Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

Стратегия активной социаль¬ной  политики неодинакова на различных  этапах экономической реформы, что  определяется целями и содержанием  осуществля¬емых преобразований.

На этапе кризисного развития первостепенное значение приобретают  следующие задачи:

- социальная поддержка  наименее защищенных групп лю¬дей, пре-дотвращение распада непроизводственной сферы, сдер¬живание массовой безработицы и недопущение формирования зон социального бедствия;

- введение системы минимальных  гарантий, нормативов и разработ-ка Закона о минимуме стандартной жизни;

- поиск внутренних ресурсов  для нормальной деятельности  отраслей, проводящих социальную  политику - здравоохранение, образование,  соци-альное обеспечение;

- постепенное вовлечение  средств населения в финансиро¬вание  здра-воохранения, образования, строительство  жилья, вве¬дение платных услуг  наряду с бесплатными;

- наряду с обязательным  государственным страхованием развитие  форм добровольного страхования;

- бесплатное наделение  земельными участками в первую  очередь бедных семей, чтобы  они могли пополнить семейный  бюджет продуктами собственного  производства;

- индексирование доходов  и компенсирование расходов ма¬лообеспеченных  слоев населения;

- введение для бедных  государственной продажи в кредит  предметов длительного пользования  на льготных условиях;

- развитие системы ипотеки  (залога), предоставление креди¬та  для приобретения вещей, квартиры  и т.п. под залог имеющего¬ся  имущества на достаточно льготных  условиях, что явилось бы условием  создания стимула для зарабатывания  денег и исклю¬чало возможность  попасть в пожизнен-ную кабалу к банку.

На этапе восстановления на первый план выходит создание предпо-сылок для устойчивого функционирования рынка труда и развития соци-альной сферы стабилизации демографической си¬туации, что потребует увеличения доли накопления как источ¬ника внутренних инвестиций через дальнейшее развитие соот¬ветствующих финансовых институтов (пенсион-ные фонды, раз¬личного рода страховые компании). При этом развиваются на¬правления:

- реализация и повышение  эффективности утвержденных социаль-ных  программ, усиление децентрализованного  начала в их финансирова-нии  в сторону негосударственных  финансовых структур, а также  переме-щение их с федерального на муници¬пальный уровень;

- постепенное, по мере  выхода из кризиса и роста  реальных доходов, увеличение  доли платности в социальной  сфере;

- повышение роли соответствующих  финансовых институ¬тов: стра-ховых компаний, внебюджетных фондов, целевых само¬управляющихся фондов для реализации конкретных социальных программ и т.д.;

- децентрализация предоставления  социальной помощи пос¬ле децен-трализации всей системы управления;

- привязка размеров социальных  пособий к черте бедности, а  не к минимальной зарплате;

- дифференцированное индексирование  денежных доходов;

- отделение системы социального  страхования от системы социаль-ной  помощи, т.е. отделение налоговых  поступлений от страховых плате-жей.

На этапе экономического подъема при условии стабилизации эконо-мики и роста дохо¬дов бюджета, предприятий и населения, центральной  за-дачей становится комплексная  реформа социальной сферы, предпола¬гающая  перенос центра тяжести в финансировании расходов на социаль-ные нужды с  федерального на региональный уровень, с госбюджета на ча-стные сбережения граждан, с бюджетного фи¬нансирования  на социальное (обязательное и добровольное) страхование. Это позволяет:

- сосредоточить государственную  поддержку на действи¬тельно  нуж-дающихся слоях населения, ликвидировать суще¬ствующую в настоящее время уравнительную систему;

- сделать частные сбережения  граждан существенным источником  внутренних инвестиций;

- снизить долю налоговых  изъятий из доходов предприятий. увели-чив тем самым внутрихозяйственные накопления;

- создать за счет средств  социального страхования надеж¬ную  финан-совую базу для обеспечения государственных соци¬альных гарантий в со-циальной сфере;

- обеспечить индивидуальный  учет и повышение степени удовлетво-рения потребности граждан в социальных услугах.

 

§ 2. Нормативно-правовое обеспечение  социальной работы с малоимущими.

 

В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки  провести ревизию действующих норм и вооружить работников социаль-ных служб правовыми актами по вопросам социальной работы с конкрет-ными категориями граждан (граждане пожилого возраста, инвалиды, дети и т.д.). Так в 1997 году вышли "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в не-стационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функ-ционирования системы социального обслуживания семьи и детей". Однако не существует подобных нормативных сборников в отношении малоиму-щих категорий населения. И это связано с тем, что категория малоимущих достаточно велика и включает в себя все вышеперечисленные категории. Поэтому социальная работа с малоимущими базируется на нормативных актах, касающихся различных категорий граждан.

