки трудового населения через выдачи кредитов под залог имущества, предполагая тем самым улучшение «обеспечения» населения, а также предотвращение « лихоимства и грабежа». В этой части, по мнению Крижанича, необходимо государственное регулирование. В этом отношении характерны труды Епифания Славинецкого и проект «Указа» государственного призрения. В основу милосердия Епифаний кладёт принцип Богоуподобления и любви к ближнему. Автор достаточно широко поднимает общественное призрение, выделяя в нём три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институционную, «нищепилище долгое», и помощь традициооную, «нищепиталище общее». Впервые Епифаний Славенецкий рассматривает «людей Церкви» (нищих) не только как заступников перед Всевышним, но и как тунеядец, обманом промышляющих на добрых чувствах христиан. Для того чтобы профессиональное нищенство не распространялось, автор предлагает молодым и здоровым представлять работу и «иные рукоделия, а для немощных и убогих организовать «недужнопиталища». Средства для их организации должны выделяться духовенством, а контролироваться « царём и начальником и судьями мирскими». Не должно, по мнению Епифания, в стороне оставаться и общество, которое может оказывать организованную помощь через «братства милосердия». Таким образом, на рубеже 17 – 18 вв. появляются первые проекты замены мирского «нищепитательства» на цивилизованные формы общественного призрения. С проекта 1682 г. «О мерах государственного призрения указ», начинается государственный этап социальной помощи в России. Указ состоит из трёх больших частей: «об бедных, увечных и старых людей…», об организации призрения нищих, о детях нищих. В Указе выделены группы нуждающихся, на которые распространятся особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, «старых людей», нищих. Подобно излагаются мероприятия локализации нищенства как организационного, так и законодательного характера. Организованные меры предусматривали, что призрение нищих осуществляется в монастырях, где лечат больных. Возможно, это один из первых проектов «социального обслуживания» по европейскому образцу с сочетанием добровольной и профессиональной помощи. Что касается финансирования, то предполагалось сочетание государственных и добровольных пожертвований / 42 /.
Отказ от теоретического понимания дела общественного призрения приходится на период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов и постановлений, которые выступают официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, « правилами общественного поведения». В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в области социальной помощи: социально - административные, или реформистские, социально– философские, социально – медицинские, социально – педагогические. Все они в той или иной степени присутствуют в работе мыслителей и общественных деятелей 18 – 19 веков. Эти труды послужат той содержательной базой, на которой в конце 19 века разовьются самостоятельные отечественные теоретические и практические направления общественного призрения, а также окажут влияние на становление различных областей познания – от психологии до социологии и медицины. Социально – административное, или реформистское, направление мысли в области общественного презрения нашло отражение в проектах Ф. Салтыкова, А. Курбатова, в законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и других общественных и политических деятелей.
В начале 20 века тема государственного призрения и его соотношения с частной благотворительностью получает новый импульс. Это связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями в деле общественного призрения. Самое важное противоречие содержала законодательная система, регламентировавшая деятельность общественной помощи частными и государственными организациями. Она безнадёжна устарела. Архаический подход к общественному призрению, присущий законодательным актом Екатерины II, служившим основой Устава общественного призрения, не соответствовал новым условиям. В начале 20 века изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты. Комиссия К.К.Грота, сформированная в конце 19 века для пересмотра действующего законодательства, не смогла решить поставленные задачи. Они стали предметом дискуссии и в 20 веке, вплоть до зазыва I Съезда деятелей общественной благотворительности в 1910 году. Дискуссии, возникшие на рубеже веков о роли государства и его месте в системе общественной благотворительности, о генезисе общественной помощи, подняли целый ряд дополнительных проблем о субъекте и объекте помощи, об обязанности и не обязанности призрения, вопросы оперативного и превентивного вмешательства, которые постепенно выделились и оформились в самостоятельные теории познания общественного призрения /42/.
1.3 Развитие системы социального
обеспечения и социальной
Глава 2 Сущность социальной поддержки населения
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке и оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации /4/.
Социальная защита населения–одна из главных функций государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя возможности социальной защиты и могут различаться от социально-экономической и политической ситуации/39/.
Денежные выплаты нуждающимся, натуральные трансферты, различного рода льготы, дотируемые товары и бесплатные услуги, оказываемые в рамках системы социальной защиты, могут в значительной степени повысить жизненный уровень соответствующих групп населения. Если объединить различные определения, включенные в различные международные конвенции и рекомендации, то можно считать, что в число мер социального обеспечения, при прочих равных обстоятельствах входят: медицинская помощь и пособия по болезни, безработице, производственный травматизм, забота о пожилых людях, оставшихся без поддержки в преклонном возрасте, содержание семьи, охрана материнства, инвалидность, потеря кормильца. Характеризуя понятие социальной защиты с несколько иной стороны Римашевская Н.М. пишет: «Система социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяют доходы от некоторых «финансирующих» подгрупп общества (как правило, экономически активных членов общества), в пользу «получающих подгрупп», т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных» /39/. В сегодняшних условиях, когда основная часть населения находится в условиях выживания, на первое место выходит проблема минимальных гарантий. Эти гарантии в одинаковой степени касаются величины прожиточного минимума, оплаты труда, пенсий, услуг здравоохранения, значительной части образования, обеспечение безработных. Однако в условиях глубокого экономического кризиса, в котором находится сейчас наша страна, выполнение функций социальной защиты граждан и соблюдение государством принятых ранее и принимаемых сейчас социальных обязательств, крайне затруднены. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия. Финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и включает расходы на социально-культурные мероприятия из государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования в составе Федерального и территориальных фондов, Фонд социальной поддержки населения). Официальная система социальной защиты в 1998 г. требовала 484,2 трлн. руб., поглощала около 18% ВВП и, по некоторым оценкам обеспечивала до 30% дохода домашних хозяйств. Выплаты пенсионных пособий, пособий по болезни, по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируются из внебюджетных фондов , а также налога с заработной платы. Выплаты семьям финансируются за счёт поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников/40/.
Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения