Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Задание 1 Тема. Социология как наука об обществе.

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.

Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.

Объектами социологии являются:

• глобальное мировое сообщество

• традиционное (национальное) общество

• микросообщество (социальная группа, семья и др.)

• отдельная личность.

Предмет социологии - познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнидеятельности или социальных организаций.

Уровни социологического знания:

• общесоциологические теории

• специальные социологические  теории

• конкретные социологические исследования

Уровни различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых обобщений и выводов. Отрасли социологии:

• этническая социология

• политическая социология

• социология культуры

• социология труда и трудовых организаций

• социология семьи

• социология личности

• социология конфликта

Общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм.

Система - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

Категории и  законы науки - устойчивые необходимые связи, характеристики формирования, функционирования социальных групп, начиная от семьи до общества.

Понятие "социального" - особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или к чему-либо.

Социальная  реальность - часть реальности, изучаемая анкетным опросом и описываемая социологическими понятиями.

Социальная  наука - наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

Функции социальной науки:

1.Познавательная функция социологии  заключается:

• в исследовании социальных явлений

• в получении научных представлений  о сущности и содержании социальных явлений

• в исследовании связей с другими  явлениями

• в изучении характера и закономерностей  развития социальных явлений

Познавательная функция социологии заключается также в том, что  на основе анализа социальных процессов вырабатываются научные прогнозы их развития во всех сферах жизни общества (материальной, политической, духовной).

2.Практическая функция социологии заключается в том, что на основе эмпирического и теоретического  анализа  социальных явлений  разрабатываются  практические рекомендации.

Эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

3.Идеологическая функция социологии: социология в той или иной форме выражает интересы социальных групп, классов, политических партий и т.д.

Социальное  управление - в широком смысле слова управление всеми и любыми общественными процессами, в узком смысле - управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Методы в  социологии - правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей (состояний и свойств). Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Укажите, на каких этапах Вашей жизни социология может иметь для Вас практическое значение и в каком плане.

Когда я закончила школу, я задумалась над выбором своей дальнейшей судьбы. Мне пришлось определять свои цели, место в обществе, которое я хотела бы занять, желаемый статус, роль.

2. Покажите в хронологическом порядке, соответствующем основным периодам Вашей жизни, конкретные проблемы, изучаемые Вами в рамках   трех основных уровней социологического знания.

Отношения между одноклассниками, учениками и учителями, собой и своими родителями.

Отношения в обществе в целом, формирование своего отношения  к обществу, своей позиции в обществе.

Определение своего настоящего общественного  статуса, желаемого общественного  статуса, а также разницы между ними и постановка задачи достижения желаемого статуса с точной и правильной координацией своих действий и поступков.

3.Перечислите отрасли  социологии, в которых исследуются  области жизнедеятельности общества, соответствующие различным периодам Вашего жизненного пути, указав их в хронологическом порядке. Социология семьи, социология культуры, социология личности, социология труда.

4.Назовите социологические  понятия (категории), которые Вы  использовали в школьном возрасте  и укажите, в каком значении Вы их применяли. Группа — объединение нескольких людей в классе, во дворе, имеющих общие интересы. Статус - положение в группе.

5.На каком уровне социологического  знания возможно изучение проблем,  связанных с Вашей работой.

Для меня лично - это конкретная социологическая теория

6.Перечислите социальные  науки, которые вы изучали в  разные периоды своей жизни.  Обществоведние, культурология, политология, философия, психология, социология

7.Назовите те функции  социологии, которые могли бы  реализоваться в конкретные периоды Вашей жизни, если предположить, что Вы владеете социологическим знанием с детства.

Детство - познавательная функция, затем, по мере накопления материала, практическая, идеологическая.

8.Назовите общенаучные методы, которые используются в курсах естественных и социальных наук.

Наблюдение, эксперимент, методы анализа  документов.

9.Объясните смысл понятия "мировоззрение" и покажите, при помощи каких школьных и вузовских дисциплин оно формируется.

Мировоззрение - это система взглядов, отношение к чему- либо. Мировоззрение формируется при помощи широкого круга дисциплин, изучая которые человек должен не только учить и применять какие-либо правила и точные формулы, но, что особенно важно, уметь анализировать ситуации, делать выводы и принимать собственные решения, с учетом его личного мнения и опыта.

10.Назовите три понятия  социологической науки, которые  использовались Вами в различные  периоды Вашей жизни, и объясните  их смысл для каждого из  указанных периодов. СОЦИОЛОГИЯ - это:

Наука об обществе и его элементах, Наука об общественных отношениях, Наука, изучающая механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами.

11.Перечислите конкретные проблемы, которые могли бы изучаться при помощи опросных социологических методов, соответственно, в рамках каждого хронологического

этапа Вашей жизни.

Популярность  того или иного предмета (преподавателя) среди учащихся школы

Выбор высшего  учебного заведения

Престижность  своей будущей профессии.

Выбор своего желаемого общественного статуса  и роли, координация действий для  достижения этого.

