Социальная работа с малоимущими на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Представленная дипломная работа посвящена одному из вопросов одинаково актуальному как для Рязанской области, так и для России в це-лом – социальной работе с малоимущими категориями населения, прожи-вающими в сельской местности.
Дипломная работа является законченной работой на утверждённую тему. Она имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, опреде-ляются объект, цель и задачи работы, анализируется используемая литера-тура.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты малоимущих кате-горий населения.
§ 1. Малоимущие категории населения как объект социальной работы.
§ 2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с малоиму-щими.
§ 3. Особенности социальной работы в сельской местности.
Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями населения, проживающими на селе.
§ 1. Деятельность органов социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности в регионах РФ.
§ 2. Социальная работа на селе с малоимущими на территории Рязан-ской области.
§ 3. Предложения по развитию системы социальной работы с малоиму-щими гражданами в сельской местности на территории Рязанской об-ласти.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5. Иллюстрированный материал: схемы, таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 137.49 Кб (Скачать файл)

5. Роль систем неформальной  поддержки. В сельской местности  взаимосвязи людей и их солидарность  в ощущениях и идентичности  при-водят к сильной взаимозависимости друг от друга. Поэтому сельские жи-тели, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обра-щаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дру¬жеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные фор¬мы: натуральная помощь, взаимообмен с другими семьями, да¬рение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др. Механизм взаимопомощи, посредством которо¬го в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число учас¬тников, - важное средство социальной защиты человека. И этот фактор не-обходимо учитывать социальному педагогу и социально¬му работнику.

6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства  и дру¬гих структур люди сами  организуют домашний или семейный  биз¬нес, мо-билизуя наработанные прежде связи, устанавливая контак¬ты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семей¬ной экономики. Имеется много приме-ров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавли¬вают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многосто¬роннее кооперирование становится основой существования лич¬ных подсобных хозяйств.

7. Роль общественного мнения. В пространственно ограниченной  сельской среде большое знамение  имеет общественное мнение. Например, действиям властей, когда они  ориентированы на лич¬ную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся  на селе тради¬ции общинности, коллек-тивного действия сельских жителей, с ко¬торыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руково¬дитель не может, игнорируя последую-щую реакцию, снять с долж¬ностного поста бригадира или специалиста, ко-торый пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротив¬ление ощущают руководители-"чужаки", т.е. те, которые не были изначально его жителями – "своими" в сознании местных селян. Но не вез-де рядовые люди способны на противостояние власть иму¬щим. И это об-стоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на си-туацию в селе в целом и на положение каж¬дой семьи в отдельности.

Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профес-сиональной социальной деятельности, должна вписаться  в сложную систе-му социальных отношений, базирующихся на исто¬рических, культурных, хозяйственных традициях той  или иной сель¬ской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и по-нимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к .традициям данной местности, использовать исторический опыт социаль-ной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказа¬ние помощи человеку, его семье, общине.

В целом социальная работа на селе определяется конкретной соци-альной ситуацией, с которой сталкивается социальный педа¬гог или соци-альный работник и которая требует своих методов, своих приемов реше-ния, особой формы социального участия.

 

Глава 2. Анализ опыта социальной работы с малоимущими категориями  населения, проживающими на селе.

 

§ 1. Деятельность органов  социальной защиты населения по работе с малоимущими в сельской местности  в регионах РФ.

 

В условиях сложившейся на селе социально-экономической ситуа-ции самыми социально незащищёнными категориями населения оказались граждане пожилого возраста и инвалиды. Если в условиях города жизнен-ные трудности сглаживаются за счёт более развитой социальной инфра-структуры, то на селе они ощущаются в полной мере. Исходя из этого, система социальной защиты малоимущих на селе в основном ориентирует-ся на эти категории населения и строится с учётом особенностей сельской жизни.

Наибольший интерес в  рамках темы дипломной работы представляет опыт работы с малоимущими категориями  населения на селе в соседних с  Рязанской областью регионах.

Одной из областей, в которых хорошо развита система  социальной работы с малоимущими, проживающими  на селе, является Липецкая об-ласть. В 1998 году на основе Федеральной целевой програм¬мы "Старшее поколение" там была разра¬ботана аналогичная областная про¬грамма все-сторонней помощи пожи¬лым людям, в рамках которой появи¬лось общест-венное дви¬жение "Мы твой дом и тепло сохраним". Оно стало для жителей области своеобразным синонимом программы "Старшее поко¬ление", прак-тическим инструментом её реализации.

Движение вышло далеко за рамки оказания только социально-бытовых  услуг пре¬старелым людям. Наиболее острые их проблемы реша-ются в комплексе. Уже прочно вошли в практику социальной работы такие формы, как столовые на дому, скорая социально-бытовая помощь, соци-аль¬ные огороды, социальные такси. Большой акцент сделан на создании условий по поддержанию хорошего мо¬рально-психологического и физиче-ско¬го состояния людей пожилого и старче¬ского возраста, возвращение в их жизнь всей полноты общения, интерес¬ного досуга.

