Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее многочисленным
и распространенным видом институтов
гражданского общества в литературе
принято считать добровольные негосударственные
некоммерческие объединения граждан.
Их функционирование связано с самостоятельной
реализацией различных
Добровольные
Однако помимо выделенных разновидностей институтов гражданского общества, не следует забывать о других формах объединения граждан и участия их в публичном политическом диалоге.
Во-первых, создание общественного
объединения может быть не связано
с необходимостью содержания специального
персонала, формирования имущества
для осуществления каких-либо финансовых
затрат, проведения специальных акций.
В таком случае государственная
регистрация, от которой зависит
получение объединением прав юридического
лица, не требуется. Участники объединения
могут руководствоваться своими
внутренними уставными
Во-вторых, участие граждан
в обсуждении насущных общественных
потребностей может быть вовсе не
связано с формализацией
Вне институциональной структуры добровольных объединений, т.е. при реализации свободы союзов, но в пределах сферы гражданского общества лежат и другие формы реализации свободы собраний. Так, более массовые формы коллективного обсуждения с целью привлечения внимания к той или иной общественной проблеме получают выражение в проведении демонстраций, митингов, шествий, пикетирований. Однако в этом случае появляется проблема соотношения гражданского общества и непосредственной демократии и соотношения их институтов.
В-третьих, участие граждан
в голосовании на референдуме, выборах,
в принятии решения по отзыву депутата
или выборного должностного лица,
составлении петиций и народных
правотворческих инициатив, местных
сходах граждан отчетливо отражает
участие граждан в социально-
В-четвертых, в контексте
проблематики гражданского общества часто
рассматривают средства массовой информации,
что нельзя не признать справедливым.
Однако статус СМИ настолько сложен
и своеобразен в сравнении
с другими институтами
Говоря о различных
организационных элементах
Во-первых, за пределами разговора об институтах гражданского общества остаются государственные органы и коммерческие организации, о чем мы уже говорили выше.
Во-вторых, несмотря на наличие
двух основных теоретических подходов
к происхождению местного самоуправления,
государственной и общественной
теории, где последняя располагает
к мысли о включении органов
местного управления в общественную
сферу, более целесообразно все
же выводить их за пределы гражданского
общества, поскольку в деятельности
муниципалитетов доминирует управленческая,
а не коммуникативная функция, структура
органов и порядок их работы копирует
не корпоративную организацию
В-третьих, к сфере гражданского
общества не относятся не только государственные
органы и органы местного самоуправления,
государственные и
В-четвертых, по сходным причинам
в орбиту гражданского общества не
включаются нотариальные или адвокатские
палаты и иные подобные "цеховые"
объединения, членство в которых
обязательно для занятия
В-пятых, довольно любопытным
в этой связи является вопрос о
формировании по инициативе государства
различных общественных структур для
стимулирования общественного диалога,
более полного гражданского участия
в политических инициативах государства.
Экономический и социальный совет
во Франции, Общественная палата в России
и другие подобные органы не относятся
в полной мере к институтам гражданского
общества, поскольку были инициированы
государством и им же формируется
часть состава. Создание некоего
общественного органа, который будет
синтезировать бесконечное
В-шестых, среди институтов, которые, как представляется, находятся вне пределов действия принципов гражданского общества, следует сказать об общественном институте семьи, который часто рассматривают в этом контексте. Семья не может относиться к институтам гражданского общества, поскольку ее создание направлено не на участие в общественной жизни, а, наоборот, на установление границы между семейным (частным) и общественным. В этом добровольном союзе возможно участие только двух супругов, в то время как членство в общественных объединениях открыто. Добровольным союзом является брак как официально признаваемое основание для создания семьи, но это добровольный союз не в смысле ассоциации, а в смысле сделки и т.д.
Далее обратим внимание на
два института гражданского общества,
которые играют совершенно особую роль
в системе общественно-
Средства массовой информации являются не совсем обычным институтом гражданского общества. Признавая в качестве основного назначения сферы гражданского общества поддержание высокого тонуса политической культуры, развитого публичного политического диалога, мы видим, что СМИ играют в этом процессе роль основного транслятора политических идеологий, взглядов, убеждений, мнений.
Российское законодательство под средствами массовой информации понимает лишь форму распространения информации для неограниченного круга лиц (газеты, журналы, теле- и радиопередачи). То есть здесь речь мы должны вести о СМИ только как о техническом канале трансляции мнений и опосредования публичного диалога. Это, в принципе, верно, но недостаточно для понимания подлинного места СМИ в гражданском обществе и оценки его правового положения. СМИ являются не просто техническим каналом передачи мнений, но и сами способны, как немногие другие институты гражданского общества, анализировать, сопоставлять и формировать общественно-политическую дискуссию.
В этом смысле восприятие СМИ
как организации более
Глава 3. Правовое государство как цель российского общества
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
Декабрь 1991 г. - без всяких
преувеличений поистине эпохальное
время. От него пошел отсчет новейшей
истории государства
Сначала напоминание о
ряде основополагающих фактов, которые
надо обязательно иметь в виду.
12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов
РСФСР выступил с Декларацией "О
государственном суверенитете Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики". В ней российский
многонациональный народ
8 декабря 1991 г. Республика
Беларусь, Российская Федерация
и Украина заключили Соглашение
"О создании Содружества
Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Опираясь на идеи упомянутых официальных актов и обогащая их, Конституция нормативно закрепила то краеугольное, исходное положение, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1).
Таким образом, на рубеже 90-х гг. XX в. авторитетно и осознанно обозначены ориентиры долженствующего быть впредь движения российской государственности, определен общий план государственно-правового строительства. Были ясно намечены контуры той политической модели, которую Россия твердо избрала для себя в качестве нового государственного устройства (в отличие от советско-коммунистического) - модели демократического правового государства.
Истекший срок в известном смысле достаточный для подведения первых итогов уже состоявшегося развития государства Российского. Дабы верно их оценить, необходимо специально подчеркнуть, что рассматриваемый период есть этап закладки фундамента; он - протяженная полоса становления демократически-правовой государственности. Потому отдают инфантильностью (можно сказать и резче) упования надеющихся увидеть в реальном облике пока что лишь обретающего под собой собственную почву молодого государства исчерпывающий набор точных признаков зрелых государств демократически-правового типа - государств, которые имеют за своими плечами позитивный опыт длительной общественно-исторической эволюции, соответствующие устойчивые традиции общежития, высокий уровень социокультуры и т.д. Это только в древнегреческой мифологии Афина - богиня мудрости и справедливой войны - рождается из головы Зевса сразу в полном боевом вооружении.
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации