Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
Аппарат КС РФ.
Деятельность КС РФ обеспечивает аппарат, который
формируется в соответствии с ФКЗ от 21
июля 1994 г. Аппарат Суда состоит из Секретариата
КС РФ, секретариатов Председателя, заместителей
Председателя КС , аппаратов каждого из
судей, а также иных подразделений. КС
РФ в пределах своей сметы расходов устанавливает
численность, структуру и штатное расписание
аппарата, утверждает положение о Секретариате
КС РФ и других подразделениях аппарата.
Секретариат Конституционного Суда РФ. В со
РФ наделен рядом организационно-управленческих полномочий,
а именно:
осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС РФ, проводит прием посетителей;
содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;
проводит прием посетителей;
изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений КС РФ. Секретариат КС РФ возглавляет его руководитель. Он назначается на должность решением Суда по представлению Председателя КС РФ; в таком же порядке на должность назначаются начальники управлений, отделов и служб Секретариата Суда. В состав Секретариата входят отраслевые и функциональные управления, отделы и службы:
управления — конституционных основ публичного права; конституционных основ частного права; конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты; конституционных основ уголовной юстиции; редакционно-издательское и тд.
отделы — по обеспечению судебных заседаний и делопроизводства, который осуществляет подготовку и проведение пленарных заседаний, заседаний палат Суда и совещаний судей, формирование, оформление и хранение дел до передачи их в архив и тд.
13. 13Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила, юридические последствия.
Решения КС РФ-правовой акт, принятый КС РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. Решение КС РФ принимается на основе оценки как буквального смысла рассматриваемого акта, так и смысла, придаваемого ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Судья КС РФ имеет право на опубликование своего особого мнения, которое приобщается к материалам дела. Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Статус КС не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В то же время ФКЗ о КС (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций, формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства. Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена в последующем в пленарном заседании КС . Поводом для этого может послужить обращение в КС любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, жалоба гражданина.
ФКЗ "О КС РФ " (ст. 80) предусмотрены специальные юридические механизмы обеспечения обязательности Решения КС РФ о приведении в соответствие с Конституцией РФ закона (иного нормативного акта), признанного неконституционным. Из факта вынесения такого Решения КС РФ вытекает обязанность соответствующих органов государства устранить пробел в правовом регулировании. В этой связи после опубликования Решения КС РФ: Правительство РФ обязывается не позднее трех месяцев внести в Гос. Думу проект нового ФКЗ , ФЗ либо законопроект о внесении изменений и дополнений в признанный неконституционным закон; Президент РФ, Правительство РФ обязаны не позднее двух месяцев после опубликования Р.КС РФ отменить принятые ими нормативные акты, признанные неконституционными; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан внести необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменить принятый им закон, признанный неконституционным, либо внести в него изменения.
Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные решения КС РФ именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения КС РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате Федерального Собрания, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции. Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Юридическая сила постановления КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта.
В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решения КС РФ публикуются в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", "Собрании законодательства РФ " и "Парламентской газете". КС РФ, согласно ст. 83 ФКЗ "О КС РФ ", может быть официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в КС , других органов и лиц, которым оно направлено.
14. 14Конституционно-
Выводы,содержащиеся в резолютивной части решений КС РФ, имеют конституционно-правовую аргументацию. Содержательная часть аргументации итогового решения выражает правовую позицию КС РФ, которая представляет собой самостоятельное правовое явление, действующее автономно. Правовая позиция КС РФ может совпадать с правовой позицией законодателя, и в этом случае закон либо отдельное его положение признается соответствующим Конституции. Если правовая позиция КС не совпадает с правовой позицией законодателя, то КС формулирует собственную правовую позицию. В этом случае она излагается в мотивировочной части решения и служит правовым основанием для выводов, содержащихся в постановляющей (резолютивной) части решения КС . В сжатом виде правовая позиция может быть выражена (продублирована) в резолютивной части решения КС РФ. КС РФ придерживается ранее сформулированных им правовых позиций, что является гарантией стабильности конституционности и конституционного порядка.В отечественной юридической науке нет четкого понимания и единства мнений о том, что представляет собой правовая позиция КС а РФ в качестве нового и самостоятельного правового явления. Правовые позиции КС РФ — это конституционно-правовые установления, которые: входят в содержание(пространство) российского права; являются результатомпонимания, толкования, интерпретации содержания и смысла Конституции РФ в соотнесении с объектами конституционногоконтроля на основе познавательно-оценочной логики,такого соотнесения (сопоставления) в пределах компетенции КС РФ; снимают возникшую
конституционно-правовую неопределенность и разрешают возникшие конституционно-правовые
проблемы; имеют всеобщийи обязательно-нормативный
характер для участниковконституционно-
источники (формы) российского права (кроме Конституции РФ), которые, как правило, снимают конституционно-правовую неопределенность, разрешая возникшую конституционно-правовую проблему, и служат правовым основанием итоговых выводов (решений) КС РФ.
