Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

В соответствии с принципом разделения властей  в Российской Федерации действует  самостоятельная и независимая  судебная власть, представленная совокупностью  органов – судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Судебная  система – совокупность всех действующих  в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного  и административно-территориального устройства государства.

Правовая  регламентация основ судебной системы  Российской Федерации содержится в  Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном  конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». 47

Основополагающим  принципом организации судебной системы является ее единство. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления  судебной системы Российской  Федерации Конституцией РФ и  Законом о судебной системе;

2) соблюдения  всеми федеральными судами и  мировыми судьями установленных  федеральными законами правил  судопроизводства;

3) применения  всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,  федеральных законов, общепризнанных  принципов и норм международного  права и международных договоров  Российской Федерации, а также  конституций (уставов) и других  законов субъектов Федерации;

4) признания  обязательности исполнения на  всей территории Российской Федерации  судебных постановлений, вступивших  в законную силу;

5) законодательного  закрепления единства статуса  судей;

6) финансирования  федеральных судов и мировых  судей из федерального бюджета.

Судебную  систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов  Российской Федерации.48

Система федеральных судов выглядит следующим  образом:

1) Конституционный  Суд РФ;

2) Федеральные  суды общей юрисдикции:

а) Верховный  Суд РФ;

б) верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

в )районные суды;

г) военные  суды;

д)специализированные суды по рассмотрению гражданских и  административных дел;

3) Федеральные  арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ;

б) федеральные  арбитражные суды округов;49

Судами  субъекта Российской Федерации являются:

1) Конституционный  (уставный) суд субъекта РФ;

2) Мировые  суды.50

Таким образом, судебная власть является самостоятельной  ветвью государственной власти, которая  проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации

 

3.1. Место президента в системе разделения властей РФ.

В действующей  Конституции принцип разделения властей находится среди основ  конституционного строя (гл. 1 Конституции  РФ). В соответствии с ним, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление  государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам  РФ. Как можно заметить, принципиально  новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в  Конституции, означает, что Президент  занимает особое место в системе  органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.52 Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью.53 Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти.54

Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть.55 Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них.56

Думается, практика последних лет позволяет  говорить о становлении самостоятельной  президентской власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего  государственного механизма, и включение  четвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в  системе органов государственной  власти.

Статья 80 Конституции РФ предваряет определение  правового положения Президента указанием, что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, что Президент –  гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется  значением Конституции для стабильности государства и тем, что в соответствии с ее положениями, человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Возложение на Президента обязанности  быть гарантом означает, что он призван  действовать персонально.

Особенностью  правового положения Президента именно как главы государства  является то, что он, выполняя возложенные  на него Конституцией полномочия, инициируя  деятельность федеральных органов  государственной власти, обеспечивает тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью  Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные  формы контактов с органами законодательной  и исполнительной власти. Так, ему  предоставлено право председательствовать на заседании Правительства, непосредственно  Президенту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд  других федеральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных  Сил РФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает  и обнародует принятые законодательным  органом федеральные законы, ему  принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, право распустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются по представлению Президента, а остальные – им лично, в порядке определенным федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Президенту РФ принадлежит  право определять основные направления  внутренней и внешней политики государства. Это означает, что, с одной стороны, именно Президенту как лицу, избранному на свой пост избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать  указанные основные направления, а  с другой стороны – что реализация внутренней и внешней политики государства  остается правом и обязанностью соответствующих  органов законодательной и исполнительной властей.

Содержание  статьи 80 Конституции во многом предопределяет общую направленность всех последующих  статей главы 4 Конституции и центральное  место Президента в системе органов  государственной власти, а также  наличие у главы государства  средств воздействия на другие органы государственной власти.

Таким образом, роль Президента, согласно Конституции  РФ, выходит за рамки только главы  исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.

Разделение  властей как принцип построения российской государственности объективно предполагает наличие органа, гарантирующего от разрыва и противостояния властей. Действующая Конституция Российской Федерации преодолела прежнее видение  принципа разделения властей, обусловившего  ряд глубоких политических кризисов, угрожавших самим основам российской государственности, и наделила главу  государства, таким образом, весьма широкими полномочиями. Он выступает  в качестве объединяющего начала в конституционном строе Российской Федерации, осуществляет функции координации  и единения всех ветвей власти. В этом смысле Президент РФ является персонификацией российской государственности. Речь не идет о режиме личной власти, гарантией от установления которого должна служить Конституция Российской Федерации и предусмотренные ею «сдержки и противовесы». Напротив, проблема заключается в выявлении демократического потенциала российской президентуры как одного из институтов государственной власти, представляющего действительные интересы всего общества. В этих условиях умение главы государства не связывать себя с той или иной политической силой или интересами отдельного социального слоя, быть олицетворением всего государства и представлять всех своих сограждан приобретает особое значение.

Несмотря  на то, что Президент Российской Федерации – глава государства, на него возложены некоторые арбитражные  функции, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и других конституционных норм, нет  оснований, по нашему мнению, трактовать президентскую власть как стоящую  над другими ветвями властями, поскольку каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. Заложенная в Конституции необходимая  система «сдержек и противовесов»  в совокупности с провозглашенным  принципом разделения властей формирует  право ветвей власти на взаимный контроль и соответствующую реакцию на нарушение конституционных норм. По мнению А.А. Котенкова, "«..в воспринятой  Россией цивилизованной и учитывающей  мировой опыт практике разделения властей  глава государства не участвует  в этом «разделе» власти изнутри, возглавляя одну из ее составляющих, а  является своего рода гарантом стабильности для всех ветвей власти, в том  числе и законодательной».57

Качественное  своеобразие взаимоотношений Президента с другими органами государственной  власти и в том числе с парламентом, взаимообусловливаются особенностями  формы правления в Российской Федерации.

Совершенно  очевидно, что Президент играет важнейшую  роль в политическом развитии России. Поэтому определение места Президента в системе органов государственной  власти Российской Федерации помогает не только вскрыть закономерности реализации принципа разделения властей, но и сделать  вывод о том, какая разновидность  республиканской формы правления  установлена в России Конституцией 1993 года.

Российскую  Федерацию по форме правления  обычно относят к числу полупрезидентских  республик. В самом деле, для организации  и функционирования институтов российской государственности подобно другим полупрезидентским республикам  характерно наличие сильной президентской  власти, сопрягающейся с менее  выраженным, чем в президентских  республиках, разделением властей. Глава государства, по существу, де-факто  возглавляет исполнительную власть, хотя формально и находится вне  ее и не уполномочен Конституцией на ее осуществление. Для принятия ряда решений, в частности в процессе формирования Правительства, необходимо согласие главы государства и  главы Правительства.

В действительности, однако, российская модель, по мнению многих ученых, в частности, судьи Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеева, «больше тяготеет к президентской республике, причем отсутствие политической культуры и  давние традиции авторитаризма, сопрягающиеся  с глубоким расслоением общества и отсутствием в нем так  называемого среднего класса, не гарантируют  общество от тотальной трансформации  отечественной государственности.58 Поэтому не случайно в обществе активно обсуждается проблема обновления действующей Конституции Российской Федерации, особенно в части, касающейся полномочий главы государства и его взаимоотношений с законодательной властью, усиления роли и значения парламента в политической системе общества, закрепления его контрольных полномочий.

В этой связи  теоретическое осмысление института  Президента в свете его взаимоотношений  с законодательной властью, актуальная задача современной конституционно-правовой науки, имеющая также важное практическое значение. От успешного ее решения  во многом зависит повышение действенности  государственной власти, стабильности политических институтов, гарантированности  прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России