Сегодня в системе надомного  об¬служивания области работают 185 от¬делений социальной помощи. Около 3 тысяч социальных работников ежедневно  занимаются обслуживанием одиноко  проживающих граждан. Социаль¬ную  помощь на дому получают из каж¬дых 10 тысяч  пенсионеров 412 человек. Этому способствуют и доступные для всех категорий  пенсио-неров тарифы на оказание социальных услуг. Как извест¬но, на федераль-ном уровне они уста¬новлены в размере 25 % от разницы между пенсией и прожиточ¬ным минимумом, что заметно уменьша¬ет доходы получателей максимального размера пенсии. А к этой категории от¬носятся участники и инвалиды войны, вдовы погибших. Главой обла¬стной администрации было принято по¬становление, значительно снижающее расходы пожилых людей на оплату со¬циальных услуг. Верхний предел был ус¬тановлен в размере 5 % от по¬лучаемой пенсии, значи¬тельно расширен перечень самих услуг. Аналогичные постановления были при¬няты и в районах области, где в за-висимости от местных экономичес¬ких и финансовых возможностей "пото¬лок" платежей был снижен ещё раз. Та¬ким образом, в области никто из об-служиваемых пенсионеров не платит за социальные услуги больше 50 руб-лей. Причём, эта сумма выходит только при максималь¬ной пенсии или при наличии двух пен¬сий одновременно. Остальным же на¬домное обслужива-ние обходится ещё дешевле. Девять тысяч человек из пят¬надцати тысяч получают все виды по¬мощи бесплатно.

Впервые в Липецкой области  была введена такая услуга как  столо-вые на дому. 530 пожилых людей, состоящих на обслуживании, питаются сегодня в соответствии с рекомендаци¬ями медиков и с учётом их собст-венных вкусов. Чтобы домашние обеды были разнообразны и полезны, со-циальные работники прошли специальное обуче¬ние поварским навыкам.

Используются в надомной кулинарии овощи, выращенные на огоро-дах подо¬печных. Эти приусадебные участки, что очень важно, также нахо-дятся в хозяй¬ских руках работников служб социаль¬ной помощи. Адресные социальные ого¬роды приносят пенсионерам двойную пользу: заполняются их погреба овоща¬ми, вплоть до нового урожая, а излишки продукции вы-годно реализуются, при¬нося хорошую прибавку к пенсиям. Часть денеж-ных средств, полученных от реализации сельхозпродукции, идёт на оплату коммунальных платежей (газ, вода), приобретение необходимых вещей. Кроме этого в некоторых районах области земля, которая не обрабатывает-ся, сдаётся в аренду соседям в обмен на молочные продукты.

Таких социальных огородов насчитывается  по области более 500. Размеры участков колеблются от 5 до 60 соток. Общие доходы их вла¬дельцев составили с начала проведения акции более 3 млн. рублей. В сред-нем прибыль с каждого социального огорода составляет приблизительно 2 – 2,5 тыс. рублей, что является хорошей прибавкой к пенсии. К выращива-нию овощной продук¬ции на социальных огородах прилагают силы и тех-нические средства сельскохозяйственные предприятия, в которых пенсио-неры когда-то трудились всю свою жизнь. При районных школах создают-ся специальные "Бригады милосердия", которыми оказывается практиче-ская помощь по посадке, прополке и уборке овощей. Например, только в Красненском районе в 2001 году было создано 10 подобных бригад.

Получили распространение  по всей области бригады экс¬тренной  со-циально-бытовой по¬мощи, выполняющие  все необходимые виды работ - от вспашки  огородов до ремонта домов и на¬дворных построек.

За счёт средств областного бюджета была проведена бесплатная га-зификация домов пенсионеров и инвалидов. С 1998 года, за период дейст-вия областной программы бесплатной газификации, газовое топливо при-шло в 2000 домов и квартир.

Администрация оказывает  малообе¬спеченным жителям области, в разряд которых попали многие пенсионеры, ежемесячную адресную по-мощь, чтобы по возможности поднять их уровень по¬требления, от которо-го напрямую зави¬сит качество жизни и её продолжитель¬ность. В 2001 году на адресную по¬мощь для всех категорий малоимущих из областного бюд-жета было израсходовано более 29 млн. рублей.

Во многих районах области  организована работа службы "Социаль-ное такси". Этот важный вид услуг снимает у пожилых людей такие про-блемы как посещение областных больниц, протезно-ортопедической мас-терской. Транспортные услуги социального автопарка оказываются бес-платно или за умеренную плату.

Повсеместно создаются социальные аптеки, парикмахерские, пра-чечные.

