Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа
Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64
В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов – судов, образующих судебную систему Российской Федерации.
Судебная
система – совокупность всех действующих
в Российской Федерации в соответствии
с её Конституцией судов, объединенная
единством задач судебной власти,
принципов организации и
Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». 47
Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
2) соблюдения
всеми федеральными судами и
мировыми судьями
3) применения
всеми судами Конституции РФ,
федеральных конституционных
4) признания
обязательности исполнения на
всей территории Российской
5) законодательного закрепления единства статуса судей;
6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.48
Система федеральных судов выглядит следующим образом:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Федеральные суды общей юрисдикции:
а) Верховный Суд РФ;
б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
в )районные суды;
г) военные суды;
д)специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел;
3) Федеральные арбитражные суды:
а) Высший Арбитражный Суд РФ;
б) федеральные арбитражные суды округов;49
Судами субъекта Российской Федерации являются:
1) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ;
2) Мировые суды.50
Таким образом, судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, которая проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).51
Глава 3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ.
В действующей
Конституции принцип разделения
властей находится среди основ
конституционного строя (гл. 1 Конституции
РФ). В соответствии с ним, государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, и органы
законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны (ст. 10
Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции,
которая служит логическим продолжением
предыдущей статьи, поручает осуществление
государственной власти исчерпывающему
перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному
Собранию, Правительству РФ, судам
РФ. Как можно заметить, принципиально
новая дефиниция статуса
Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть.55 Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них.56
Думается,
практика последних лет позволяет
говорить о становлении самостоятельной
президентской власти. От эффективного
использования полномочий Президента
зависит устойчивая работа всего
государственного механизма, и включение
четвертой ветви власти в классическую
триаду (законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти) отражает
фактическое место Президента в
системе органов
Статья
80 Конституции РФ предваряет определение
правового положения Президента
указанием, что он «является главой
государства». В части 2 этой же статьи
установлено, что Президент –
гарант Конституции, прав и свобод человека
и гражданина. Это объясняется
значением Конституции для
Особенностью
правового положения Президента
именно как главы государства
является то, что он, выполняя возложенные
на него Конституцией полномочия, инициируя
деятельность федеральных органов
государственной власти, обеспечивает
тем самым их согласованное функционирование
и взаимодействие. С этой же целью
Президент вправе использовать согласительные
процедуры, а также различные
формы контактов с органами законодательной
и исполнительной власти. Так, ему
предоставлено право
В соответствии
с Конституцией Президенту РФ принадлежит
право определять основные направления
внутренней и внешней политики государства.
Это означает, что, с одной стороны,
именно Президенту как лицу, избранному
на свой пост избирательным корпусом
страны, принадлежит право
Содержание статьи 80 Конституции во многом предопределяет общую направленность всех последующих статей главы 4 Конституции и центральное место Президента в системе органов государственной власти, а также наличие у главы государства средств воздействия на другие органы государственной власти.
Таким образом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
Разделение
властей как принцип построения
российской государственности объективно
предполагает наличие органа, гарантирующего
от разрыва и противостояния властей.
Действующая Конституция
Несмотря
на то, что Президент Российской
Федерации – глава государства,
на него возложены некоторые
Качественное
своеобразие взаимоотношений
Совершенно
очевидно, что Президент играет важнейшую
роль в политическом развитии России.
Поэтому определение места
Российскую
Федерацию по форме правления
обычно относят к числу
В действительности,
однако, российская модель, по мнению многих
ученых, в частности, судьи Конституционного
Суда РФ Б.С. Эбзеева, «больше тяготеет
к президентской республике, причем
отсутствие политической культуры и
давние традиции авторитаризма, сопрягающиеся
с глубоким расслоением общества
и отсутствием в нем так
называемого среднего класса, не гарантируют
общество от тотальной трансформации
отечественной
В этой связи
теоретическое осмысление института
Президента в свете его взаимоотношений
с законодательной властью, актуальная
задача современной конституционно-
Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России