Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.
Из-за причин зоологического
несовершенства отдельный человек
в отрыве от коллектива себе подобных
не может ни поддерживать свое существования,
ни тем более завершить
Кроме гарантий сохранения рода
человеческого общество сверх этого
даёт каждому своему члену ряд
других, невиданный в животном мире
преимуществ. Так только в обществе
новорождённый биологический
Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни
Изучение человеческих обществ
начинается с изучения основных условий,
которые определяют их функционирование,
их "жизнь". Понятие "социальная
жизнь" употребляется для обозначения
комплекса явлений, которые возникают
в ходе взаимодействия человека и
социальных общностей, а также совместного
использования природных
При анализе основ социальной
жизни следует подвергнуть
Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.
Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.
К специфическим биологическим
свойствам человека относится длительная
зависимость детей от родителей,
медленный этап роста и полового
созревания. Социальный опыт, интеллектуальные
достижения не закрепляются в генном
аппарате. Это требует внегенетической
передачи нравственных ценностей,
идеалов, знаний и навыков,
накопленных предыдущими
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.
При утверждении огромного
значения биологической основы деятельности
человека не следует абсолютизировать
некоторые устойчивые различия
в особенностях организмов, являющиеся
основой деления человечества
на расы, и якобы предопределяющие
социальные роли и статусы индивидов.
Представители
Проанализируем различные
аспекты влияния географической
среды на жизнедеятельность человека
как субъекта социальной жизни. Следует
отметить, что есть определенный минимум
природно-географических условий, который
необходим для успешного
Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне ( в полярной зоне, в степи или в субтропиках).
Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.
Умеренный климат в наибольшей
степени способствует активности. Такие
факторы как атмосферное
Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.
Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".
На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.
Находит отражение географическая
среда и в самосознании народов
в виде представления о "родной
земле". Некоторые ее элементы либо
в виде зрительных образов (береза у
русских, тополь у украинцев, дуб
у англичан, лавр у испанцев, сакура
у японцев и т.п.), либо в сочетании
с топонимикой (реки Волга у русских,
Днепр у украинцев, гора Фурзи
у японцев и т.п.)становятся своего
рода символами национальной принадлежности.
О влиянии географической среды
на самосознание народов свидетельствуют
и названия самих народов.Например,
Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).
Исходя из вышеизложенного,следует
отметить, что при рассмотрении роли
географической среды недопустим "географический
нигилизм", полное отрицание
воздействия ее на функционирование
общества. С другой стороны, нельзя
разделить точку зрения представителей
"географического детерминизма",
которые усматривают
Социальная жизнь
Исторические типы социальной жизни
В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.
Сторонники первого подхода
("социальный атомизм") полагают,
что общество - это совокупность
отдельных индивидов и
Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.
Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собственную жизнь и организацию".
Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.
В социальной деятельности личности
проявляются устойчиво-повто
Система - это определенным
образом упорядоченное
Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.
Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости
общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция ( разрушающая функция ) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.
В социологии сложилась определенная
типология обществ. Исследователями
выделяется традиционное общество. Им
является общество с аграрным укладом,
с малоподвижными структурами
и основанном на традиции способом
регулирования отношений между
людьми. Для него характерны крайне
низкие темпы развития производства,
которые могли удовлетворить
потребности лишь на минимальном
уровне, большая невосприимчивость
к нововведениям, обусловленная
особенностями его функци