Приобрела чёткие очертания  ещё одна форма надомного обслужива-ния одиноких людей преклонного возраста, которая остро востребована сегодня - медико-санитарная помощь в виде не¬сложных процедур, масса-жа, выполне¬ния врачебных назначений. 874 соци¬альных работника полу-чили для этих целей начальное медицинское образо¬вание в объеме, необ-ходимом для ухо¬да за пожилым человеком на дому. Формируются домаш-ние аптечки у об¬служиваемых, проводятся профилактические осмотры. Кроме того, органы социальной защиты населения совме¬стно с органами здравоохранения со¬здали в стационарах 560 социальных коек для лечения и обследования пожи¬лых людей.

В ходе проведения акции параллельно  решены задачи повыше¬ния технической  оснащенности отделе¬ний социального  обслуживания, от ко¬торых в конечном итоге зависит качест¬во и  сроки предоставления услуг. На се¬годняшний день в системе социального обслуживания задействовано 12 тракторов, 87 лошадей, 12 мотоблоков, приобретены в достаточном ко-личестве бензопилы, стиральные машины, различный инст¬рументарий.

Для обеспечения необходимого ка¬чества и разнообразия услуг  по-стоянно совершенст¬вуется образовательный уровень социальных работни-ков в различных областях знаний. Они получили, кроме уже названных специальностей, знания по практической психологии. Кадровый потенциал службы достаточ¬но высок, что также положительно ска¬зывается на качест-ве работы с пожилы¬ми людьми и способствует развитию всей системы со-циальной защиты.

Заслуживает внимания и опыт Ивановской области . Сейчас об-ласть находится в конце регионов России по уровню доходов населения, размеру среднемесячной зарплаты и покупательной способности населе-ния. В этих непростых условиях областной администрации приходится прилагать много усилий для того, чтобы обеспечить достаточный уровень социальной защищённости малоимущих категорий населения.

Тяжёлая социально-экономическая  ситуация в области не могла не отразиться и на демографической  ситуации.

Численность населения области  неуклонно сокращается. На одного родившегося  приходится 2,6 умерших. Нагрузка на трудоспособное насе-ление достигает 75-80 %. Стабильно растёт количество детей-инвалидов.

В этих условиях администрация  области уделяет огромное внимание проблеме адресного характера социальной поддержки населения, особенно пенсионеров.

Ивановская область относится  к самым "старым" субъектам  Россий-ской Федерации. Если в целом по России доля лиц пенсионного возраста немногим превышает 20 %, то в Ивановской области приближается к 25 %. К тому же процесс старения населения является стабильным. Сравнитель-ные данные показывают увеличение продолжительности жизни, а значит и увеличение количества пенсионеров.

В этих условиях забота и  внимание к людям пожилого возраста яв-ляется одним из приоритетов администрации области.

Ивановская область одной  из первых (в 1996 г.) приняла закон  об-ласти "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали-дов", который дополняет и конкретизирует аналогичный федеральный за-кон.

Начиная с 1995 года, в области  каждые два года проводятся монито-ринговые исследования, посвященные изучению степени адаптации пожи-лых людей к рыночным отношениям.

Большой интерес представляет Мониторинг покупательной способ-ности средней пенсии в Ивановской области за период с 1990 по 2000 го-ды. Т.е. была рассчитана покупательная способность средней пенсии за основные продукты питания. За исследуемый период покупательная спо-собность средней пенсии в области в перерасчете на продукты питания со-кратилась от 214 единиц в 1990 году до 70 - в 2000 году.

В соответствии с Федеральным  законом "Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации" в области в 1996 году было утверждено Положение о порядке  оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации.

В соответствии с ним материальная помощь гражданам, находящим-ся в трудной  жизненной ситуации, оказывается через пункты срочной со-циальной помощи, созданные во всех районах области, в виде денежных средств, продуктов питания, горячих обедов, одежды, обуви, средств сани-тарии, гигиены, других предметов первой необходимости, оплаты топлива, проезда.

Право на получение материальной помощи имеют:

• неработающие пенсионеры и инвалиды;

• получатели пенсии за умершего кормильца;

• семьи, имеющие детей-инвалидов, многодетные, неполные семьи;

• лица, без определенного места жительства;

• неработающие трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I груп-пы, престарелыми гражданами старше 80 лет, если сово-купный доход семьи на одного человека ниже бюджета прожиточного минимума, установленного в области для со-ответствующих категорий граждан.

Право на получение материальной помощи также имеют граждане, попавшие в экстремальные жизненные ситуации вследствие стихийных бедствий и  катастроф, пожаров, конфликтов, болезней и пр. независимо от доходов.

Гражданин, обратившийся за материальной помощью, предоставляет  заявление и документы, подтверждающие его право на получение помощи. На основании этого работниками  пункта срочной социальной помощи со-ставляются акты материально-бытового обследования. В случаях возник-новения сомнений в объективности представленных документов, работни-ки могут выйти на дом к заявителю.

Информация о работе Социальная работа с малоимущими на селе