Виды правовых позиций КС РФ. Правовые позиции КС РФ могут быть классифицированы по различным основаниям: по категориям дел, разрешаемых в соответствии с полномочиями КС РФ; характеру их содержания (материально-правовые и процессуально-правовые); сферам общественных отношений (правовые позиции в области прав и свобод человека и гражданина, государственного строительства, федерализма, местного самоуправления и т. д.). Возможны и другие критерии классификации правовых позиций КС РФ.
По характеру разрешаемых КС РФ дел правовые позиции можно разделить на четыре вида:
представляющие результат официального толкования Конституции РФ;
являющиеся результатом выявления конституционно-правового смысла проверяемых на конституционность объектов нормоконтроля (законов и иных нормативных правовых актов,
внутригосударственных и международных договоров);
3) по спорам о компетенции;
4) вытекающие из осуществления
иных полномочий
Суда РФ.
По характеру содержания решений
КС РФ содержащиеся в них правовые позиции
делятся на материально- правовые и процессуально-
При рассмотрении поступающих обращений в пленарных заседаниях КС РФ принимает решение о принятии обращения к производству либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению. В отказных определениях содержатся процессуальные правовые позиции КС РФ.
Правовая природа и юридическая сила правовых позиций КС РФ.
Правовые позиции КС имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция КС РФ носит общий характер, т. е. она распространяется не только на ту конкретную ситуацию, которая стала предметом рассмотрения в КС , но и на все аналогичные (тождественные, сходные) ситуации, имеющие место в правовой практике. Вторым характерным свойством правовых позиций, как и итогового решения в целом, является их официальный и обязательный характер. Решения и содержащиеся в них правовые позиции КС обязательны на всей территории Российской
Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений . Как мы уже упоминали, правовые позиции КС РФ приравниваются по юридической силе к Конституции РФ. правовые позиции могут выступать в качестве ориентира (критерия), но этот критерий обязателен для законодателя и правоприменителей. При обращении в КС РФ, по предмету которого уже было принято решение и в нем сформулирована соответствующая правовая позиция, КС принимает специальное определение о распространении ранее сформулированной им правовой позиции на аналогичную (тождественную, сходную) правовую ситуацию, которое следует отнести
к итоговому решению КС РФ. По
содержанию и назначению определения
о распространении правовой позиции КС
РФ имеют двойственный характер — материально-правовой и проце
15. 15Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, виды.
Статус судьи КС РФ – это совокупность юридически значимых характеристик в целом определяющих тип его взаимоотношений с другими субъектами правоотношений. Существуют три разновидности статуса судьи : 1. Действующий судья (осуществление всех прав и обязанностей); 2. Статус судьи, полномочия которого приостановлены ( в связи с болезнью или расследованием преступления, где он является подозреваемым); 3. Статус судьи в отставке (по возрасту, по собственному желанию). Конструкция КС РФ: состоит из :1. Ядро (права и обязанности судьи); 2. Предпосылки для обладания этим статусом; 3. Предпосылка для реализации прав и обязанностей (принципы правового статуса(независимость, неприкосновенность, несменяемость, равенства прав судей); гарантии правового статуса (правовые( все судьи в равной степени имеют право участвовать в деятельности КС РФ), организационные ( строго установленный в законе порядок приостановления и прекращения деятельности судьи), материальные); ответственность. По структуре статус судьи КС РФ состоит из прав, обязанностей, запретов. Права – Участвовать во всех аспектах деятельности КС РФ. Обязанности: добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях КС, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции КС; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению КС, до принятия решения по этим вопросам; воздерживаться от действий в интересах других лиц и организаций; не допускать занятий и не совершать действий, не совместимых с должностью КС РФ.
16. 16Принципы правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Гарантии правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Основными принципами правового
статуса судьи КС РФ являются: 1. Независимость. Судья конституционного суда
независим в осуществлении своих полномочий.
При разрешении дел он руководствуется
конституцией и ФКЗ О КС РФ. Принцип закреплен
в ст. 29 ФКЗ. Судья выступает в личном качестве,
не допускается частное вмешательство
в деятельность судьи. Независимость судьи
КС РФ обеспечивается его несменяемостью,
неприкосновенностью, равенством прав
судей, установленными законом, порядком
приостановления и прекращения полномочий
судьи, правом на отставку, обязательностью
установленной процедуры конституционного
судопроизводства, запретом какого бы
то ни было вмешательства в судебную деятельность,
предоставлением судье материального
и социального обеспечения, гарантий безопасности,
соответствующих его высокому статусу. 2. Несменяемость Статья 14 ФКЗ «о КС РФ» устанавливает
принцип несменяемости судьи КС РФ. Несменяемость
означает, что судья КС осуществляет свои
полномочия без ограничения каким-либо
сроком с соблюдением возрастных ограничений.
Судья не может быть лишен своего статуса
без достаточных правовых оснований, а
так же то, что он не может быть назначен
или переведен на другую должность без
его согласия. Основания указаны в законе.
3. Неприкосновенность. Положен
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"