Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы явилась разработка основных направлений оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов.
Для реализации сформулированной цели перед нами поставлены следующие задачи: выяснить и определить роль и значение договора в оформлении международной торговой сделке, рассмотреть понятие международной торговой сделки и свойственных ей внешнеторговых рисков, изучить теоретические аспекты формирования условий внешнеторговых договоров,, на практическом материале рассмотреть договорную работу и проанализировать исполнение контрактов, выяснить необходимые условия для работы фирмы на внешнем рынке, рассмотреть практику заключения и проанализировать содержание контрактов АО «Ресола», определить эффективность внешнеторговых контрактов, разработать основные направления оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов, рассмотреть отдельные вопросы совершенствования преддоговорной работы, выяснить зависимость эффективности контрактов от качества их оформления, рассмотреть и сформулировать условия, формирующие вступление контракта в силу и его действие.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная торговая сделка и основные внешнеторговые.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

Реферат: Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными  изменениями форм и методов, которые  применялись на протяжении десятилетий  предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Но вцелом это положительное  явление, имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие широкое и  экономически выгодное вовлечение в  процесс мировой торговли отечественных  предприятий. Один из таких недостатков - отсутствие необходимого опыта, а порой и элементарных знаний об условиях и особенностях деятельности на непривычном для наших предприятий международном рынке.

Фирмы могут стать  участниками внешнеэкономической  деятельности по разным причинам:

• фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, посколько необходимые материалы, товары и услуги нельзя получить от отечественных производителей;

• многие фирмы могут  получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом;

• другие фирмы действуют  как посредники между покупателями и продавцами в разных странах.

Т. е. все они участвуют  в международной торговле.

Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан со множеством практических финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем.

Любая международная  торговая сделка подразумевает под  собой договор между сторонами, находящимися в разных странах, участвующими в ней. Однако, чтобы стать полноправным участником международной торговли, необходимо заключать договоры на взаимовыгодных условиях, а для этого надо знать и учитывать множество тонкостей, связанных с ведением внешнеторговых операций на международном рынке. И поскольку российские предприятия имеют не столь большой опыт деятельности на внешнем рынке, то целью этой работы является выявление основополагающих моментов не только для выхода на международный рынок, но и укрепление позиций российских предпринимателей на нем, а также желание помочь избежать им ошибок при заключении внешнеторговых договоров.

Так как договор международной  купли-продажи превалирует в экономическом  обороте, потому что большинство  операций мировой торговли связаннос  реализацией разнообразных товаров, то целесообразным в данной работе посчитали уделить внимание именно этому виду договора.

Сделки купли-продажи, оставаясь неизменными по сути, притерпевают серьезные изменения по форме: появляются новые элементы, усложняется их стуктура и содержание.

В этой связи разработка дипломного проекта на тему «Договор как взаимосогласованное волеизъявление сторон в международной коммерческой практике» представляется весьма актуальной.

Целью написания дипломной  работы явилась разработка основных направлений оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов.

Для реализации сформулированной цели перед нами поставлены следующие  задачи: выяснить и определить роль и значение договора в оформлении международной торговой сделке, рассмотреть понятие международной торговой сделки и свойственных ей внешнеторговых рисков, изучить теоретические аспекты формирования условий внешнеторговых договоров,, на практическом материале рассмотреть договорную работу и проанализировать исполнение контрактов, выяснить необходимые условия для работы фирмы на внешнем рынке, рассмотреть практику заключения и проанализировать содержание контрактов АО «Ресола», определить эффективность внешнеторговых контрактов, разработать основные направления оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов, рассмотреть отдельные вопросы совершенствования преддоговорной работы, выяснить зависимость эффективности контрактов от качества их оформления, рассмотреть и сформулировать условия, формирующие вступление контракта в силу и его действие.

Предметом исследования явилась формулировка и фиксация отдельных существенных моментов внешнеторговых контрактов.

Объектом исследования выбрано АО «Ресола».

В процессе работы использованы следующие методы: статистического  анализа, экспертных оценок, графоаналитический метод.

В период написания дипломной  работы использованы труды многих авторов, как зарубежных, так и отечественных, таких как Деян Попов, Шмиттгофф  К., Белов А. П., Герчикова И. Н., Гринько  И. С., Тосимов В. А. и др.

Основным результатом работы явились: в теоретическом плане - на основе использования различных литературных источников формулирование роли и значения договора в оформлении международной торговой сделки; в практическом плане - предпринят углубленный анализ отдельных статей контрактов и их исполнения; в рекомендательном плане - разработаны основные направления оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов.

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ДОГОВОРА В ОФОРМЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВОЙ СДЕЛКИ.

1. 1. Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски.

Международная торговля представляет собой систему различных  коммерческих операций по купле и  продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных  государств, таким образом торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок). Следовательно важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большенстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Осбенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках как правило «пересекают» границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства.

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

Поэтому осуществление  международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения.

Правовой формой, опосредствующей международные коммерческие операции, является международная торговая сделка, обязательным условием которой является заключение ее с иностранным контрагентом.

«Под международной  торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и/или оказанию услуге соответствии с согласованными сторонами условиями»[6. с. 13].

Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.

