Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа
Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.
Таким образом, Закон устанавливает сочетание двух критериев оп-ределения нуждающихся в социальной помощи со стороны государства:
- среднедушевой доход
семьи (одиноко проживающего
- причины, по которым
семья (одиноко проживающий
К "независящим от граждан причинам" следует относить объектив-ные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обративших-ся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катаст-рофы, военные действия.
Необходимо отметить, что Закон не выделяет каких-либо отдельных категорий малоимущих семей.
В статье 8 достаточно подробно расписаны процедурные вопросы оказания государственной социальной помощи.
Государственная социальная
помощь назначается на основании
письменного заявления
Закон предусматривает возможность обращения не только в собес по месту жительства, но и по месту пребывания.
В подаваемом от себя лично или от имени семьи заявлении указы-ваются сведения о составе семьи, доходах и об имуществе, принадлежа-щем заявителю и членам его семьи, если заявление подается от имени се-мьи. Делается это для того, чтобы органы социальной защиты на местах могли определить степень нуждаемости заявителя (семьи заявителя) в го-сударственной социальной помощи. Как указано в статье 7 Закона, право на получение помощи имеют семьи (одиноко проживающие граждане), имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Специа-листы органа социальной защиты населения, в который обратился заяви-тель, должны доходы всех членов семьи (включая доходы от имущества) разделить на число членов семьи, чтобы определить среднедушевой доход.
В части 4 статьи 8 определено,
что порядок расчета
Необходимо отметить, что Закон "О государственной социальной помощи" направлен на строго адресное расходование бюджетных средств, поэтому устанавливает достаточно жесткие требования к достоверности и обоснованности сведений, на основании которых выносится решение о на-значении государственной социальной помощи. Документальное подтвер-ждение сведений, необходимых для назначения государственной социаль-ной помощи, предусмотрено в части 3 статьи 8. Организации несут ответ-ственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими до-кументах, в соответствии с законодательством. Более того, органы соци-альной защиты населения вправе не только потребовать от заявителя до-кументальное подтверждение всех сведений о доходах, но и самостоятель-но провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) имущественного положения заявителя (его семьи). Делается это для того, чтобы пресечь возможные злоупотребления со стороны недобросовестных граждан и максимально исключить вероятность незаконного получения бюджетных средств.
В случаях выявления
В соответствии со статьёй 9 основанием для отказа в назначении го-сударственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Отказ может быть обжалован в административном или судебном порядке.
Статья 10 Закона определяет
основания для прекращения
После того как орган социальной
защиты населения в установленном
порядке определит
В соответствии со статьёй 12 Закона государственная социальная помощь может оказываться как в денежной форме, так и в натуральном виде. При этом Закон предусматривает обеспечение органов местного са-моуправления соответствующими бюджетными ресурсами для исполнения передаваемых им расходных полномочий.
Согласно Закону, средства местных бюджетов являются источника-ми оказания государственной социальной помощи наряду со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Одновременно в части 2 статьи 12 уточняется, что оказание государственной социальной помощи осуществляется органами местного самоуправления в пределах передавае-мых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об осно-вах социального обслуживания населения в Российской Федерации" да-ны основные понятия, которые определяют сущность социального обслу-живания. Она определяется как деятельность социальных служб по соци-альной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и ма-териальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труд¬ной жизненной ситуации.
К социальным службам отнесены
предприятия, учреждения не¬зависимо
от форм собственности, предоставляющие
социальные услуги, а также граждане,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без образования
Важное значение имеет определение Законом понятия "трудная жиз-ненная ситуация", поскольку оно является основополагающим для оказа-ния социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, кото-рая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в свя¬зи с преклонным возрастом, бо-лезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченость, безработица, от-сутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Законом определяется, что в зависимости от форм собственно¬сти со-циальные службы относятся к государственным, муниципальным или службам иных форм собственности. Важным является положение о том, что государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб не-зависимо от форм собственности.
В статье 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания:
• адресность - оказание социальных услуг не по принципу отноше-ния к отдельным группам населения, а по принципу нуждаемости конкрет-ного клиента;
• доступность - услуги должны быть максимально приближены к клиентам территориально и быть в необходимом ассортименте;
• добровольность - услуги не могут оказываться вопреки воли граж-данина за исключением случаев, когда речь идет об уг¬розе жизни и безо-пасности, прежде всего детей, пожилых и инвалидов;
• гуманность - человек в трудной ситуации прежде всего нуж¬дается в заботливом, внимательном отношении к себе;
• приоритетность предоставления
социальных услуг несовер¬шеннолетним,
находящимся в трудной
• конфиденциальность - неразглашение тайны клиента, бе¬режное от-ношение к его чувствам;
• профилактическая направленность - помощь должна быть оказана не только в то время, когда человек уже попал в трудное положение, но она должна способствовать недопущению такого положения.
Закон обязывает осуществлять социальное обслуживание в со¬ответствии с государственными стандартами, определяющими основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Стандарты утверждаются Правительством России и являются обязательным для социальных служб всех форм собственности.
Важнейшее положение Закона
- установление права граждан на
со-циальное обслуживание в государственной
системе служб по основным видам,
определяемым законом: материальная помощь,
социальное обслу-живание на дому, в
стационарных учреждениях, предоставление
времен-ного приюта, организация временного
пре¬бывания в учреждениях
В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществ¬ляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Прави¬тельством Россий-ской Федерации. Определены общие основания для бесплатного обслужи-вания: неспособность к самообслужива¬нию в связи с преклонным возрас-том, болезнью, инвалидностью при условии отсутствия у обслуживаемого родственников и его малообеспеченности, ситуации, порожденные безра-ботицей, стихий¬ными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэт-ничес¬кими конфликтами. Бесплатные услуги оказываются также несо¬вершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе опре¬делять дополни-тельные основания для оказания социальных услуг. Статья 17 Закона оп-ределяет перечень учреждений социального об¬служивания, на деятель-ность которых он распространяется: комплексные центры, центры соци-альной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры социально-педагогической помощи, дома ночного пребывания, стационарные учреж-дения социального обслуживания и др. Закон устанавливает, что деятель-ность негосу¬дарственных и немуниципальных социальных служб подле-жит ли¬цензированию в порядке, утвержденном Правительством Российс¬кой Федерации. В Законе определены порядок управления соци¬альными службами, дается разграничение полномочии федераль¬ных органов и ор-ганов власти субъектов Федерации в области со¬циального обслуживания населения.
Важное значение имеет раздел Закона, определяющий ресурс¬ное обеспечение социальных служб. В частности, указывается, что данные службы в порядке, установленном законодательством, обеспечиваются зе-мельными участками, имуществом, а их финансиро¬вание осуществляется из средств федерального бюджета, государственных - из бюджета субъекта Федерации, муниципальных - из местного бюджета, иных форм собствен-ности - из источников, предусмотренных учредительными документами. Закон разрешает в качестве дополнительных источников привлекать сред-ства, посту¬пающие от целевых социальных фондов, кредиты банков и дру-гих кредиторов, доходов от предпринимательской деятельности самих уч-реждений (она должна осуществляться только в соответствии с уставными целями), от ценных бумаг, плату за социальные услуги, благотворительные взносы и т.п. В Законе подчеркивается, что льготы и гарантии социальным работникам, устанавливают федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим подтвер¬ждается, что медицинские работники государственных служб, не¬посредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных для медицинских работников государст-венных учреждений здраво¬охранения. На сотрудников государственных социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реаби-литацию не¬совершеннолетних, распространяются льготы, предоставляе-мые законодательством педагогическим кадрам образовательных учреж¬дений для детей-сирот, детей, оставшихся на попечении родите¬лей, и спе-циальных учебно-воспитательных учреждении для несовершеннолетних.
Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собст-венности устанавливаются их учредителями самостоятельно.
Закон устанавливает ответственность за его нарушение, поря¬док об-жалования действий (бездействия) социальных служб в орга¬нах государст-венной власти, местного самоуправления или через суд.
Важное значение для совершенствования
социального обслужи¬вания
В Законе определены формы социального обслуживания:
• социальное обслуживание на дому;
• полустационарное социальное
обслуживание в отделениях дневно-го
(ночного) пребывания учреждений социального
обслуживания;
• стационарное социальное обслуживание в стационарных уч¬реждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наиме-нования);
• срочное социальное обслуживание;
• социально-консультативная помощь.
Закон определяет права граждан
пожилого возраста и инвалидов в
сфере социального
Впервые в Законе Российской Федерации регламентируются вопро-сы профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.
Что же касается документов, непосредственно затрагивающих тему дипломной работы, т.е. регулирующих социальную работу с малоимущи-ми на селе, то нельзя назвать каких-либо конкретных нормативно-правовых актов.
Можно выделить Федеральный
закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ "О
государственном регулировании
агропромышленного производ-
Можно также отметить Постановление Минтруда РФ от 27 июля 1999 года № 32 "Об утверждении Методических рекомендаций по ор-ганизации деятельности государственного (муниципального) учрежде-ния "Комплексный центр социального обслуживания населения". В этом документе даются рекомендации по организации деятельности КЦСО и приводятся нормативы по количеству обслуживаемых лиц как в город-ской, так и в сельской местности .