12.Назовите формы социальной  реальности, окружающей Вас в  основные этапы Вашей жизни.

13.На каком этапе  Вашей жизни социологическое  знание может быть для Вас инструментом решения каких-либо социальных проблем. Назовите эти проблемы. В школьном возрасте - стремление занять положение среди сверстников (в классе, во дворе и т.д.), отношения со взрослыми (достижение признания тебя взрослыми как самостоятельного, разумного человека) и т.д. По окончании школы - те же отношения в группе между студентами и отношения с преподавателями, но на первое место должно выйти не стремление казаться взрослее и лучше всех, а умение осознать свое настоящее «Я», его потребности в будущем, его будущий статус в обществе. То есть в этот период человек должен не только уметь слушать учителей и делать все согласно их требованиям, но, что намного важнее, формировать свое собственное мнение и уметь анализировать ситуацию и при необходимости мочь отстаивать свое мнение по любому вопросу.

14.Назовите отрасли социологии, которые могли бы в настоящее  время иметь для Вас практическое  значение. Объясните почему.

Социология личности. В данный период моей жизни для меня лично наиболее важно научиться правильно ориентироваться в этой жизни, понять свои настоящие и важнейшие потребности и сформировать в себя как личность.

15.Объясните различия между понятиями "общество" и "социальная реальность". Общество — это субъект общественных отношений, а общественная реальность - это ситуация, сложившаяся в обществе в результате общественных отношений.

Задание 2 Тема. Человек и общество

Социализация личности включает в себя:

• образование

• воспитание

• совокупность стихийных  воздействий на становление личности.

Социализация происходит в течение  всей жизни человека. Принято выделять:

• первичную социализацию (охватывает период детства)

• вторичную социализацию(зрелый и преклонный возраст).

Существуют два основных подхода  в определении сущности социализации личности:

• согласно первому подходу  человек - пассивный объект воздействия  общества

• второй подход основан на парадигме  взаимодействия. Подчеркивает активность агентов социализции (со стороны общества) и активность, избирательность отдельного индивида.

Подавляющее большинство современных социологов согласно со вторым подходом.

9 Личность - функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе

Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.

Социальная среда личности - среда обитания человека.

Микросреда - среда, окружающая человека на бытовом уровне.

Макросреда - среда в большем масштабе

Социальный  тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей

Статус - позиция, положение человека в группе или обществе. Всегда результат социализации. Человек меняет статус по мере жизни, причем на каждом этапе он несет несколько статусов.

Социальная  роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией, личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальная типология:

• традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореализации низкий.

• идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие.

• фрустрированный тип личности - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием.

• реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем.

• гедонистические  материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Принято выделять также:

• модальный тип личности (преобладающий в данном обществе)

• идеальный тип личности (не привязан к конкретным условиям)

• базисный тип личности   (максимально отвечающий потребностям современного общества)

Человеческий  индивид понимается как конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода (от лат. Individ - неделимый, конечный).

Дихотомические концепции личности ( dichotomia - разделение надвое):

• свобода – детерминизм

 рационализм - иррационализм

• конституционализм - обусловленность  внешней средой

• познаваемость – непознаваемость

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.Выделите периоды Вашей социализации в соответствии с основными этапами Вашего жизненного пути и дайте им краткую характеристику. Первичная - с детского возраста каждый усваивает определенные нормы и законы через воспитание, затем образование; Вторичная - по мере расширения пространства деятельности человека мы усваиваем нормы и законы, действующие в тех социальных группах, • которым  мы  принадлежим,  учимся  соответствовать  требованиям, предъявляемым обществом к личности

2.Покажите особенности вторичной социализации на примерах Вашей жизни. Став взрослым, самостоятельным человеком я расширила границы своего общения с людьми, через общение в различных социальных группах, я научилась ориентироваться в обществе, видеть наиболее привлекательные для меня группы по интересам, выбирать круг общения

3.Назовите личностные  черты, приобретенные Вами на  основных этапах процесса Вашей  социализации.

Честность, открытость, доброта - это  то, чему меня учили в детстве. Затем  появились твердость, постоянство  и самоуважение

4.Покажите особенности социальной среды, окружающей Вас на этапе вторичной социализации.

Производственная  среда - состоит из абсолютно различных  людей (по образованию, по характеру, по целям в жизни и т.д.), которые  встречаются на работе, делают общее  дело с 8.00 до 17.00, а потом расходятся. Среда университета - группа людей (студентов и преподавателей) которые взаимодействуют между собой.

5.Перечислите виды микросреды, в которые Вы входили, указав  их в хронологическом порядке в соответствии с основными этапами Вашего жизненного пути.

Семья, группа детского класса, группа друзей, класс, группа в университете.

6.Назовите основные, на  Ваш взгляд, параметры макросреды, соответствующие настоящему этапу  Вашей жизни. Университет: аудитории, библиотеки, преподаватели, сокурсники, экзамены

7.Перечислите последовательно статусы, занимаемые Вами с детства и по настоящее время.

Информация о работе Социология как наука об обществе