Рассмотрим некоторые  документы, являющиеся основополагающи-ми при работе с малоимущими категориями населения.

Основой текущего законодательства является Конституция Рос-сийской Федерации, наделённая высшей юридической силой, а потому яв-ляющаяся базовым документом для всех законодательных актов. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет статья 7 Конституции, в которой говорится, что Российская Федерация яв-ляется социальным государством, политика которого направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че-ловека . Статья провозглашает один из основополагающих принципов дея-тельности современного демократического государства, согласно которо-му создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз-витие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, госу-дарство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает  обязанность государства проводить  такую социальную политику, которая  гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство  способствует ему в этом и уж тем  более не создает ис-кусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Консти-туция закрепляет основные направления социальной политики государст-ва. Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным ли-цам; 3) создание системы, социальных служб занятости, призванных при-нимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоян-ной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законода-тельством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий; 5) охрана труда и здоровья людей; 6) установление гарантированного минимального размера заработной платы.

В социальной работе с малоимущими одну из главных позиций зани-мает Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожи-точном минимуме в Российской Федерации". Важной особенностью рассматриваемого Закона является его прямое действие по поддержанию малоимущих семей. В соответствии со статьей 6 закона любая "семья (одиноко проживающий гражданин) среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в со-ответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи" .

Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учёта при установлении гражданам государственных га-рантий получения минимальных денежных доходов. Закон определил два ключевых понятия:

прожиточный минимум - это  стоимостная оценка потребительской  корзины, а также обязательные платежи  и сборы;

потребительская корзина - это  минимальный набор продуктов  пита-ния, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Федеральным законом "О  прожиточном минимуме в Российской Фе-дерации" установлено:

- величина прожиточного  минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации устанавливается  Правительством Российской Федерации,  в субъектах Российской Федерации  - органами исполнительной власти  субъ-ектов Российской Федерации;                            

- величина прожиточного  минимума, определяемая в целом  по Россий-ской Федерации, является основой для установления минимального разме-ра оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, для опреде-ления размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- прожиточный минимум  учитывается при оказании государственной  социальной помощи.

Федеральный закон "О внесении дополнений в  Федеральный закон прожиточном  минимуме в Российской Федерации" внёс изменения в ста-тьи 1 и 6 и установил понятие среднедушевого дохода семьи (один прожи-вающего гражданина) и порядок его исчисления:

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого  члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи;

порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко прожи-вающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума определяется ежеквартально  на основании потребительской корзины  и данных Госком-стата России об уровне потребительских цен.

Потребительская корзина  в целом по Российской Федерации  устанав-ливается Федеральным законом от 20 ноября 1999 года № 201-ФЗ "О по-требительской корзине в целом по Российской Федерации". В соответст-вии с частью четвертой статьи 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представи-тельными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при на-личии экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Другим не менее важным законом, регулирующим социальную за-щиту малоимущих является Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социаль-ной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживаю-щим гражданам. Главной целью этого Закона является оказание адресной социальной помощи, поддержание уровня жизни малоимущих семей и ма-лоимущих одиноко проживающих граждан.

Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления  которых вытекает из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В Законе впервые даны правовые определения таких понятий, как "государственная  социальная помощь", "социальное пособие", "субсидия", "компенсация" (статья 1). Однако действие Закона не распространяется на правовое поле всех установленных  весьма обширным действующим в на-шей стране законодательством социальных пособий, субсидий, компенса-ций и других всевозможных выплат.

В статье 2 определено место  Закона в системе законодательства о го-сударственной социальной помощи: он регулирует правоотношения, свя-занные с предоставлением населению  социальной помощи, наряду с Феде-ральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О  финансовых основах местного самоуправления в Российской Федера-ции" и другими  федеральными и региональными нормативными правовы-ми актами.

В статье 3 определены цели Закона, а именно: поддержание уровня жизни  малоимущих семей (малоимущих одиноко  проживающих граждан), имеющих среднедушевой  доход ниже регионального прожиточного мини-мума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Статья 4 закрепляет законодательные  и бюджетные полномочия фе-деральных органов государственной власти в области оказания социальной помощи.

Статья 5 определяет финансовые источники оказания государствен-ной социальной помощи. Она оказывается за счет средств всех уровней бюджетной системы РФ (федерального, регионального и местного). Дефи-цит средств местных бюджетов при оказании социальной помощи покры-вается за счет средств вышестоящей бюджетной системы.

Статья 7 дает правовые критерии предоставления государственной социальной помощи, а также уточняет порядок  определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Любая семья (одинокий гражданин), средне-душевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе