Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, дипломная работа
Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. Целью работы является изучение теоретико-методологических основ проблемы подбора и расстановки кадров государственной и муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления.
МЧС России является
федеральным органом
- организация, обеспечение предупреждения и ликвидации ЧС;
- защита населения и территорий (ЗНиТ) от ЧС.
МЧС РФ включает следующие основные структуры:
- Единая государственная
система предупреждения и
- Гражданская оборона (ГО);
- Государственная
- Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС).
В целом в систему МЧС РФ входят: центральный аппарат; РСЧС; территориальные органы управления; ГПС; войска ГО; ГИМС. Их основной состав и определяет общую организацию МЧС РФ. При этом в состав МЧС РФ включены:
а) РСЧС: аварийно-спасательные службы (АСС), поисково-спасательные службы (ПСС) и их формирования; региональные центры; государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (центроспас);
б) Гражданская оборона: штаб войск ГО; войска ГО; структура ГОЧС объекта экономики (организации);
в) Государственная
г) Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС);
д) Территориальные органы управления (ОУ) МЧС РФ: региональные
центры; главные управления МЧС России по субъектам РФ;
е) Органы управления (постоянно действующие ОУ) на муниципальном уровне (город, район, населенный пункт) и на объектах экономики – управления, отделы, сектора по ГОЧС. Это органы специально уполномоченные решать задачи повседневного управления и контроля за выполнением мероприятий ГОЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, а также готовностью к действиям при ЧС на подведомственной территории.
ж) Образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации.
Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.
В «Положении о МЧС РФ» установлены задачи МЧС, основными из которых являются:
- Защита населения и
территорий страны от
- Повышение устойчивости
функционирования ОЭ при
- Проведение АСиДНР при ЧС мирного и военного времени.
Немаловажными являются и следующие задачи МЧС РФ:
- организация обучения
и подготовки населения к
- организация и осуществление
госнадзора и контроля на
Согласно Постановлению Правительства РФ (2001г. в ред. от 02.10. 2009) на МЧС РФ также возложена обязанность ведения Реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних морях и территориальном море РФ. Кроме этого, в МЧС РФ создана единая система предупреждения и ликвидации ЧС ракетно-космического характера, порождаемых авариями ракетоносителей на старте и в полете, а также возможным падением космических аппаратов на Землю.
В соответствии
с федеральным Законом 122-ФЗ (ред. от 19.07.2011 № 242 ФЗ)
с 1 января 2005г. началось реформирование
МЧС РФ и произошло перераспределение
сфер ответственности в области ГО, ЗНиТ,
обеспечения пожарной безопасности между
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Одновременно изменилась система финансирования
мероприятий. При этом организация и функционирование
МЧС РФ производится по территориальному
принципу вместо территориально-
На территории РФ создано шесть региональных центров МЧС РФ: Центральный (г.Москва), Северо-Западный (г.Санкт-Петербург), Приволжский (г.Н.Новгород), Уральский (г.Екатеринбург), Дальневосточный (г.Хабаровск), Сибирский (г.Красноярск), Южный (г.Ростов-на-Дону).
Общее руководство деятельностью Главного управления МЧС России по субъекту РФ в пределах полномочий, установленных МЧС РФ, осуществляет региональный центр. Главные управления МЧС России по субъектам РФ созданы в 2004г. приказом МЧС РФ (№372 от 2004г. в ред. от 8.09.2011 г) в 89-ти субъектах РФ и закреплены договорами между МЧС и органами исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют в установленном порядке руководство подразделениями ГПС, ГИМС, аварийно-спасательными, поисково-спасательными, пожарно-спасательными формированиями и организациями (объектами экономики), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ.
Структура и
организация повседневного
а) Президент РФ определяет основные направления единой государственной политики в области ГОЧС и утверждает те или иные законы и т.п.;
б) Правительство РФ руководит организацией и ведением работ в области ГОЧС;
в) МЧС РФ реализует государственную политику в области ГОЧС, выполняет надзорные и контрольные функции, возглавляет систему органов повседневного управления;
г) Органы исполнительной власти, руководители объектов экономики организуют и осуществляют мероприятия по ГОЧС.
Следовательно, общее руководство по делам ГОЧС в РФ возложено на Председателя Правительства РФ, который по должности, является руководителем ГОЧС РФ. Непосредственное руководство по делам ГОЧС осуществляет МЧС РФ. Министр МЧС РФ по должности – первый заместитель руководителя по ГОЧС РФ. Руководство по делам ГОЧС в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, в районах, городах возложено на руководителей органов исполнительной власти, являющихся по должности одновременно и руководителями по делам ГОЧС.
Руководители ГОЧС несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГОЧС.
Таким образом, МЧС РФ осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Следует сказать, что в настоящее время при реформировании МЧС РФ происходит объединение (интеграция) систем РСЧС и ГО с созданием государственной системы защиты населения и территорий под общим названием «Российская система гражданской защиты при ЧС мирного и военного времени».
Кроме этого, согласно «Плану строительства и развития сил МЧС РФ на 2007-2010 годы» был изменен облик и состав федеральной противопожарной службы, и произошла реорганизация войск ГО в силы ГО с заменой военной службы на правоохранительную. Следовательно, военная составляющая сил МЧС РФ прекратила свое существование и изменила статус сил ГО. Силы ГО не претерпят численного изменения, но, вместо военной службы, в них будет осуществляться правоохранительная и государственная гражданская служба.
Важным шагом в развитии и совершенствовании РСЧС является Указ Президента РФ от 9.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (в ред. от 27.10.2011). На его основании ГПС МВД РФ преобразована в ГПС МЧС России.
ГПС МЧС РФ функционирует согласно федеральному закону «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994г. № 69-Ф3 в ред. от 19.07.2011) и изменений, внесенных федеральным законом 122-Ф3 от 2004г (в ред. от 19.07.2011). С 1 января 2005г. законом 122-Ф3 введено новое определение понятия пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для проведения профилактики пожаров, их тушения и возложенных на них аварийно-спасательных работ. Новый закон устанавливает, что государственный пожарный надзор будет осуществляться исключительно должностными лицами органов государственного пожарного надзора (ГПН), находящемся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Изменения 122-Ф3 с 2005г. дополняют подразделения пожарной охраны: муниципальной пожарной охраной, а также предусматривают новую структуру ГПС, в которую будут входить федеральная противопожарная служба (ФПС) и противопожарная служба субъектов РФ.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам о пожарной безопасности» (от 25.10.2009г. № 172-ФЗ) определил отношения между МЧС РФ, субъектами РФ и объектами. Он уточнил вопросы разграничения полномочий между ними в области пожаротушения.
1. Для МЧС РФ. Теперь
обеспечение пожарной
2. Для субъекта РФ. В его полномочия относится оперативное управление на территории подразделениями территориального органа МЧС РФ в субъекте (Главное управление МЧС по субъекту РФ) и устанавливает, что порядок привлечения сил для тушения пожаров определяется МЧС и ГУ МЧС по субъекту РФ. Следовательно, управление всеми силами на территории субъекта РФ при пожаротушении осуществляется через один управляющий центр – территориальный орган МЧС РФ, находящийся в оперативном подчинении органа исполнительной власти.
Организация гарнизонной службы в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области строится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 19.07.2011) с изменениями внесенными Федеральным законом от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ (в ред. от 27.07.2010), приказом МЧС России от 05.05.2008 г. №240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (в ред. от 11.07.2011).
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 05.05.2008 г. № 240 (в ред. от 11.07.2011), на территории Нижегородской области приказом Главного управления от 01.04.2010 года № 191 создан 1 территориальный и 51 местный гарнизон пожарной охраны, в том числе 1 на территории ЗАТО (г. Саров). Этим же приказом назначены начальники соответствующих гарнизонов, после предварительного согласования их с начальником ПРЦ МЧС России, определены границы гарнизонов (в пределах муниципальных образований). Начальниками местных гарнизонов назначаются только сотрудники ФПС. Кроме этого, данным приказом определен порядок оперативного подчинения подразделений, находящихся на территории гарнизона, но входящих в состав других отрядов. Так, например, созданный на договорной основе отряд федеральной противопожарной службы № 3 располагается в г. Кстово Нижегородской области, а его структурные подразделения разбросаны по всей Нижегородской области. Подразделения ФПС осуществляют координацию других видов пожарной охраны, входящих в состав гарнизона.
В состав сил и средств территориального гарнизона входят:
- Государственное
- Государственное учреждение «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Нижегородской области»;
- Государственное учреждение «Центр управления кризисными ситуациями»;
- Государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности»;
- Государственное
учреждение «Производственно-
- Производственно-технический центр ГПС;
- 58 территориальных отделов и отделений ГПН.
- 113 подразделений ФПС, общей численностью 5034 человека (2443 сотрудника и 2591 работник), в том числе 52 пожарные части, входящие в 15 отрядов федеральной противопожарной службы, 24 самостоятельных ПЧ, 1 специализированная пожарная часть по тушению крупных пожаров;
- 69 подразделений
противопожарной службы