Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Анализ состояния инновационной деятельности показывает, что в последние годы в области сокращается создание передовой производственной технологии (в 1997 году их было всего лишь 3., а в 1998 г – ни одной). В последнее время наблюдается спад и в выдаче патентов на изобретения (таблица 7), а из этого можно сделать вывод, что научных, конструкторских изысканий стало меньше.

Нет торговых соглашений по технологиям с зарубежными странами. Скрашивает картину лишь рост числа используемых передовых технологий (в 1998 году их число составило – 539 ед.).

Но, по сравнению с данными Самарской области, в Ульяновской области средства в основном идут лишь на совершенствование продукции, технологические изменения на ранее внедренную продукцию (таблица 8, стр 96). Это говорит о торможении НТР и нововведений в нашем регионе, что сказывается на новизне и конкурентоспособности

Таблица 7

Инновационная деятельность по

некоторым регионам Поволжья9

 

     Регионы

Выдано патентов

 на изобретения

Создано передовых

 технологий

Использование

 передовых технологий.

1997

1998

1997

1998

1997

1998

Респ. Татарстан

603

534

43

6

588

649

Самарская обл.

608

499

64

34

5202

3188

Саратовская обл.

353

231

29

10

6166

5861

Ульяновская обл.

182

357

3

0

506

539


 

 

Таблица 8

Объем инновационной

продукции по степени новизны

(млн.руб, 98-г. тыс.руб)10

 

  Регионы

Продукция, подвергшаяся

 значительным технологическим  изменениям или вновь внедренная

Продукция, подвергшаяся усовершенствованию

1997

1998

1997

1998

Респ. Татарстан

3004171

1241864

5098927

5895793

Самарская обл.

2179734

4314486

639701

1119582

Саратовская обл.

128017

130823

76224

11972

Ульяновская обл.

554516

559179

547243

1242896


Сравнительные показатели расходов на жилищно-коммунальные услуги по некоторым городам Поволжья. 

Согласно новым тарифам население Ульяновска должно бы оплачивать 60 % себестоимости жилищно-коммунальных услуг. В денежном выражении квартплата в Ульяновске составила 401 руб.  (почти 27 % от средней зарплаты), а в Уфе – 204 руб. (10,5 % от средней заработной платы в Уфе). Ульяновск по всем показателям, кроме средней заработной платы, оставил далеко позади ближайших соседей. Немудрено, что столь резкое повышение тарифов привело ульяновцев в состояние шока. «Расчет себестоимости вызывает сомнения ..» – говорится в обращении профсоюзов к мэру города.

Сегодня региональные и местные бюджеты не сбалансированы между собой, еще более они не сбалансированы с доходами населения на данной территории.

Данные статистики 2000 года показывают, что расходы на питание в общих расходах семей превысили  60 %, а в бедных семьях этот процент еще выше. Питание, одежда и предметы домашнего обихода – это не единственные расходы населения. Зима 2000/2001 гг. показала, что жилищно-коммунальные услуги не менее острой проблемой становятся на очередь. Наряду с северными регионами, Приморским краем Ульяновская область стала на грань остановки теплоподачи.  Чтобы как-то покрыть затраты на услуги жилищно-коммунальных служб, администрация Ульяновска предприняла шаги решить эту проблему за счет резкого повышения тарифов, особенно на холодную, горячую воду и отопление.

За счет доходов (рисунок 8.), которыми располагает в настоящее время население Ульяновска, обеспечение квартир теплом, холодной и горячей водой возможно только за счет ухудшения качества питания, что возможно только при замене высококалорийной пищи менее калорийной (хлеб, картофель, капуста, рыба, масло растительное, цельное молоко, сахар).

Рисунок 8

Денежные доходы на душу населения

по регионам Приволжского округа

Такое замещение продуктов питания уже происходит за все последние 10 лет, охватывая все больше и больше число семей. Одновременно идет процесс снижения потребления мяса, молочных продуктов. Происходит сокращение обедов вне дома. Кроме расходов на питание и жилищно-коммунальные услуги население расходует средства на непродовольственные товары, услуги учреждений культуры, услуги в системе образования, включая дошкольное, санитарно-оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и пр., удельный вес которых в общих потребительских расходах сократился от 3 до 5 раз.

4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих

повышению социально-экономического уровня развития области

Анализ состояния экономики области позволяет выработать следующие рекомендации, осуществление которых позволило бы совершенствовать работу законодательной и исполнительной властей по повышению социально-экономического уровня развития Ульяновской области:

В области повышения уровня валового регионального продукта

После десятилетнего застоя можно ожидать оживление инновационной деятельности как в крупной промышленности так и в сфере малого бизнеса. Уже имеются достаточно много примеров, когда научные подразделения, организации, предприятия выходят на уровень российских и зарубежных фондов с инновационными проектами и получают гранды на их реализацию.

С 1996-1997 гг. активно развивается микропредпринимательство – индивидуально-предпринимательская деятельность,  в таких отраслях как:

-индивидуальное жилищное строительство и ремонт жилья;

 -ремонт техники и транспортных средств;

 -развитие хозяйств по выкармливанию скота;

 -развитие хозяйств по переработке сельхозпродукции;

-художественные и народные промыслы;

 -пошив детской одежды, меховых изделий;

 -развитие малых форм предприятий по обработке земли;

 -материально-техническое обеспечение торговая деятельность;

Образовательная деятельность. Сегодня далеко не во всех сферах деятельности обеспечивается потребность общества в необходимых кадрах. Несмотря на то, что образовательная деятельность и подготовка кадров в значительной степени расширилась за счет негосударственных учреждений необходимость дальнейшего развития этой сферы остается. Эта сфера оказалась самая динамичная, после финансовой, но далеко не все вопросы тут еще решены. Первое - это то, что учимся с опозданием. Сначала устроили пирамиды  (финансовые, имущественные, экономические), а потом начинаем учить тому, как бы их избежать; Второе - за счет чего учить. При росте потребности в несколько раз, систематически происходит сокращение средств на образование и обучение. У предприятий мало средств на переподготовку кадров и многие надеются на предложение рынка труда, но там сегодня готовых кадров нет. Уже возникает дефицит в рабочих кадрах высокой квалификации, во всех государственных и муниципальных организациях на должностях «сидят» кадры дореформенных учреждений. Мы опаздываем в подготовке кадров управления. Служба занятости не может обеспечить переподготовку такого количества кадров, так как до 75 % средств фонда тратится на выплату пособий, а на активную кадровую политику тратится не более 9-10 %.

Улучшение социальной среды, устойчивое улучшение качества жизни для всех категорий жителей – главная цель развития города и региона. Доходы населения, заработная плата наемных работников крайне низки, что сдерживает развитие малого бизнеса и создает социальную напряженность в жилищно-коммунальном обслуживании населения, так как низкая активность населения не позволяет создавать бюджеты местных уровней.

Очевидно, структуры социальной защиты населения должны заниматься не только управлением, реализацией субсидий, но и изучением и анализом причин такого состояния, а также на единой методологической основе разрабатывать прогнозные документы по повышению качества жизни населения. На их основе должны разрабатываться и среднесрочные программы.

В настоящее время подготовлены предложения по внесению изменений в федеральный Закон. (Дополнение к Закону 1995г. «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»).

Этот проект предусматривает:

прогнозные планы  составлять сквозные от регионов, отраслей до РФ (в нескольких вариантах);

прогнозы подлежат опубликованию;

разрабатываются раз в 5 лет на 20-летний период;

  а среднесрочные – от 3 до 5 лет и корректируются ежегодно;

концепция социально-экономическое развитие РФ направляется

Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

(она также  подлежит опубликованию);

-перечень основных  показателей, где отдельно выделяется развитие государственного сектора экономики (получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, и программу повышения использования Федеральной собственности);

-вводятся  индикативные годовые планы социально  – экономического развития РФ, что также правительством должно представляться на утверждение в Федеральном Собрании вместе с проектом Федерального бюджета;

-на  основе прогнозов социально- экономического развития, годовых индикативных планов и программ социально-экономического развития субъектов РФ и крупных экономических районов разрабатываются долгосрочные, среднесрочные планы, целевые региональные программы России с учетом особенностей субъектов Федерации.

В сфере сельскохозяйственного производства создать условия, благоприятствующие отечественному товаропроизводителю, в том числе за счет увеличения доли госзаказа (заказа области) в производстве техники для села, в том числе в рамках программы внутриобластной  кооперации, в закупке основных видов продукции сельского хозяйства (зерно, мясо, молочная продукция) с установлением подконтрольных государству цен на ГСМ, запасные части и на сельхозтехнику.

Осуществлять конституционное право населения на самоуправление  с закреплением права региональных и муниципальных органов иметь контрольные пакеты акций предприятий, находящихся на данной территории, что позволило бы обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей населения на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

Наряду с установлением минимальных государственных заказов на основные жизненно-важные для населения данной территории виды сельскохозяйственной продукции создавать с участием регионального бюджета малые машинотехнологические, транспортные и ремонтные структуры, обслуживающие сельскохозяйственное производство на договорной основе, особенно, для личного крестьянского подворья, производящего в настоящее время около половины сельскохозяйственной продукции области, в том числе: 69 % мяса в живом весе, 55 % молока, 53 % яиц,  97 % картофеля и  73 % овощей, ягод и фруктов.11

На основе более благополучных предприятий сельскохозяйственного производства необходимо с участием регионального и муниципального бюджета создавать кустовые агропромышленные холдинги, объединяющие весь комплекс работ: научные исследования и селекционная работа, производство, переработку и реализацию сельхозпродукции, с возложением на них функций по обеспечению на договорной основе слабозащищенных слоев сельского населения (личных крестьянских подворий) кормами для выкрмливания домашнего скота, услугами по вспашке огородов, земельных участков и др.

Учитывая положительный опыт организации сельской самозанятости в области, целесообразно было бы создание специального фонда в бюджете на поддержку сельской самозанятости на принципах работы Фонда поддержки малого предпринимательства на основе конкурса бизнес-планов. 12

Активизация работ по дальнейшему развитию сельской самозанятости целесообразно вести в следующих направлениях:

1 Необходимо усиление работы лизинговых компаний, фирм по обеспечению сельских товаропроизводителей необходимой техникой. Однако, в условиях отсутствия финансовых средств для прямого товарообмена через денежный эквивалент, решением может служить производство и ремонт сельскохозяйственной техники, необходимой сегодня селу, в рамках внутриобластной кооперации с переориентацией имеющихся мощностей производственных предприятий города, а не надеяться только на завоз этой техники из-за пределов региона;

2 Одним из существенных рычагов повышения эффективности производственной деятельности села может рассматриваться создание на основе различных форм собственности, малых форм машинного и транспортного парка по обслуживанию сельскохозяйственных работ населения;

3 Департамент федеральной государственной службы занятости населения области одна из основных государственных структур, осуществляющих в настоящее время финансирование и организацию работ по профессиональной подготовке и переподготовке кадров как для сельского хозяйства так и для экономики области в целом. Средняя по годам доля затрат на финансирование этих работ составляет порядка 10 % от всех затрат Фонда занятости области. Исходя из этого и с учетом централизации региональных фондов занятости следовало бы сохранить десятипроцентный размер финансирования подготовки и переподготовки кадров.

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения