Мусульманское право: основные черты и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.
Достигнуть данной цели представляется возможным только путем решения следующих задач:
1. Следует изучить развитие мусульманского права в целом.
2. Определить источники мусульманского права и его основные концепции.
3. Дать характеристику мусульманскому праву в целом.
4. Охарактеризовать права и свободы человека в пределах мусульманского права.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право: его развитие и основные источники
1.1 Развитие мусульманского права, влияние религии
1.2 Основные источники мусульманского права
2. Общая характеристика мусульманского права
2.1 Основные признаки мусульманского права
2.2 Характерные черты мусульманского права XX-XXI вв
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)

Доминирование религиозных взглядов на юридические проблемы присуще философии, а также теории мусульманского права.

Учитывая подобные моменты, следует проводить анализ его структуры и технико-юридического содержания. Так, например, детализированные казуальные нормы легко сочетаются с абстрактными положениями, притом, что две эти стороны мусульманского права совершенно не противоречат друг другу, но еще и носят религиозно-этнический характер ориентиров.

Но все-таки следует отметить тот факт, что аналогия общих ориентиров и четко определенных правил совсем не одинакова для двух частей мусульманского права. В первую из них включены предписания, которые касаются исполнения обязанностей религиозного толка (ибадат). А вторая сводится к нормам, которые определяют взаимоотношения между людьми (муамалат).

Все основополагающие правила «ибадат» содержатся в Коране и Суннах, в то время как большая часть четко определенных норм в сфере «муамалат» была сформулирована мусульманскими юристами.

В общем можно сказать, что эффективность механизма действия мусульманского права заключается в близости правосознания с нормами и в готовности мусульманского народа соблюдать эти нормы без какого-либо вмешательства со стороны государства.

Жестокость, гибкость и способность меняться имеет прямое отношение к двойственной натуре мусульманского права.

Значение, традиционность и преемственность мусульманского права можно объяснить тем, что правоверные принимают это право как некую систему предписаний, которое имеет божественное происхождение.

Но все-таки свободная формулировка положений Корана и Сунны юристами позволяют приспосабливаться к меняющимся отношениям в обществе, и в первую очередь, это касается «муамалат». Тесная взаимосвязь между правом и теологией выражается в пяти действиях мусульманского народа, которым придавался правовой и религиозный смысл, это:

- обязательные действия;

- рекомендуемые;

- дозволенные;

- предосудительные, не влекущие  за собой наказания;

- запрещенные, подлежащие  наказанию.

Предписания Шариата многообразны и очень строги. Они способствуют определению всех норм взаимоотношений в семье, обществе, регулируют гражданские отношения, и разрешают имущественные споры.

 

1.2 Основные источники  мусульманского права

 

Самым наиглавнейшим источником мусульманского права считается Коран.

Коран является священной книгой, которая почитается приверженцами всех мусульманских направлений. Коран служит основой законодательства у мусульман, религиозного и гражданского.

Название священной книги происходит от слова «кара'а», что в переводе с арабского означает «читать». В соответствии с мифологией мусульман, книгу передал сам Аллах пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. И с того времени книга якобы и не меняется. Что же касается научной точки зрения о появлении Корана, то ученые доказали, что священная книга в окончательной редакции была составлена и утверждена в период правления халифа Османа (644-656 гг.)

С научной точки зрения, Коран представляет собой сборник сочинений, принадлежащий перу многочисленных авторов. Все это отражено в содержании и стиле священной книги. Следует всего лишь ознакомиться с текстами, которые содержатся в нем, чтобы понять то, что написан Коран был абсолютно разными людьми.

Священная книга состоит из 114 сур или глав, которые поделены еще на 6219 аятов или стихов. Большинство аятов отражают мифологический характер текста, и только примерно в 500 аятов содержатся предписания, которые непосредственно относятся к правилам поведения мусульман. Причем, что не больше 80 из них можно рассматривать как четко правовые (по большей части это правила, которые относятся к семье и браку), оставшиеся же затрагивают ритуалы и обязанности религиозного толка.

Основные главы священной книги носят единичный характер и выражают собой четко определенные толкования, которые дает пророк в связи с частными случаями. Однако есть и такие главы, которые носят нечеткий характер, и поэтому могут иметь различное толкование. Это зависит в первую очередь от того, какое именно содержание в них вкладывается.

Вторым по своей значимости и авторитетности источником мусульманского права является Сунна. [4, С. 88]

Сунна представляет собой, так называемое священное предание, которое состоит из множества хадисов или иными словами, рассказов, о поступках и суждениях самого пророка Мухаммеда.

Зачастую хадисы содержат в себе правовые наслоение, которые отражают эволюцию социальных отношений арабского общества. Последнее редактирование хадисов осуществлялось еще в IX веке. В тот период были составлены шесть ортодоксальных сборников Сунны. Самым известным из них был сборник Бухари (умер в 870 году). Благодаря Суннам выводятся нормы брачного и наследственного характера, а также судебного и доказательственного права, и правила о рабах. Несмотря на то, что хадисы Сунны неоднократно проходили обработку, все-таки они содержат большое количество двойственных положений, и выбор самого справедливого из них полностью относятся на рассмотрение богословов-правоведов и судей.

Сунниты считали, что правовую и религиозную силу имели только те хадисы, которые пересказывались соратниками Мухаммеда. А шииты в свою очередь придерживались мнения, что действительными могут быть лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и его сторонникам.

Третье место среди источников шариата по праву занимает Иджма.

Иджма – это согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Вместе с Кораном и Сунной, Иджма причисляется к группе самых влиятельных источников мусульманского права.

По своей сути Иджма была составлена из числа совпадающих мнений по правовым и религиозным вопросам, высказанными соратниками Мухаммеда, либо самыми авторитетными мусульманскими теологами-правоведами, такими как имамы, муфтии и муджтахиды.

Формирование Иджмы происходило путем трактовки текстов священной книги Коран или Сунны, а также путем основания новых норм, несвязанных с Мухаммедом. В таких нормах, как правило, рассматривались самостоятельные правила поведения, и затем они при поддержки муфтиев и муджтахидов становились обязательными.

Подобного рода метод развития норм шариата получил название – «иджтихад». Обоснованность Иджмы как одного из главных источников мусульманского права вытекала из указаний Мухаммеда: «Если вы не знаете сами, то спросите того, кто знает».

Иджма давала право главенствующей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые нормы, правового характера и тем самым адаптироваться к постоянно меняющимся условиям феодального общества. Из этого можно сделать вывод, что Иджма играла огромную роль в развитии мусульманского права.

Наравне с Иджмой, как источник, дополняющий мусульманское право, существовала еще и Фетва.

Фетва – это мнения и решения, отдельно взятых муфтиев по правовым вопросам.

Широкое использование метода «иджтихада» в VIII-IX вв. позволило шариату активно развиваться концептуальным путем, сначала в работах вышеуказанных основателей самых авторитетных правовых школ, а затем и в трудах их последователей.

Наконец к X веку самые влиятельные теологи-юристы систематизировали весь накопленные за долгие годы правовой материал. Но уже в XI веке из-за обострившихся разногласий между самыми главными течениями в Исламе и различными правовыми школами (мазхабами), шариат практически перестал существовать как единая система. Расхождения, находившиеся внутри него, приобрели существенный характер.

Самым спорным из источников шариата, который вызвал бурю разногласий между направления, был Кияс.

Кияс – это решение правовых дел по аналогии. Согласно этому источнику правила, которые установлены в Коране, Сунне или Иджме, могут применяться к делу, прямо не предусмотренному в данных источниках права. А благодаря Киясу можно было с легкость и довольно быстро урегулировать совершенно новые общественные отношения, а также освободить мусульманское право в ряде случаев от теологического налета. Однако на деле, Кияс часто становился оружием нескрываемого произвола со стороны мусульманских судей.

Наибольшее обоснование этого метода было выражено Абу Ханифой и его приспешниками – ханифитами. Наиболее негативное отношение к Киясу выражали ханбалиты, а в особенности шииты, вовсе не признававшие Кияс в качестве источника права.

Также следует отметить тот факт, что как дополнительный источник мусульманского право, могли выступать местные обычаи, которые не вошли в сам шариат в период его становления, но в то же время и не противоречащие его нормам и принципам. Хотя в то же время получили признание те правовые обычаи, которые складывались в самом арабском обществе (урф), а также у народов, которые были завоеваны в результате арабских завоеваний, либо тех, кто подвергся в более поздний период влиянию мусульманского права (адаты), в том числе и у народов, которые населяют нашу страну.

Также, следует упомянуть и о производных от мусульманского права, таких как фирманы и кануны. [6, С. 114]

Фирманы представляли собой указы и распоряжения халифов, а кануны представляли собой законы. И те, и другие, соответственно не должны были противоречить принципам мусульманского права, а также дополняли его нормами, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения между государством и населением.

мусульманский право шариат коран

 

2. Общая характеристика мусульманского права

 

2.1 Основные признаки  мусульманского права

 

Особенностью шариата являлся тот факт, что его нормы тесно переплетались с религиозными предписаниями, которые, по сути, и определяли его действенность.

Мусульманское право представляет собой единство положений правового, религиозного и морального характера. Религия в нем проникает в ткани правовой материи на органическом уровне. Подобного рода этико-религиозные основы шариата, также как и конфуцианство в Древнем Китае, представляют собой образ жизни народа и определяют особенности цивилизации. Мусульманское право главным образом всегда было частным правом.

Устойчивость норм шариата можно объяснить замедленными темпами социального и экономического развития и сплетением права с религией. Этим же можно объяснить и тот факт, что в мусульманском праве до сих пор сохранились архаизм первобытнообщинного строя.

Но подобного рода устойчивость мусульманского права нельзя назвать безусловной. В то время, когда требовалось общественное развитие, всякого рода дополнения и изменения вносились под предлогом того, что уточнялись и разъяснялись уже существующие нормы.

И тот факт, что со временем Арабский халифат распался, это никак не отразилось на эффективности мусульманского права, ставшее к тому времени правом множества стран Азии и Африки, которые приняли Ислам. Особенность и неповторимость мировосприятия, а также морально-правовые нормы раннего возраста народа, которые были закреплены в религии, на множество веков определили оригинальность мусульманского права.

Сохранившийся архаизм первобытнообщинного строя главным образом повлияло на правовое положение мусульманского населения. Подобного рода архаизмы, которые были освящены мусульманской религией и базировались на равенстве всех верующих в Аллаха, оказались исключительным образом живучи. Преимущество верховного класса так и не закрепились полностью в праве. Что-то подобное преимущественному положению брахманов в Древней Индии, духовенства в феодальной Европе Арабскому халифату было не известно. Однако, все-таки свободные крестьяне, которые исповедовали Ислам, не имели равных прав с представителями верховного класса, и были подвержены усиленному налоговому обложению.

В Арабском халифате не существовало равенства в правах между мусульманами и не мусульманами. Так, например христианам, иудеям и др. не разрешались браки с мусульманами, запрещалось ездить на лошадях и т.д.

Особенной чертой мусульманского права считалось исключительное преимущество мусульманского народа над «неверными». Даже у раба мусульманского происхождения имелось гораздо больше привилегий, нежели у свободных не мусульман. Не мусульмане облагались особыми налогами, такими как:

- джизью (подушная подать);

- харадж (земельный налог). [5, С. 34]

Вразрез с мусульманскими концепциями шло и то, что покоренные народы, принявшие Ислам, не имели всей полноты прав.

В Арабском халифате рабство хоть и имело место быть, однако развито оно было не очень широко. В основном, труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Но после того, как арабы основали мощное централизованное государство, численность рабов резко увеличилась, а также выросли и масштабы их использования на работах в сельском хозяйстве и рудниках. Однако правовое положение рабов не настолько отличалось от правового положения свободных мусульман, как это происходило в античных странах. Рабы имели полное право участвовать в военных походах и заключать разного рода договора. В том случае, если военный поход проходил для раба достаточно удачно, то есть, он смог выделиться на общем фоне, то по принятию мусульманства, этот раб получал свободу. В период развития феодальных отношений на рабов распространилось право наследования. Незаметно, положение рабов стало приближаться к положению феодально-зависимых крестьян.

Если говорить о гражданском праве мусульман, то тут следует особо отметить право собственности на землю. Согласно мусульманской религии, вся земля принадлежит Аллаху. Но с появлением государства религиозные взгляды на характер земельной собственности, начали обеспечиваться с помощью силы государственного принуждения. Таким образом, в Арабском халифате было установлено главенствующее право государственной собственности на земли.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и источники