Договор не будет считаться международным, если он заключен между сторонами  разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

Такое толкование договора содержится в Конвенции ООН о договорах  международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция 1980 г.) [27. с. 5] и  в Новой Гаагской Конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985 г.) [27. с. 52].

Под термином «торговая сделка»  понимаются все сделки, связанные  с обменом товарами в материально-вещественной форме и предоставлением услуг  как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот.

Признание за сделкой торгового  характера подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового  права, определяющим правила их заключения и исполнения.

«Стороны в торговой сделке относятся к особой категории предпринимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом также специальному правовому режиму. Важно подчеркнуть, что этот режим ослабляет формализм заключения сделок, поскольку коммерсанты освобождаются от ряда сложностей в доказательстве принятия договора. Это позволяет рассматривать сделку не только, когда она представлена в письменной форме, но и устно (по телефону, телетайпу).

В международной коммерческой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли-продажи, лицензионного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения н других. Взаимосогласованное волеизъявление, предусматривающее поставку товаров в материально-вещественной форме, сопровождаемую перечисленными выше обеспечивающими услугами, а также сопутствующими услугами (инжиниринговыми, лицензионными и т. д.), может облекаться в форму договора купли-продажи, заказа, тендера»[6. с. 13].

Следовательно нужно очень тщательно  продумывать каждый шаг, изучать внимательно все документы и процедуры, связанные с внешней торговлей, иначе даже мелкие детали, неучтенные при подписании внешнеторгового контракта, могут нанести непоправимый ущерб для сторон, участвующих во внешнеторговой сделке.

Поэтому внешнеторговые сделки являются одними из наиболее сложных и трудных для исполнения торговых операций. Они связаны с наибольшим объемом риска различного вида, как для покупателя так и для продавца. При внешнеторговых сделках товар выходит из владения продавца в одно время и в одном месте, а попадает во владение покупателя в другое время и в другом месте. Факторы «время» и «пространство» обуславливают условия каждой сделки, но наибольшее влияние они имеют при внешнеторговых операциях.

Значение фактора «время» растет в последнее время параллельно с ростом продаж в кредит в международной торговле. Даже и при продажах за наличные период от заключения сделки до оплаты является наиболее длительным именно при внешнеторговых сделках. В условиях таких длительных сроков для исполнения сделок может произойти целый ряд изменений в валютах, сроках, денежных, капиталовых и фрахтовых рынках. Могут иметь место изменения в административной и законовой регламентации внешней торговли в соответствующих странах. Не исключаются изменения производственных возможностей, а возможностей по поставке экспортеров и финансового состояния импортеров. Любое из этих изменений неминуемо касается интересов покупателя или продавца.

Что же касается фактора «пространство», следует подчеркнуть, что при утверждающейся тенденции к расширению географического охвата международной торговли и пространственной отдаленности покупателя от продавца увеличивается внешнеторговый риск. Пока товар выйдет с завода или со склада экспортера и прибудет на склад импортера, он часто проходит большое расстояние, меняет несколько видов транспорта, переходит во владение, распоряжение или под контроль различных физических или юридических лиц: покупателей, продавцов, экспедиторов, комиссионеров, погрузчиков, перевозчиков, администраций складов и др. Товар переходит из-под одной юрисдикции под другую. Не всегда налицо доверие между сторонами во внешнеторговых операциях.

Все это усложняет внешнеторговую деятельность и увеличивает риск при ней.

Этот риск имеет различное происхождение, а характер и многообразие видов риска изыскивает применение различных методов и подходов для его избежания.

Риск покупателя:

• заплатив, не получает товара,

• получает заказанный товар, но с опозданием, худшего качества, поврежденный или с недостачами,

• платит более высокую  цену, по причине спада цен после  даты договаривания к дате платежа.

• платит реально больше валюты, по причине повышения курса  валюты платежа после даты договаривания  к дате платежа.

Риск продавца:

• после того, как он экспедировал товар при открытом в его пользу товарном аккредитиве, не получает денег,

• после того, как он послал документы для инкассо, покупатель не принял документов,

• при договоренной поставке по акцепту тратты при аккредитивной  или инкассовой форме покупатель отказывается от акцепта,

• получает более низкую цену, по причине повышения цен  от даты заключения договора о поставке к дате платежа,

• получает реально меньше валюты, по причине спада курса  валюты платежа по отношению к  курсу валюты договаривания за период с даты договаривания к дате платежа.

Такое разнообразие видов  риска предопределяет и различные  методы для их нейтрализации.

Эти методы могут быть синтезированы следующим образом:

а) предотвращение риска,

б) распределение риска,

в) компенсация риска,

г) перевод риска.

Предотвращение риска - вид возможности «обойти» или разойтись с риском т. е. исключить из деятельности хозяйственной организации те мероприятия, сделки подходы, в которых может крыться риск. Но обыкновенно, чем меньше риск в данном мероприятии, тем меньше шансов для его результативности, а кроме того почти любое действие покроет риск. Строгое соблюдение правил по избежанию риска привело бы к замиранию деятельности хозяйственной организации. По этой причине предотвращение риска может быть рекомендовано только тогда, когда риск больше, чем ожидаемые положительные результаты.

Информация о работе Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски